Индийский субконтинент и безопасность для Евразии

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В середине мая в России с официальным визитом находился президент Исламской Республики Пакистан А.А.Зардари. Это событие, видимо, определит как траекторию развития российско-пакистанских отношений на обозримое будущее, так и динамику политических процессов в Южной Азии и на прилегающих территориях.

Напомню: в ходе визита руководители двух стран, Д.Медведев и А.А.Зардари, активно обсуждали темы борьбы с терроризмом и незаконной торговли наркотиками. Значительное внимание было уделено качественной интенсификации двусторонних внешнеэкономических связей, ибо товарооборот в 400 млн. долл. явно не соответствует и возможностям, и геополитическим амбициям двух стран. В ходе переговоров на высшем уровне особое внимание было уделено развитию торговли, поддержке инвестиций и совместных проектов, в первую очередь в области энергетики, инфраструктуры, металлургии и сельского хозяйства. В частности, предметно обсуждалось участие России в проекте строительства газопровода из Туркмении в Индию. Этот трубопровод должен пройти также через территории Афганистана и Пакистана. (Попутно замечу: российско-пакистанские двусторонние проекты сотрудничества с этой страной заметно масштабнее аналогичных американо-пакистанских начинаний.) Наконец-то будет восстановлено воздушное сообщение между двумя странами.

У сотрудничества России с Пакистаном есть и очевидная геополитическая подоплека. Так, в ходе визита А.А.Зардари была подтверждена принципиальная важность поддержания внутреннего мира и стабильности в Афганистане; было подчеркнуто: национальное примирение в этой стране может быть достигнуто только при определяющей роли самих афганцев. Осязаемым подспорьем внутриполитического урегулирования в Афганистане могут стать многосторонние проекты регионального развития. (Крупнейшим региональным донором остается Индия, уже инвестировавшая в экономику Афганистана более 1,5 млрд. долл. В то же время Китай оказал Афганистану инвестиционную помощь, как минимум вдвое превышающую вклад Индии в развитие этой страны.)

Визит А.А.Зардари в Россию показал: Пакистан активно диверсифицирует свои внешнеэкономические связи и внешнюю политику. Такая деятельность находит поддержку у главного и «всепогодного союзника» Исламской республики – Китая, активно проводящего в Пакистане политику «мягкого обратного сдерживания» Америки в Азии.

Южная Азия – регион, население которого к 2030 г. может составить 2 млрд. человек. Пакистан, Бангладеш, а также Индия – это страны, где социальные и экономические проблемы имеют не просто острый, а особо острый характер. Сохранение в регионе стабильности напрямую зависит от эффективности социально-экономической политики в странах Южной Азии. В свою очередь, Индийский субконтинент и прилегающие к нему территории испокон веков миллионами невидимых нитей связаны с Центральной Азией, положение которой не может не беспокоить Москву, особенно после «арабских революций». Во многом политическое спокойствие в Центральной Азии зависит от сохранения устойчивого равновесия государственных институтов Пакистана… Иными словами, Россия должна деятельно участвовать не только в формирующемся на наших глазах сложном уравнении геополитических сил в Южной Азии, но и всячески способствовать снижению остроты возникающих межгосударственных противоречий в этом регионе, переводу их в режим постоянного диалога и взаимопонимания. На этом направлении российской дипломатии предстоит напряженная работа.

Так, развивая отношения с Пакистаном, Россия должна помнить о стратегическом партнерстве с Индией, которое было недавно наречено еще и «привилегированным». В свете развития индийско-китайских отношений внешнеполитические позиции Индии в регионе нуждаются в дальнейшем укреплении. В частности, остаются неурегулированными отношения Дели с соседями по региону Южной Азии, двусторонние связи с которыми активно развивает Китай. Более того, КНР стремится нейтрализовать потенциально антикитайские силы среди индийских региональных элит, планируя, например, массированные инвестиции в экономику штата Гуджарат, и это, полагают эксперты, только начало.

