Появившаяся в американских СМИ информация о том, что Департамент национальной безопасности США разослал в американские авиакомпании бюллетень о новых методах воздушных террористов, комментируется довольно спокойно. Судя по сообщениям, американская разведка получила данные о том, что «Аль-Каида» планирует использовать взрывчатку, имплантированную в тело смертника …
Как утверждается, «отцом» новой методики, является гражданин Саудовской Аравии 28-летний Ибрагим Ашири, давно известный американским спецслужбам. Именно он пришел к выводу о возможности имплантировать взрывчатые вещества в живот, ягодицы, женскую грудь хирургическим способом. Им же подобран и соответствующий тип взрывчатого вещества PENT(pentaerythritoltetranitrate), которое может сколь угодно долго находиться внутри тела. Взрывчатка приводится в действие путем инъекции в нее шприцем жидкого детонатора.
Видимо, структуры, питающие терроризм, пытаются совершить технический рывок, чтобы сделать мир беспомощным перед своими планами. А мир реагирует неуклюже, несвоевременно и катастрофически отстает.
Когда-то все начиналось с угонов самолетов в политических целях. Уничтожение самих самолетов вместе с пассажирами тогда еще было не самоцелью, а средством шантажа, чтобы принудить экипаж следовать нужным маршрутом либо заставить правительство выполнить определенные условия. Советские террористы были первыми, хотя в ту пору их называли на Западе «политическими борцами».
15 октября 1970 года отец и сын Бразинкасы угнали в Турцию Ан-24 c 46-ю пассажирами на борту, следовавший из Батуми в Сухуми. Угон был сопряжен с убийством бортпроводницы и ранениями членов экипажа. Соглашения о выдаче преступников между СССР и Турцией не было, и террористы остались в Турции, получив всего 8 лет тюрьмы. Через 4 года они вышли свободу по амнистии.
Дальше больше
1972 год. 8 мая — захват рейса Сабена 572. Четверо палестинских террористов из группировки «Чёрный сентябрь» захватывают самолёт «Боинг 707», следовавший рейсом Вена — Тель-Авив, бельгийской авиакомпании Сабена. Самолёт совершил посадку в аэропорту Лод. 9 мая спецподразделение Сайерет Маткаль под командованием Эхуда Барака провело операцию по освобождению заложников. В ходе операции двое террористов были убиты, двое других — схвачены; погибла также одна заложница, ещё двое заложников и боец спецназа Биньямин Нетаньяху были ранены.
Затем эта эпидемия стала стремительно распространяться, и для борьбы с ней потребовались меры международного масштаба, в том числе международная конвенция о беспрепятственной выдаче террористов стране происхождения. Однако этому воспрепятствовали узкие политические интересы. Ведь даже убийцы Бразинскасы были объявлены на Западе политическими противниками советского режима и, в конце концов, поселились в США.
Многие государства избрали сомнительный путь пресечения терактов путем контртеррора, что привело не только к героизации террористов в их среде, но и гибели невинных заложников. С точки зрения специалистов антитеррора, наиболее эффективный путь на тот период заключался в уступках террористам (если они возможны) вплоть до их поимки, а затем - суровое судебное наказание с максимальным привлечением СМИ. Однако этот метод был отвергнут, и героями СМИ стали части специального назначения. Спецназовцы мало смущали террористов с мотивацией смертников. Соответственно, эпидемия захватов продолжала распространяться.
Наконец, в 1997 году ООН принимает «Международную конвенцию по борьбе с бомбовым терроризмом», которая на практике мало что дала, так как в ней оставались статьи о преимущественном праве на наказание террористов властями задержавших их стран, а не властями государств их происхождения. Отсутствие консолидированной позиции мирового сообщества в вопросах борьбы с терроризмом открыло ему возможность дальнейшего развития. Даже на фоне расширившегося сотрудничества спецслужб в этой области, проблема не решена до сих пор. Достаточно упомянуть тщетные попытки России добиться экстрадиции А.Закаева из Англии, хотя объемное досье о его преступлениях давно передано британским властям.
