Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун намерен отправиться на Балканы, о чём он заявил на встрече в Нью-Йорке с членом коллективного Президиума Боснии и Герцеговины Бакиром Изетбеговичем. Эта бывшая югославская республика в настоящее время является непостоянным членом Совета Безопасности ООН. Пан Ги Мун высоко оценил председательство Боснии и Герцеговины в Совете Безопасности ООН в январе текущего года, назвав его «успешным». При этом ни в нью-йоркской штаб-квартире ООН, ни в Сараево не спешат конкретизировать сроки предстоящего посещения Балкан генсеком ООН, указывая лишь, что поездка состоится «в скором времени». Учитывая, что на 16 февраля намечено обсуждение доклада Пан Ги Муна по Косову в Совете Безопасности ООН, поездка, скорее всего, состоится сразу после этого.
Предстоящий визит генсека ООН на Балканы и его планы оказать «поддержку процессу примирения, интеграции и усиления регионального сотрудничества» - хороший повод задуматься над действительной ролью Объединенных Наций в данном регионе. А роль эта делается всё меньше и уже стала чисто номинальной. Все основные мероприятия по проблемам балканского урегулирования проходят ныне под эгидой Европейского союза, НАТО или Совета Европы – будь-то обсуждение социально-экономических и межэтнических проблем или расследование преступлений в Косове. Наглядным примером могут служить регулярные саммиты ЕС – Балканы, превратившиеся в единственный международный форум подобного уровня, обсуждающий балканские проблемы. Участие в его организации и проведении ООН обычно сводится к обсуждению статуса делегации Косова. Однако даже в этом вопросе позиция ооновских представителей далеко не всегда является принципиальной, соответствующей духу и букве резолюции Совета Безопасности ООН № 1244 от 10 июня 1999 года, запрещающей самостоятельное участие представителей Приштины в подобных мероприятиях.
Именно в Косове, а также в самой Боснии и Герцеговине, ослабление позиций ООН особенно заметно. В Сараево ключевые полномочия имеет Высокий представитель международного сообщества. В настоящее время данную должность занимает австрийский дипломат Валентин Инцко. Именно он в эти дни проводит переговоры с ключевыми лидерами местных общин, дабы убедить их создать работоспособные органы власти. Деятельность аппарата Высокого представителя давно вызывает критику со стороны как боснийских сербов, так и мусульман, обвиняющих его (с разных позиций) в деструктивном вмешательстве во внутригосударственные дела. Однако показательно, что эти вопросы проходят мимо внимания ООН, поскольку формальный контроль за деятельностью международного куратора осуществляют не ооновские органы, а международный Совет по выполнению Дейтонского мирного соглашения, в котором решающая роль принадлежит странам-членам НАТО.
Именно это дает основания многим международным экспертам характеризовать происходящее в Боснии и Герцеговине как «главный международный эксперимент по политическому инжинирингу». [1] Некоторые высказываются еще более жестко, называя бывшую югославскую республику «всемирной столицей интервенционизма». [2] Число находящихся только в Сараево «иностранных строителей нации» насчитывается около 10 тысяч, а еще не менее 40 тысяч «рассеяны по территории Боснии». [3]
ООН отделена и от процесса постепенного сворачивания работы Высокого представителя, на смену которому должно придти также наделенное широкими полномочиями бюро Евросоюза в Сараево. Как заявил министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт, речь идет о «постепенном замещении» представительством ЕС функций аппарата Высокого представителя. Соответствующий механизм будет обсуждаться 21 февраля на уровне глав дипломатических ведомств государств-членов Евросоюза, то есть вновь без участия ООН.
Что же касается Косово, то там Европейский союз за последние два года уже сосредоточил в своих руках основные полномочия. Гражданско-полицейская миссия ЕС в Приштине решает все вопросы, включая формирование органов власти и даже расследование преступлений косовских сепаратистов. Да и ранее эти преступления расследовали отнюдь не ООН и даже не Гаагский трибунал, а спецдокладчик Совета Европы Дик Марти. Что же касается главы Миссии ООН по делам временной администрации в Косове итальянца Ламберто Занниера, то его оценка действий ПАСЕ, пытающейся пролить свет на чудовищные преступления, достойна изумления. В недавнем интервью местным СМИ Занниер заявил, что речь идет всего лишь «о некоторых предположениях, касающихся прошлого». Глава Миссии ООН пообещал, что его ведомство «поддержит любые шаги, которые предпримет по данному делу гражданско-полицейская миссия ЕС в Косове», добавив, что «политикой ООН является независимость правосудия». [4] И это вся реакция на разоблачения, которые уже произвели эффект разорвавшейся бомбы в европейских столицах!
Практически то же самое повторяет и Пан Ги Мун в своем докладе по Косову, который будет представлен членам СБ ООН 16 февраля. В документе подчеркивается готовность Миссии ООН в Приштине «поддержать расследования относительно торговли человеческими органами в Косово». Опубликовавшая выдержки из доклада приштинская албаноязычная газета «Зери» предварила их характерным заголовком: «Пан Ги Мун возвращает в игру Миссию ООН в Косове». [5] Такое «возвращение» ООН-овцев в качестве ассистентов миссии ЕС не может не импонировать косовско-албанской стороне, но если миссии ООН на Балканах фактически самоустраняются от наиболее жгучих проблем, можно ли ожидать от ООН реального вклада в «процесс примирения»? Ещё в 2006-2007 годах именно ООН играла главную роль в организации международных переговоров по статусу Косова. Теперь ООН стремится переложить балканские проблемы на плечи ОБСЕ, Совета Европы, ЕС, НАТО, ограничиваясь лишь самыми общими призывами к сотрудничеству.
И еще один немаловажный момент. В последние годы именно ООН предоставляет политическое прикрытие многочисленным международным неправительственным гуманитарным организациям, решающим в регионе задачи, не имеющие ничего общего ни с миротворчеством, ни с обеспечением прав человека. Объединенные Нации не только дают добро на деятельность подобных институтов – типа Фонда Сороса, «Международной кризисной группы», МПРИ, «Фридом хаус», «Дайнкорп» и многих других, но и фактически обязывают все страны-члены ООН оказывать им всестороннее содействие. В результате роль «неправительственных организаций» вроде Freedom House и Фонд Сороса на Балканах стремительно растёт - в том числе и за счёт пропорционального падения роли и авторитета ООН в регионе.[6]
_______________________________________
[1] Chandler D. Bosnia: Faking Democracy After Dayton. London – Sterling, 2000. P.2.
[2] Jenkins S. Ulster of the Balkans: British Troops have been sent on a Mission Impossible in Bosnia // The Times. 1997. 17 Dec.
[3] King N. Jr. “Suits” such as Mr Klein push for an Anthem or a New Flag // The Wall Street Journal. 1998. 26 Aug.
[4] http://www.unmikonline.org/radio/INTERVIEW%20TRANSCRIPT.doc
[5] Zëri , 08.02.2011
[6] Chandler D. Bosnia...P.2.
Петр Ахмедович ИСКЕНДЕРОВ - старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук, международный обозреватель радиостанции «Голос России».