В сложившихся условиях Индия поставлена перед необходимостью так или иначе восстанавливать отношения с Россией как с потенциальным «балансиром» Китая и силой, способной действовать в интересах Индии в Южной Азии. По логике вещей снять озабоченность Индии в отношении геополитических намерений Китая могло бы более плотное сотрудничество государств-участников объединения БРИКС. Однако «в настоящий момент в политической элите России отсутствует единое стратегическое видение роли БРИК в будущем мировом порядке» (1). Приходится признать: нынешнее непростое положение России в отношениях с «крупнейшей демократией мира» есть следствие пренебрежительного отношения части российской элиты к индийским инициативам 90-х годов, в частности к идеям геополитического «треугольника» России, Индии и Китая.

Распавшийся «пост-американский мир» продолжает структурно усложняться, он ищет модели, способные остановить нарастание международного хаоса, особенно в связи с «арабскими революциями» и «ливийским кризисом». Одной из таких своеобразных «скреп» обещает стать Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), состав которой должен расшириться в середине июня за счет Индии и Пакистана.

По понятным причинам перспектива расширения ШОС и усиления влияния этой организации на мировую политику не радует американцев, усматривающих в новых процессах признаки геополитической активизации Китая, а возможно, и России. В этой обеспокоенности есть своя логика. Евразия остается, как и во времена Х.Д.Макиндера (1861-1947), «сердцевиной мира (Heartland)». В то же время Америке – какими бы институтами, механизмами и неформальными связями она ни пользовалась - все труднее контролировать поведение крупных континентальных держав - России, Германии и др., не говоря уже о Китае. Еще менее вероятна действенная помощь Соединённым Штатам со стороны Англии и Франции.

Что получается? В американских планах сохранения глобального превосходства возрастает роль такой крупной континентальной державы, как Индия. Вашингтон, опираясь на поддержку влиятельных групп индийского истеблишмента, всерьез рассчитывает добиться в стратегическом союзничестве с Дели «сдерживания экспансии» Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе АТР; «союз четырех демократий» - Америки, Японии, Австралии и Индии - в Китае называют не иначе, как «восточным НАТО»…

Обязаны мы помнить и о поступательном развитии российско-индийских отношений, об избавлении их от «шероховатостей», накопившихся за последние два десятилетия…

Распад СССР и последовавший «уход» России из Индии (в геополитическом, внешнеэкономическом и культурно-идеологическом измерениях) сформировали у различных сил индийского общества устойчивый стереотип негативного отношения к нашей стране. Влиятельные группы правящего класса уже записали Россию во «вторую лигу» мировой политики как региональное государство с ограниченным влиянием на ход международных событий.

«Скептики» в Дели как само собой разумеющееся восприняли неудачу русских в тендере на поставку в Индию 126 многофункциональных истребителей (сумма контракта - 9,2 млрд. долларов). Стоит, однако, взглянуть на этот огорчительный для Москвы казус в более широкой перспективе. Российскому руководству следовало бы ответить на два вопроса.

Во-первых, не укрепляем ли мы у индийского (и любого иного) военно-политического истеблишмента сомнения в способности российского ОПК обеспечивать партнеров России боевыми системами, создаваемыми на основе перспективных военно-технических платформ и гарантирующими безопасность по средне- и долгосрочному горизонту, скажем, на период до 2050 года?

Во-вторых, достаточна ли поддержка государством российского ОПК в условиях, когда действенность внешней политики страны напрямую определяется её научно-техническим потенциалом и способностью экономики быстро абсорбировать новейшие достижения науки?

От быстроты и точности ответов на эти вопросы зависят эффективность российской внешней политики, судьба России как самостоятельного полюса притяжения в мире и не в последнюю очередь – перспективы «перезагрузки» отношений с Индией и другими странами Южной Азии в интересах общей безопасности Евразии.

(1) Сергеев В.М., Апексеенкова Е.С., Коктыш К.Е., Петров К.Е., Чимирис Е.С., Орлова А.С. БРИК – политическая реальность посткризисного мира? Новые возможности для России. М.: МГИМО – Университет, 2010, с.49.