В конце истекшей недели Москва существенно уточнила свою позицию по ливийскому вопросу: «С каждым днем множатся известия об атаках НАТО, результатом которых становится гибель мирных ливийцев... - заявил 20 мая официальный представитель МИД России А. Лукашевич. - Активизировались удары сил коалиции по таким объектам государственного гражданского управления Ливии, как, например, комплекс зданий парламента и Главного комитета народного контроля, которые находятся в жилых кварталах ливийской столицы… Как следует из прозвучавших из Госдепартамента США заявлений, НАТО преследует цель смены режима в Ливии»… [выделено мною. – И.Л.].
«Считаем такое вольное обращение с резолюциями СБ ООН 1970 и 1973 недопустимым, - отмечается в другом комментарии официального представителя МИД РФ. - Хотели бы напомнить, что еще при работе над проектом резолюции СБ ООН 1973 российская делегация в Нью-Йорке предлагала тщательно прописать в документе «правила поведения» в ходе совместных действий по урегулированию ситуации в Ливии. Однако западные страны не учли наши предложения, намеренно оставив в резолюции расплывчатые формулировки. Ими они сейчас и прикрываются, нанося удары по гражданской инфраструктуре, приводящие к новым жертвам среди мирного населения, дальнейшему ухудшению гуманитарной ситуации в стране, увеличению и без того беспрецедентного для этого региона числа беженцев и внутренне перемещенных лиц, вмешиваясь во внутриполитический конфликт в независимом государстве, открыто поддерживая одну из сторон. Вновь призываем стороны к строгому следованию духу и букве резолюции СБ ООН 1973, прекращению практики расширительного толкования ее положений для выполнения целей, в ней не прописанных, предоставлению возможности для начала межливийского политического диалога, посвященного будущему страны. Подчеркиваем, что только ливийский народ должен принять решение о пути, по которому в дальнейшем пойдет развитие ливийского государства» (1).
В духе этой позиции Россия как постоянный член Совета Безопасности ООН начала консультации с непосредственными участниками противостояния в Ливии. На прошедшей неделе в Москве прошли переговоры с представителями Муаммара Каддафи. Его позиция хорошо известна: Каддафи неоднократно заявлял, что поддерживает идею «дорожной карты», предложенную Африканским Союзом. Эта «дорожная карта» предполагает одновременное и немедленное прекращение военных действий, включая натовские бомбардировки, гуманитарную помощь ливийцам и иностранным мигрантам и беженцам, начало политического диалога между сторонами конфликта и поиск взаимоприемлемого выхода из кризиса, установление переходного периода, принятие и проведение в жизнь политических реформ, отвечающих нуждам ливийского народа. Президент Африканского Союза встречался и с представителями оппозиции в Бенгази, но получил решительный отказ мятежной стороны сесть за стол переговоров. Так называемый «национальный переходный совет», несмотря на обещанную амнистию его членам, упорно повторяет предложения своих спонсоров из «контактной группы» и засадить его за стол переговоров будет сложно.
Тем не менее в Москве решили все-таки встретиться с представителями «переходного совета». Встреча должна состояться 23 мая. Как выглядит этот «национальный переходный совет», уже подробно рассказывалось. Что такое собственно ливийская «оппозиция» - дело темное не только для обывателя. Администрация США официально не признала «национальный переходный совет» в Бенгази, хотя его представители, что называется, не вылезают из Вашингтона. Американские СМИ часто цитируют Роберта Гейтса, заявившего, что и он не знает, что такое «ливийская оппозиция», кроме разве что нескольких человек, регулярно наведывающихся в Вашингтон. Шеф Пентагона, скорее всего, слукавил - ему ли не знать, что, по данным того же West Point Study (2) – многостраничного специализированного исследования на базе личных файлов бойцов формирований, воюющих в Ираке и Афганистане, вторая в мире по численности группировка Аль-Каиды осела как раз в Ливии - там , где сопротивляется Муаммару Каддафи «мирное население».
Почти все действительно независимые эксперты и исследователи (3) пишут об «оппозиции» практически одно и то же. Если члены «национального переходного совета» в Бенгази – это в основном бывшие министры Каддафи, имеющие давние связи на Западе, то сражающееся «мирное население» - это по преимуществу незаконные воинские формирования, сколоченные в разное время не без участия западных спецслужб. Это «национальный фронт за освобождение Ливии» (NFSL), набранный из ливийцев, прошедших специальную выучку у французско-израильских инструкторов в Чаде, реанимированный в 2005 г. на конференции ливийской оппозиции в Лондоне и получивший «благословение» в США в июле 2007 года. Это «Ливийская исламская сражающаяся группа» (LIFG), основанная в 1995 г. теми, кто воевал ещё против СССР в Афганистане, и усиленная впоследствии активистами «Аль-Каиды», «Мусульманскими братьями» и «твиттерными детьми» ливийских эмигрантов. Это племенные сторонники «монархизма» и короля Идриса, посаженного на трон в свое время французскими спецслужбами и смещенного 40 лет назад полковником Каддафи. Подспорьем всем им служат западные военные консультанты, представители частных армий, частных разведывательных компаний, мнимых гуманитарных организаций, специализирующихся на разного рода спецоперациях.
При таком раскладе сил встреча представителей МИД России с мятежной стороной конфликта в Ливии представляется задачей не из простых и не из самых перспективных. Однако на то и дипломатия с её инструментарием искусства возможного. Как отмечали участвовавшие 20 мая в обсуждении на российском телевидении члены Совета Федерации РФ, проблема не столько в ливийской оппозиции, сколько в их спонсорах, стремящихся и при очевидном тупике, в который зашла их авантюра в Ливии, «сохранить лицо».
Альтернативой «тупику», в который завела мир политика евроатлантического лобби, по мнению российских парламентариев, могут стать другие, уже заявившие о себе региональные форумы, например Азиатская парламентская ассамблея, в которую входят представители 41 государства, включая Китай. Целесообразно подключить к развязыванию ливийского узла и набирающую силу Шанхайскую организацию сотрудничества.
За политический путь разрешения ливийского кризиса мужественно борется президент Африканского Союза (АС), видный политик из Габона Жан Пинг, который созывает 25-26 мая в Аддис-Абебе чрезвычайный саммит глав африканских государств – членов АС для обсуждения положения в Ливии. «Мы видим, что резолюция 1973 Совета Безопасности ООН… попрана и по духу, и по букве закона» (4), - говорит Жан Пинг. Слова руководителя организации, представляющей 53 государства Африки, звучат ещё более весомо, когда его позиция подкреплена аналогичной позицией России, Китая, других государств, отстаивающие свое право на суверенную внешнюю политику.
_________________________________________________________________________________________________________
(1) http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/186BB343DF8C9DD7C3257896003E9610;
http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/6D24A202458A5BA8C3257896005BDE63
(2) West Point, NY, Harmony Project, Combating Terrorism Center, Department of Social Science, US Military Academy, December 2007
(3) См.: www.tarpley.net The CIA’s Libya rebels или Peter Dale Scott’s Libyan Notebook на www.globalresearch.ca
(4)http:/lci.tfl.fr/filnews/monde/libye-la-resolution-1973-violee-dans-l-esprit-et-la-lettre-6494618.html