Итоги сентябрьского саммита глав тюркоязычных государств в Стамбуле остались почти незамеченными в России. Между тем результатом этих решений является организационное оформление и институционализация межгосударственных структур тюркских государств, призванных интенсифицировать процессы интеграции и сотрудничества в политике, экономике и культурно-образовательной сфере. Отсутствие значимых результатов этого сотрудничества на протяжении двух предыдущих десятилетий отнюдь не является показателем того, что этих результатов не будет и в дальнейшем. Тем более что объектом интереса недавно созданных тюркских институтов и структур почти наверняка станут тюркские автономные республики и народы в составе России.
10-й саммит глав тюркоязычных государств, состоявшийся 16-го сентября в Стамбуле, первоначально планировалось провести в Бишкеке. Однако хроническая нестабильность, наступившая в Киргизии после «апрельской революции», спутала эти планы, и саммит решено было перенести в Стамбул. Перенос места проведения саммита оказался символичным, поскольку именно Турция в 1992 г., вскоре после распада СССР, оказалась у истоков всех интеграционных мероприятий тюркоязычных государств. Результаты «пантюркистской интеграции» в течение последующих двадцати лет не оправдали ее главного ожидания – стать общепризнанным лидером тюркского мира. И вот теперь в процесс объединения тюркских государств решено вдохнуть новую жизнь.
В саммите приняли участие президенты Казахстана Нурсултан Назарбаев, Азербайджан Ильхам Алиев, Турции Абдулла Гюль, Киргизии Роза Отунбаева и Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов. Узбекистан с 1995 г. от участия в саммитах тюркских государств отказывается. Его отношения с Турцией испортились после того, как она предоставила политическое убежище главному узбекскому оппозиционеру, единственному сопернику президента И. Каримова на выборах 1991 г. и лидеру демократической партии «Эрк» Мухаммаду Салиху. С тех пор М. Салих успел перебраться в Норвегию, однако отношения Турции с Узбекистаном остаются плохими. Между тем отказ Узбекистана от участия в «тюркской интеграции» исключает из нее большую часть тюркского населения Центральной Азии, проживающего на территории этой густонаселенной республики.
Предложение о создании Совета сотрудничества тюркских государств (Тюркского совета) было выдвинуто президентом Казахстана Н. Назарбаевым на предыдущем, 9-м, саммите глав тюркоязычных государств, состоявшемся в октябре прошлого года в Нахичевани. Говоря о контурах будущего совета, президент Казахстана заявил, что он должен обладать «всеми необходимыми признаками политического регионального объединения, правовым статусом и определенными организационными структурами», то есть являться полноценным интеграционным объединением. Основной целью его деятельности он обозначил «единство тюркоязычных братских государств, о котором мечтал Ататюрк». Тогда же Казахстан предложил создать Центр изучения тюркского мира и Тюркскую академию, а в ее составе - Центр тюркской истории и культуры, Центр изучения тюркского языка, Тюркскую библиотеку, а также общий Тюркский музей.
На стамбульском саммите все эти предложения были оформлены в качестве окончательных решений. Помимо Совета сотрудничества тюркских государств руководящими органами этого интеграционного объединения стали Совет глав государств, Совет министров иностранных дел, Совет старейшин и Комитет старших должностных лиц. Координацию экономического сотрудничества планируется возложить на Тюркский деловой совет, а культурного – на Фонд сохранения тюркской культуры в Баку. Секретариат Тюркского совета, финансирование деятельности которого в течение первых трех лет взяла на себя Турция, будет базироваться в Стамбуле. Его генеральным секретарем назначен опытный турецкий дипломат, бывший посол в РФ Халиль Акынджи. Это назначение свидетельствует, что главным направлением деятельности совета будет активизация сотрудничества с тюркскими странами СНГ, где Турция может попытаться наверстать то, чего не смогла добиться в 1990-е – первом десятилетии 2000-х гг.
Помимо попыток Турции вернуть себе ведущие позиции в процессах «тюркской» интеграции стамбульский и нахичеванский саммиты показали, что роль лидера все чаще примеряет на себя Казахстан. В последнее время им было выдвинуто большинство интеграционных инициатив, таких как создание Совета сотрудничества и Межпарламентской ассамблеи тюркских стран, образованной в 2008 г. Признанием интеграционных заслуг Казахстана стало решение ТЮРКСОЙ - международной организации по развитию тюркской культуры и искусства со штаб-квартирой в Анкаре, объявить Астану столицей тюркского мира 2012 года. В Астане планируется разместить Академию тюркского мира, в рамках которой будут открыты музей и библиотека.
Наиболее успешной на сегодняшний день является взаимодействие тюркских государств в культурно-образовательной сфере, причем главная заслуга здесь принадлежит Турции. Во всех странах Центральной Азии, кроме Узбекистана, создана сеть турецких лицеев – средних образовательных учреждений, преимуществом которых является неплохое преподавание языков и естественно-научных дисциплин, особенно математики. В Туркмении и Киргизии таких лицеев насчитывается около полутора десятков, а в Казахстане – более двадцати. Несколько лицеев открыты даже в Таджикистане, который является преимущественно ираноязычной страной. В Казахстане, Киргизии и Туркмении действуют несколько турецких университетов. Помимо них, в странах региона открыты турецкие языковые курсы и центры компьютерной грамотности. И все это – на фоне повсеместного сворачивания русскоязычного образования.
Взаимодействие в культурно-образовательной сфере осложняется тем, что языки тюркских народов Центральной Азии сегодня довольно далеко отстоят от турецкого. Сторонниками тюркского единства предпринимаются попытки создать общетюркский язык. Так, в январе 2008 г. руководитель рабочей группы по азербайджано-турецким межпарламентским связям, председатель постоянной комиссии парламента Азербайджана по вопросам культуры Н. Джафаров заявил, что через 10 лет все тюркоязычные страны и народы будут пользоваться единым турецким языком на основе латиницы. Однако перспектива перехода на латиницу Казахстана и Киргизии большого оптимизма не вызывает, так как опыт Узбекистана и Туркмении оказался скорее отрицательным.
Экономическая интеграция тюркских государств в настоящее время представляется еще более проблематичной. Большинство тюркских республик Центральной Азии, за исключением Киргизии, являются крупными производителями углеводородов и, скорее, конкурируют между собой за внешние рынки сбыта, чем сотрудничают. Турция же является ключевой транзитной страной, стремящейся активно использовать в своих интересах противоречия между производителями нефти и газа. При этом именно нефтегазовый экспорт составляет сегодня основу экономики и обеспечивает большую часть валютных поступлений и бюджетных доходов тюркских стран Центральной Азии.
Активное участие в «тюркской» интеграции со временем неизбежно войдет в противоречие с членством Казахстана в Таможенном союзе с Россией и Белоруссией. Причем противоречить этому будет не только создание альтернативных межгосударственных структур и институтов, но и ориентация на иные культурные и образовательные стандарты. Опыт развития Евросоюза показывает, что именно культурно-цивилизационная общность стала залогом успеха европейской интеграции. «Тюркская» же ориентация Казахстана будет все сильнее отдалять его от славянских государств СНГ.