В результате международное сообщество позволило терроризму перерасти в 90-х годах в еще более страшную форму – в массовый террор путем уничтожения воздушных лайнеров. Одним из первых террористических актов стал взрыв американского пассажирского самолета над шотландским селением Локерби в 1988 году. Как выяснилось позднее, его устроили ливийские спецслужбы в ответ на бомбежку Триполи в 1986 году, во время которой погибла дочь Муаммара Каддафи. Пока это единственный известный случай воздушного терроризма, организованного официальными структурами государства, - если, конечно, отбросить серьезнейшие подозрения в том, что террористический акт 11 сентября 2001 года также был организован по инициативе и при активном участии тайных структур, пронизавших спецслужбы США (тому есть множество доказательств).
Настоящий расцвет воздушного терроризма приходится на период после «9/11», ибо многие враги Запада увидели «преимущества» подобных акций. После «9/11» «Аль-Каида» и прочие террористические организации резко повысили рейтинг своей известности и прочно заняли место в главных мировых новостях. Воздушные пути стали одним из главных объектов террора, который вступил в соревнование с западной системой безопасности, в попытках обыграть ее.
Характерен пример того же Ибрагима Ашири, который прячется в Йемене. Этот человек, судя по всему, взял на себя роль не просто идеолога, но и руководителя программы воздушного терроризма. Именно с его подачи проводятся все новые эксперименты в этой области. Ему, например, приписывают изобретение «ботиночного терроризма», создавшего проблемы для систем безопасности всего мира.
В декабре 2002 г. британский подданный Ричард Рейд на борту рейса «Америкэн эйрлайнз» Париж - Майами пытался поджечь бикфордов шнур, торчавший из его башмака. Шнур плохо загорался, поднялась вонь, на Рейда обратили внимание, и он был схвачен бдительными пассажирами. Как потом оказалось, в каблуках его обуви была спрятана взрывчатка, но у экспертов возникли сомнения, что в таком количестве она способна была повлечь катастрофу. Рейд получил пожизненное заключение, а во всем мире пассажиры вынуждены теперь разуваться перед прохождением контрольных рамок.
Другим «изобретением» Ибрагима Ашири считается «бельевой терроризм» (underwear terrorism), получивший своё название после неудавшегося взрыва рейса Northwest Airlines Flight 253 25 декабря 2009 года Умаром Фаруком Абдулмуталабом. Этот нигериец разместил мешочек со взрывчаткой PETN под своим причинным местом в нижним белье. Нужно сказать, что расчет Ашири оправдался. Контроль в аэропорту взрывчатку не выявил, и осечка произошла позже. Когда смертник пытался привести устройство в действие с помощью химического детонатора, на нем загорелось белье, и он тут же был обезврежен пассажирами и командой. Правда, расследование снова показало, что даже если бы взрыв произошел, его силы не хватило бы для разрушения фюзеляжа самолёта. В худшем случае погибли бы сам смертник и его ближайший сосед.
К идее использовать имплантаты Ибрагим Ашири подходил постепенно и не без потерь. В августе 2009 года его брат Абдула Хассан попытался убить саудовского заместителя министра внутренних дел бомбой, спрятанной в прямой кишке. Сам он погиб, а министр уцелел.
Перед Ашири встала проблема количества взрывчатки. Те объемы, которые он научился засылать в самолеты на погибель невинных людей в обход контрольной системы, были явно недостаточны. И вот новая находка – имплантаты в теле смертников.
Американцы не на шутку встревожены поступившей информацией. Стоившая гигантские деньги система безопасности полетов снова оказывается отстающей. Пока существуют только два мыслимых метода выявления имплантатов – осмотр абсолютно нагого пассажира на предмет выявления хирургически швов (а на ком таких швов нет?) и тщательное ощупывание живота, ягодиц и женской груди без гарантии того, что будет выявлен именно заряд, а, например, не последствия плохой работы перистальтики.
Бюллетень Департамента национальной безопасности США пока вызвал только растерянность. И в самом деле: как бороться с новой бедой? В духе американских традиций, вероятно, произойдет следующее. Пока гром не грянет, ничего предприниматься не будет. А когда первый такой террористический акт будет совершён, машина безопасности заработает на полные обороты, и не только в США, но и по всему миру, пассажирам, в том числе нам с вами, придется идти на контроль, в чём мать родила. И при этом грустно гадать, не ждет ли нас после нового изобретения террористов также и эндоскопия.