XX Иберо-американский саммит

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Журналисты не без разочарования узнали о том, что президент Венесуэлы Уго Чавес не приедет в Мар-дель-Плата (Аргентина). Его присутствие – это почти всегда гарантия острых дискуссий, поиска нестандартных решений, отрицания обветшалых стереотипов. Он обещал принять участие в XX Саммите Ибероамерики, главная тема которого – «Образование в целях социального включения», но из-за продолжительных и катастрофических по последствиям ливней в стране был вынужден отменить поездку.

По разным причинам в Мар-дель-Плата не приехали президенты Никарагуа – Даниэль Ортега, Боливии – Эво Моралес, председатель Госсовета Кубы Рауль Кастро. Из президентов, входящих в блок ALBA (Боливарианского альянса стран Латинской Америки и Карибского бассейна), на форум прибыл только эквадорец Рафаэль Корреа, поскольку был одним из ключевых ораторов по проблеме противодействия государственным переворотам в регионе.

Дружная «неявка ведущих популистов» породила версии о том, что таким образом они выразили «сомнение» в исполнимости всеми участниками Саммита амбициозной «Программы Цели 2021: образование, которое мы хотим для поколения Двухсотлетия». Под «Программой» в отсутствии президентов поставили подписи министры иностранных дел стран ALBA. Разработать её стоило больших усилий. На достижение взаимоприемлемых формулировок и компромиссов ушло почти два года.

Проект “Программы” менялся не раз, поскольку сталкивались точки зрения сторонников социального и “рыночного” подхода к образованию. “Рыночники” отстаивали свои позиции, ссылаясь на затяжной экономический кризис, необходимость отказа от непродуктивного использования ограниченных бюджетных средств. “Популисты” указывали на недопустимость дискриминации “униженных и оскорбленных”, которым всегда приходилось платить голодом, лишениями и страданиями за неадекватные эгоистичные решения властей предержащих.

Особенно упорно на “рыночном” аспекте настаивали чилийцы. Для них идеал модернизации образования заключается в следовании “Болонскому процессу”, то есть превращению образования в товар со всеми присущими ему атрибутами: рентабельность, конкурентоспособность, минимальность издержек при подготовке специалиста узкого профиля и т.д. В Чили с начала 80-х годов практически вся социальная сфера была переведена из государственного сектора в частный. Ныне чилийское государство во многом сохраняет ту систему образования, юридическая и «идеологическая» база которого формировалась в годы диктатуры Пиночета. Одно из следствий приватизации образования - возникновение огромного разрыва между качеством подготовки учеников в платных частных и государственных школах. Шансы для социального роста у молодых людей «маргинального происхождения» заметно уменьшились. Высшее образование стало привилегией чилийцев из состоятельных семей.

Чавес – принципиальный противник постулатов «Болонского процесса». Проблематика современного образования, щедро финансируемого боливарианским правительством и потому доступного для всех социальных слоёв населения, всегда находилась и находится в центре модернизационных проектов Чавеса. Ему есть что сказать о достижениях Венесуэлы в этой сфере. Это сотни школ, построенных по всей стране, в том числе в посёлках с ограниченным индейским населением. Это бесплатное питание, учебники и ноутбуки, это особенно внимательное отношение к школярам из бедняцких семей.

За годы правления Чавеса было открыто в различных городах страны 20 новых университетов, а высшее образование получает 2,2 млн. венесуэльцев. Только в 2008-2009 годах «Фондом Айякучо» было выделено не менее 150 тысяч университетских стипендий для обучения за рубежом. Стоит упомянуть о борьбе с неграмотностью: 10 млн. взрослых (при населении 27 млн. человек) получили образование в объёме начальной школы, и многие из них продолжили учебу, чтобы получить среднее образование. ЮНЕСКО наградило Венесуэлу специальной премией «За демократизацию доступа в Интернет».

Венесуэльские достижения в образовательной сфере во многом разделяют страны-члены ALBA. Например, в Боливии правительство Эво Моралеса за неполных три года при помощи Кубы и Венесуэлы смогло сократить неграмотность с 16% до 17%. Если с 2003 по 2005 г. в стране появилось 187 новых школ, то за первые два года правления Эво их было построено 426. Успехи «популистов» не подвергаются сомнению правоцентристскими правительствами в регионе, однако они объясняют их традиционно: с такими газонефтяными доходами под силу реализация любых социальных миссий. Эти высказывания можно интерпретировать как позитивную оценку: финансовые поступления не разворовываются, не уходят на счета коррупционеров и олигархов, а целенаправленно используются в интересах народа и страны.

В «Заключительной декларации» Саммита, состоящей из 57 пунктов, определены векторы иберо-американского образовательного процесса, параметры его унификации, качественные характеристики и, прежде всего, обязательность базового образования и недопустимость какой-либо социальной и расовой дискриминации. В качестве перспективной задачи на ближайшее пятилетие предусматривается полное искоренение неграмотности в Латинской Америке. Особенно высока она в тех странах региона, которые Вашингтон относит к «стратегическим» с точки зрения своего военного присутствия: Гватемала, Гондурас, Колумбия, Парагвай.

На Саммите единодушно приняли «Специальную декларацию о защите демократии, правового государства и конституционного порядка в Ибероамерике». Поводом для подготовки «Декларации» стала попытка государственного переворота в Эквадоре 30 сентября 2010 года. За последнее время подобные положения, ориентированные на коллективное противодействие заговорам против демократически избранных правительств в регионе, добавлены в уставные документы МЕРКОСУР и УНАСУР. Именно по этой причине не был допущен к участию в Саммите в Мар-дель-Плата Гондурас, хотя главным «ходатаем», закулисно действовавшим в пользу террористического режима Порфирио Лобо по поручению Вашингтона, был Энрике Иглесиас, Генеральный секретарь Иберо-американского Саммита. Поддержать Иглесиаса пытался президент Сальвадора Маурисио Фунес. Он использовал формулу «наказывая Гондурас, мы наказываем гондурасский народ», но оказался в одиночестве.

Прозвучала также на Саммите тема «разоблачительных документов», размещаемых в Интернете порталом WikiLeaks. Представители «популистских» стран попытались подвергнуть обсуждению факты «грубого вмешательства Империи янки в наши внутренние дела» и даже включить соответствующий «осуждающий параграф» в «Заключительную декларацию», но не были поддержаны умеренными участниками Саммита, в том числе Бразилией.

Однако, общаясь с прессой, «популистские» деятели сказали всё, что хотели. Министр иностранных дел Венесуэлы Николас Мадуро, о котором всё больше говорят как о будущем преемнике Чавеса, заявил, что «документальные утечки Госдепартамента» через WikiLeaks – это «беспримерная по своему содержанию операция политического и шпионского характера», претендующая на оказание влияния (на дела) в регионе незаконными способами и отражающая постоянное стремление навредить Боливарианской революции».

Его поддержал вице-президент Боливии Альваро Линера, заклеймивший «имперскую дипломатию шпионажа и конспираций». «Гласность - это лучшая защита против заговоров, - сказал он. – Нам нечего скрывать. Мы не позволим, чтобы информация подобного рода, эти трюки привели к охлаждению наших отношений». Линера имел, конечно, в виду одну из телеграмм из американского посольства в Буэнос-Айресе в Вашингтон. В ней сообщалось, что президент Кристина Фернандес «выразила желание сотрудничать» с Соединёнными Штатами по боливийским делам и назвала Эво Моралеса «весьма сложной личностью для общения».  

Был намечен график проведения очередных Саммитов: 2011 год – Парагвай, 2012 – Испания, 2013 – Панама.

Статьи по теме