Начавшиеся 23 мая в акватории Средиземного моря многонациональные маневры вооруженных сил США, НАТО и стран-партеров из Южной Европы и Северной Африки под кодовым названием «Феникс Экспресс» преследуют две цели: политическую – продемонстрировать сплоченность альянса перед лицом опасности кризиса в его рядах и сбоев в проведении военно-воздушной операции против Ливии; военную – отрепетировать высадку десантов в будущей войне на суше не только в Ливии, но и в Сирии…
В Брюсселе уверяют, что «Феникс Экспресс» - это рутинные манёвры, направленные на совершенствование «взаимодействия ВМС государств-участников» при проведении совместных операций по обеспечению безопасности в Средиземноморье. Однако факты говорят о другом: речь идет о разработке алгоритма военных действий уже не только в Ливии, но и в Сирии. В ходе маневров «Феникс Экспресс» отрабатывается обмен информацией об обстановке на море, в том числе с береговым центром и системой автоматизированной идентификации целей (AIS), совершенствуются возможности проведения «миротворческих операций» на выбранном объекте.
Программа манёвров полностью соответствует новой Стратегической концепции Североатлантического альянса, согласно которой НАТО должна обладать «уникальным и мощным набором политических и военных возможностей, чтобы иметь дело с полным спектром кризисов – до, во время и после конфликтов». «НАТО будет активно применять необходимое сочетание подобных политических и военных средств для того, чтобы помогать управлять развитием кризисов, которые потенциально способны влиять на безопасность Альянса», - говорится в этом документе.
Учитывая скорость, с какой волна беспорядков и нестабильности катится по периметру Средиземноморья, Ливия, Сирия, а затем, возможно, Иран, Алжир и некоторые другие государства предназначены стать первыми районами апробации новой Стратегической концепции НАТО в боевых условиях [1]. Успех в этом деле помимо прочего приблизит осуществление планов неоконсервативного лобби в США по окончательному устранению от участия в международных делах ООН.
Уже мало сомнений в том, что именно Дамаску уготовано стать следующей мишенью бомбардировок НАТО после Триполи. «Я думаю, будет честным сказать, что мы собираемся призвать сирийское правительство к ответственности. То, что сейчас происходит, сама хроника событий, является, в общем, проявлением нашей работы…» - этими словами Хиллари Клинтон фактически признала факт прямого вмешательства США в развитие событий в Сирии.
Публично сделанные недавно Бараком Обамой оценки «арабской весны» призваны придать новый импульс антиправительственным выступлениям в Ливии и Сирии. «Наш сигнал прост: если вы берете на себя риски и обязательства по проведению реформ, вы получите полную поддержку Соединенных Штатов», - заявил Обама. А заявление главы Белого дома о том, что «Каддафи неизбежно уйдет или будет отстранен от власти» - намек на то, какую судьбу готовят Башару Асаду. Согласованное 23 мая Советом Европейского союза на уровне министров иностранных дел решение внести Башара Асада в «санкционный список» ЕС прояснило также и позицию Брюсселя в этом вопросе.
Тем не менее положение дел в Северной Африке и на Ближнем Востока много сложнее, чем это представляется центрам принятия решений в Вашингтоне и Брюсселе. Об этом в своём последнем докладе по Ливии прямо говорит уже и «Международная кризисная группа»: «...предположение о том, что время играет на стороне оппозиции, что режим вскоре исчерпает боеприпасы, топливо или деньги (либо будет свергнут в результате дворцового переворота), похоже, вытесняет желание подумать о проведении серьезной политики».
В этих условиях руководство НАТО вынуждено маневрировать - держать «про запас» применительно к Ливии, как заявил председатель Военного комитета НАТО адмирал Джампаоло ди Паола, «100 или 1000 гипотетических сценариев». Пусть их на самом деле не 100 и не 1000, однако один из сценариев - размещение на территории некоторых арабских государств многонациональных сухопутных контингентов под флагом НАТО по балканскому образцу [2], к чему склоняются в Вашингтоне и Брюсселе.
В отличие от Боснии и Герцеговины, Косова и Македонии, в случае с Ливией и Сирией реализация таких планов облегчается наличием у этих государств выхода к морю. Необходимо лишь отработать взаимодействие в ходе высадки десантов с находящихся в Средиземноморском море кораблей – что и предстоит участникам маневров «Феникс Экспресс».
________________________________________________________________________________________________________
[1] http://www.nato.int/lisbon2010/strategic-concept-2010-eng.pdf
[2] Commentary: Libya overshadowed by "Kosovo model" - http://www.strategic-culture.org/news/2011/05/23/commentary-libya-overshadowed-by-kosovo-model.html
Петр ИСКЕНДЕРОВ - старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук, международный обозреватель радиостанции «Голос России»