Предстоящие 12 декабря внеочередные парламентские выборы в Косове могут привести к кардинальному изменению расстановки сил внутри правящей в крае албанской верхушки. Место старейшей и относительно умеренной партии косовских албанцев – Демократической лиги Косова - готовятся занять гораздо более радикальные группировки, открыто ставящие вопрос о создании на Балканах «Великой Албании», что грозит насильственной перекройкой европейских границ. Политический кризис в самопровозглашенном косовском псевдогосударстве начался по сценарию Запада в преддверии переговоров Приштины с Белградом. Теперь этот кризис может окончательно выйти из-под контроля и приобрести самое опасное общерегиональное измерение.
Предстоящее голосование таит в себе две интриги. Первая – сумеет ли премьер-министр Хашим Тачи привести к успешному завершению свой план достижения единоличной власти в крае. План начал осуществляться 2 ноября, когда косовская Ассамблея высказалась за вотум недоверия кабинету, причем депутаты от премьерской Демократической партии Косова также отказали Тачи в доверии. Эта комбинация была нужна премьеру для скорейшего роспуска парламента и переноса даты голосования с уже обговоренной даты 13 февраля 2011 года на декабрь текущего года. Расчет был сделан на скорейшее использование внутреннего кризиса в рядах бывшего партнера по правящей коалиции - Демократической лиги Косова и отсутствие в крае лидера другой традиционно влиятельной политической силы – Альянса за будущее Косова Рамуша Харадиная. Бывший полевой командир Армии освобождения Косова находился в камере предварительного заключения Схевенингенской тюрьмы Международного уголовного трибунала для бывшей Югославии в ожидании повторного судебного процесса.
Распад правящей коалиции и «вотум самонедоверия» кабинета Тачи стали во многом неожиданностью для западных представителей в Приштине во главе с эмиссаром Европейского союза Питером Фейтом. Внутриполитический кризис нарушил уже согласованные в Брюсселе и Вашингтоне сроки и параметры переговоров между Белградом и Приштиной, посредством которых Запад намерен добиться от руководства Сербии признания независимости Косова если не де-юре, то хотя бы де-факто. По имеющейся информации, Запад изначально намеревался избежать досрочных выборов, ограничившись перестановкой ряда фигур: отстранить от руководящих функций одиозную для Белграда фигуру Хашима Тачи и тем самым продемонстрировать сербской стороне определенную гибкость. Комбинация премьера по скорейшему укреплению своих позиций посредством немедленных выборов явно не отвечала этим планам.
Ещё менее отвечает им успех стремительно набирающего популярность движения «Самоопределение» во главе с молодежным лидером Альбином Курти. Оно впервые участвует в выборах и проводит самую активную и бескомпромиссную предвыборную кампанию. Результаты «Самоопределения» – вторая и самая главная интрига выборов в Косове. Это движение подвергает самой жесткой критике коррупцию в косовских органах власти, призывает «проголосовать против всевластия криминала» и подчеркивает свое идейное родство с массовыми студенческими выступлениями в Европе 1968 года. По некоторым данным, именно Альбин Курти сегодня является самым популярным косовским политиком, и помешать ему победить может только нежелание косоваров идти на прямой конфликт с западными кураторами косовской независимости. Ведь Курти все последние годы организует массовые акции протеста у зданий Миссии ООН и представительства Евросоюза в Приштине, именуя их не иначе как «оккупационными». Он требует немедленно вывести все международные силы, отказаться от переговоров с Белградом, до тех пор пока Сербия не признает косовскую независимость и не выплатит албанцам огромные компенсации, а также провести в Косове и соседней Албании референдумы о государственном объединении, к которому затем присоединятся другие албанонаселенные районы Балкан в соответствии с картами, нарисованными еще Призренской лигой 1878-1881 годов. Успех Альбина Курти сделает его участником всех будущих коалиционных переговоров и поставит Запад в весьма щекотливое положение.
Наконец, еще один фактор – решение Гаагского трибунала все-таки освободить из-под стражи Рамуша Харадиная. Его присутствие также способно внести изменения в расклад сил. Во всяком случае, расчеты Демократической партии Косова и Демократической лиги Косова на хотя бы временную нейтрализацию своего активного оппонента не оправдались.
В наименее благоприятной ситуации подошла к выборам старейшая политическая сила косовских албанцев – Демократическая лига Косова, основанная еще духовным вождём сепаратистов Ибрагимом Руговой. У нее сменился лидер – вместо бывшего президента Косова Фатмира Сейдиу это место занял мэр Приштины Иса Мустафа. Кроме того, ряды партии покинула влиятельная группа во главе с сыном Ибрагима Руговы – Укой Руговой, которого одно время прочили в новые председатели партии. Ука уже сформировал единый предвыборный список с Альянсом за будущее Косово.
Далее возможны по меньшей мере три варианта.
Первый вариант - убедительная победа Демократической партии Косова и реализация сценария Хашима Тачи. В этом случае последний либо вновь займет пост главы правительства, либо уступит его представителю какой-либо из небольших партий, например лидеру Альянса за новое Косово миллионеру Беджету Паколли, а сам попытается занять пост президента, которого в Косове избирает парламент. В этом случае Белграду придется делать выбор: либо отказываться от переговоров с Приштиной и тем самым бросать вызов Европейскому союзу, либо идти на подписание соглашения с бывшим руководителем террористической Армии освобождения Косова.
Второй вариант предполагает успех на выборах наиболее радикальных сил в лице Альянса за будущее Косово и движения «Самоопределение», которые смогут тогда претендовать на участие в правящей коалиции и занятие важнейших постов в краевых органах власти. В таком случае возможны попытки уже албанской стороны сорвать предстоящие переговоры. Это предоставит властям Сербии удобную возможность сохранить лицо, а Вашингтон и Брюссель будут вынуждены заняться разработкой для Косова новых политических комбинаций. В то же время это обострит обстановку в Косове и в целом на Балканах и выведет на авансцену великоалбанских экстремистов.
Возможен и третий вариант, при котором ни одна из партий не получит весомого преимущества. Это повлечёт длительные переговоры о создании коалиции со взаимными ультиматумами, обвинениями и подкупами. Сформированные на такой основе парламент и правительство будут заведомо неустойчивыми, что ещё больше увеличит шансы Альбина Курти, и без того обвиняющего косовских политиков в поголовной продажности. Приходится согласиться, что с точки зрения сербских интересов именно последний сценарий выглядит наиболее предпочтительным.