Принятие Генеральной Ассамблеей ООН совместной резолюции Сербии и Европейского союза о начале «диалога» между Белградом и Приштиной получило закономерное продолжение. Президент Сербии еще не успел покинуть Нью-Йорк, как западные архитекторы косовской независимости устами Верховного комиссара Евросоюза по международным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон потребовали от сербских властей как можно скорее сесть за стол переговоров с албанскими властями Косово на равноправной основе. «Чем раньше – тем лучше», - уже не скрывая своего менторского тона, ультимативно заявила сербской стороне госпожа Эштон, чьи высказывания перепечатали все ведущие сербские периодические издания. По ее словам, «Евросоюз предложил свое содействие в организации переговоров между Белградом и Приштиной», целью которого является «подготовка обеих сторон к движению в направлении ЕС» и последующая «ликвидация всех препятствий на пути к европейской интеграции». При этом Брюссель намерен участвовать в данных переговорах на полноправной основе со своей группой экспертов. [1]
Президент Тадич настроен не менее оптимистично. По его словам, необходимо начать переговоры по вопросам, которые «могли бы принести немедленные результаты, с тем, чтобы создать хорошую атмосферу в диалоге» по «всем остающимся нерешенными вопросам».
От всего этого вновь возникает стойкое ощущение дежавю. Переговоры при посредничестве, а вернее, прямом и явно не бескорыстном участии, Брюсселя, заверения в добрых намерениях, ссылки на «технические вопросы», подлежащие быстрому решению - все это уже имело место быть в 2006-2007 годах. Тогда западное сообщество пыталось заставить Сербию путем нескольких раундов переговоров в Вене подписать соглашения с албанскими сепаратистами о той или иной форме независимости Косова – поднадзорной, переходной, условной или какой-либо подобной. Сербская сторона тогда тоже подошла к переговорам, как ей казалось, во всеоружии. При участии видных международных юристов-правоведов были проанализированы существующие в мире модели автономии – от Аландских островов до Квебека и от Гренландии до различных аспектов Дейтонского мирного урегулирования для Боснии и Герцеговины. Однако в ходе многомесячных переговоров сторонам не удалось не только выработать рамочное соглашение по статусным делам, но и хотя бы подписать юридически обязательные документы о защите сербских церквей и монастырей в Косово. Вот как однажды очень точно обрисовала «хорошую атмосферу диалога», царившую на тех переговорах, нынешний чрезвычайный и полномочный посол Сербии в России, а тогда временный поверенный сербского посольства Елица Курьяк: «Сербы предлагают, албанцы говорят – нет, сербы еще предлагают, албанцы опять говорят – нет… Албанцы на все отвечают – нет. Кроме независимости Косово не принимается ничего, абсолютно ничего». [2]
Причина провала венских переговоров хорошо известна: Запад еще в конце 2005 года пообещал албанским сепаратистам независимость. Тогда же Международная контактная группа с молчаливого согласия российской дипломатии зафиксировала три «нет», которые затем легли в основу «плана Ахтисаари» о поднадзорной независимости Косова: «нет» разделу края, «нет» его присоединению к какому-либо соседнему государству, а главное «нет» - возвращению к ситуации 1999 года. Последнее автоматически означало согласие и России, и Сербии (принявшей принципы контактной группы как данность) на невозможность возвращения Косова под юрисдикцию Белграда. Эта простенькая комбинация и превратила последующие переговоры в фикцию.
Какие же вопросы Сербия намерена решить в ходе нынешнего диалога, учитывая, что ЕС не только практически признал независимость Косова, но и написал для албанских сепаратистов краевую конституцию, принятую в 2008 году. В ней в первой же статье подчеркивается, что так называемая «Республика Косово является независимым, суверенным, демократическим, единым и неделимым государством». [3] Эта формулировка, а также четкое заявление министра внутренних дел Косово Байрама Реджепи о том, что Приштина в ходе диалога не намерена обсуждать с Белградом «вопросы, связанные со статусом или внутренними делами Косово», делают бессмысленными любые расчеты и надежды Белграда на «хорошую атмосферу» диалога. Конечно, президент Тадич, глава сербского министерства иностранных дел Вук Еремич и другие представители сербского истеблишмента могут вполне искренне считать статус Косово одним из «нерешенных вопросов». Однако вряд ли с их мнением посчитаются кураторы предстоящего диалога из Брюсселя. А значит, переговоры вновь, как и в 2006-2007 годах, пойдут в русле, выгодном не Белграду, а албанским властям Приштины и их западным покровителям. Последнее слово в подготовке переговоров намерены сказать США. 12 октября Хиллари Клинтон приезжает в Белград, чтобы, как признают сами сербские СМИ, еще раз «надавить» на Сербию. [4]
Всё это – не тайна для нынешних властей Сербии. А значит – в участие Белграда в переговорном фарсе имеет другую цель, нежели попытка заставить Приштину и Брюссель дезавуировать косовскую независимость. Именно эту, истинную, цель, очевидно, и имел в виду Борис Тадич, оговорившийся на днях, что принятая Генеральной Ассамблеей ООН 9 сентября совместная резолюция Сербии и Европейского союза о необходимости диалога по косовским проблемам, «сохраняет нейтралитет в вопросе о статусе Косово». [5] Вот такой «нейтралитет» в отношении Косова и косовских сербов и хочет обеспечить правящая в Сербии прозападная коалиция, привычно плывущая в фарватере США и Европейского союза.
____________________
[1] Политика, 23.09.2010.
[2] Косовская мина в Европе? Дискуссии. М., 2006. С.11.
[3] Kushtetuta e Republikës së Kosovës. Prishtinë, 2008. F.1.
[4] Blic, 27.09.2010.
[5] Tanjug, 25.09.2010.
Петр Ахмедович ИСКЕНДЕРОВ - старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук, международный обозреватель газеты «Время новостей» и радиостанции «Голос России».