После принятия Совбезом ООН Резолюции № 1973 планы НАТО окончательно прояснились. К тому времени Муаммар Каддафи смог переломить ситуацию в стране в свою пользу и начал последний акт усмирения мятежа. Резолюция Совбеза была принята буквально за несколько часов до начала штурма правительственными войсками столицы мятежников Бенгази. Текст резолюции, вроде бы говорящий об установлении «зоны запретов на полеты», на самом деле содержит примечательное положение, которое, собственно, и раскрывает суть замысла «мирового сообщества» (воспользуемся этим эвфемизмом) в отношении Ливии. Резолюция позволяет «предпринимать дополнительные меры против целей на земле», что, по единодушному мнению экспертов, означает шаг к началу воздушной войны против сухопутных сил Каддафи.
Мятежников, окопавшихся в Бенгази, можно спасти только одним способом – подвергнув ливийские правительственные войска интенсивным ракетно-бомбовым ударам. Допустим, нападающей стороне это удастся, и натовцы сумеют преодолеть ливийскую систему ПВО (до полутора десятков радаров раннего оповещения и около тридцати баз с ракетами «земля – воздух»). Допустим, регулярные части правительства Ливии будут рассеяны, вооружённые мятежники, проходящие в резолюции СБ ООН по разряду «мирных жителей», спасены и торжественно обряжены в одежды столпов ливийской демократии.
Что дальше?
Если бы за мятежом стояла хоть мало-мальски организованная политическая сила, представляющая значительную часть населения страны, у неё появилась бы в таком случае возможность при поддержке интервентов взять ситуацию под контроль, интернировать Каддафи и его семью, объявить о подготовке к «свободным выборам».
Однако тут-то и возникают вопросы:
- представляют ли мятежники не то чтобы большинство, но хотя бы сколько-нибудь заметную часть населения Ливии?
- насколько они сплочены и в состоянии ли, даже при внешней опеке, контролировать политический процесс в «освобождённой» Ливии?
- как поведут себя солдаты и офицеры рассеянных воинских частей Каддафи?
- как отреагирует весь мусульманский мир на разбой по отношению к Ливии со стороны «международных сил», то есть США и НАТО?
Похоже, в штаб-квартире альянса в Брюсселе, а также в Вашингтоне и Лондоне ясного понимания ситуации нет до сих пор. Альянс начинает воевать по старому, но далеко не во всём безукоризненному принципу Наполеона «ввяжемся в драку, а там посмотрим».
Между тем очень вероятно, что без поддержки сухопутных сил вторжения мятежникам в ведущую политическую силу не превратиться, а переход уцелевших отрядов регулярной ливийской армии к партизанским методам ведения войны быстро дезорганизует новую «демократическую» власть на местах.
Как отмахнуться от слов, произнесенных в недавнем интервью сыном Каддафи: «У нас есть план А, план B и план С. План А: жить на нашей земле и умереть за неё. План В: жить на нашей земле и умереть за неё. План С: жить на нашей земле и умереть за неё». Так что в поддержке мятежников большинством ливийцев есть, мягко говоря, большие сомнения.
Не меньшие сомнения есть в том, что натовские генералы рискнут ввести в Ливию свои наземные части. В Монсе, в штабе объединенных сил НАТО в Европе (SHAPE), уже сейчас дают понять, что предпочли бы воевать с ливийцами не под флагом альянса, а «силами отдельных государств». Опасения того, что антиамериканизм в Арабском мире может обернуться против интервентов самым неожиданным образом, достаточно сильны. Поэтому, скорее всего, альянс постарается бросить против Каддафи своих верных союзников на арабском Ближнем Востоке - саудитов и катарцев. Сколько среди них будет американских и европейских советников и инструкторов – не суть дела. Главное, миру можно будет объявить: мусульмане пришли на помощь мусульманам. Если, конечно, страны Залива с их скромными военными возможностями решатся на такую авантюру. А вот если не решатся, Вашингтон и Брюссель окажутся в очень сложном положении.
Начинающаяся операция отдаленно напоминает войну НАТО против Югославии в 1999 году, которая принесла западному военному блоку желанный успех. Однако Триполи – не Белград, в котором существовала организованная и сильная политическая оппозиция Милошевичу. «Гуманитарные» бомбардировки Югославии, унесшие жизни более тысячи гражданских лиц и давшие нужный эффект не без помощи таких политических гигантов, как Ельцин и Черномырдин, открыли этой оппозиции путь к «цветной революции» в Сербии, уже соблазнённой к тому времени «западными ценностями».
Ливийская Джамахирия от западных ценностей далека, чужда им, поэтому прямая поддержка Северо-Атлантическим военным блоком нескольких племенных кланов, подвигнутых на мятеж против законной государственной власти, не прибавит популярности военной операции против Ливии в мировом общественном мнении и уж тем более не оставит равнодушными исламских радикалов.
При любом варианте дальнейшего развития событий НАТО уже движется по пути, обещающем эскалацию вооруженной борьбы не только в Ливии, но и в гораздо более обширном геополитическом пространстве. Устроители глобального хаоса получат то, что они хотели.