Тема возможного после 2 августа 2011 года дефолта США стала в последние дни одной из ведущих. «Рейтинговые войны» американских рейтинговых агентств против Греции, Италии, Испании, Португалии, а также раздувание паники с итальянскими ценными бумагами показали, что США серьёзно ведут кампанию ослабления единой европейской валюты с «длинным прицелом» на перетекание активов из евро в доллар и последующее обесценивание доллара.
К примеру, рейтинговые агентства понижают рейтинги американских ценных бумаг до А- или ВВВ, процентные ставки взлетают, стоимость американских гособлигаций (ГО) падает, а вместе с ней автоматически банкротятся крупные держатели. Однако те же агентства до последнего момента не снижают рейтинги континентальной Европе (Германии, например), куда бежит капитал. Европа остается в тисках дефляции, с высокими рейтингами, но с падающей экономикой. США тем временем оживляют свою экономику девальвацией ГО и доллара.
Среди наиболее вероятных причин такой политики – игра США против Китая и России как крупнейших держателей ценных бумаг казначейства США…
Для евро существует как минимум шесть возможных вариантов развития событий, для доллара – три.
Евро: шесть возможных сценариев
1. Хаос
Хаос – это продление текущей ситуации, когда всё остается без изменений: Греция делает вид, что у неё появились успехи в консолидации государственных финансов, Евросоюз переводит еще часть средств из пакета помощи, МВФ вносит свой вклад в «помощь» Греции. В итоге – долги растут, проблема не решается, Германия и Франция сталкиваются с серьезной оппозицией профсоюзов и бизнеса. Итогом станет, самое меньшее, кризис институтов Евросоюза, когда страны-доноры вспомнят о Лиссабонских соглашениях и «дозреют» до отказа от поддержки стран-реципиентов.
2. Удвоение помощи
По данным «Die Welt», в Европейском центробанке (ЕЦБ) ведется дискуссия о значительном увеличении помощи «кризисным» странам. Сейчас предлагается помощь в размере 700 млрд. евро, но уже слышны разговоры об увеличении этой суммы до 1,5 трлн. Предполагается, что это позволит защитить, прежде всего, Италию от распространения на нее долгового кризиса и даст понять инвесторам, что нет смысла спекулировать против этой страны. А долг в 21% ВВП – вообще не повод для снижения рейтингов или для паники. Однако такой огромный пакет помощи кажется невероятным: избиратели стран-доноров и так негодуют. В частности, Берлин уже заявил о своем отказе от участия в расширении помощи. Да и само по себе увеличение помощи в таком объеме будет означать либо включение печатного станка и девальвацию евро, либо обращение за поддержкой к Китаю. Однако ни на обвал евро, ни на долговую кабалу у Китая Евросоюз сейчас не готов. Европейцам нужна девальвация евро до 1,1-1,2 доллара США для оживления своей экономики, но назвать это «обвалом» нельзя. Скорее – «коррекцией курса».
3. Греция рефинансирует долги
Если Греция не выплатит долги, возможно нерегулируемое банкротство, так как для обычного банкротства, при котором страна советуется с кредиторами и заранее определяет условия реструктурирования долгов, ситуация слишком нестабильна. В этом случае последствия для банков, по нашему мнению, будут весьма драматичными и вызовут панику не только на греческом рынке. Как заявил глава Института макроэкономики и конъюнктурных исследований Густав Хорн, «банкротство Греции может привести к резкому спаду европейской и германской экономики». Поэтому вполне возможно, что кредиторы пойдут на реструктуризацию греческих долгов… если только справятся с активностью США, сделавших ставку на дефолт Греции. Он нужен Штатам как спусковой крючок для собственного дефолта или снижения рейтингов, что, по сути, и будет означать дефолт США без формального объявления об этом.
4. Две европейские валюты
Экономист банка SEB Харду Паюла считает, что, вероятно, в будущем вместо единой европейской валюты евро будет две валюты – одна для северных стран Евросоюза, другая – для южных. Он отмечает, что ситуация в Италии плохая и оснований для этого много – начиная с большого госдолга и плачевного состояния банков и заканчивая нестабильностью внутренней политики. Отвечая на вопрос, сможет ли еврозона помочь Италии, Х.Паюла говорит - нет. «Падение Италии было бы концом для самой еврозоны», - подчеркивает этот экономист. Однако, как уже сказано, паника в Италии – искусственная и может быть погашена без вливаний денег.
5. Зона евро распадается
Возврат к драхме, песете и эскудо мог бы сделать экспортные индустрии стран-должников более конкурентоспособными - они девальвируют свою валюту и их товары за границей станут дешевле. Однако цена «непомерно высока»: возврат к национальным валютам приведет к распаду зоны евро. При этом Германия, скорее всего, вернется к немецкой марке или, что еще более вероятно, создаст маленький валютный союз, в который войдут платежеспособные страны - Германия, Франция, Финляндия, Австрия и Нидерланды. В этом есть и плюсы, и минусы для стран-доноров: с одной стороны, это снизит проценты по кредитам, с другой — сделает германские товары за границей намного дороже, так как новая валюта значительно поднимется по отношению к доллару. Препятствием к этому может стать позиция стран-должников, для которых это означало бы, во-первых, возврат к высоким процентам по кредитам и к высокой инфляции, а во-вторых, трудности с выплатой своими обесценившимися деньгами долгов, сделанные в евро.
6. НЭП для еврозоны
Один из возможных вариантов преодоления нынешнего кризиса может привести не столько к полному возврату к национальным валютам в странах-должниках, сколько к параллельному хождению в них национальной валюты и евро. В таком случае все внутренние платежи будут переведены на восстановленную национальную валюту, а все внешние расчеты будут вестись в евро. Это позволит за счет сильно девальвированных по отношению к евро национальных валют запустить внутреннюю экономику и постепенно выплачивать долги. И здесь евро будет играть роль «золотого червонца» времен Новой экономической политики в СССР. Однако тогда стабильность евро будут вынуждены обеспечивать страны-доноры, и должна будет произойти как минимум консервация размеров госдолга стран-должников без наращивания процентов. Если эти два условия не соблюсти, схема может не сработать. Против такого сценария, очевидно, выступят США, что делает вероятность его реализации довольно низкой.
Управляемый ограниченный дефолт США, или Дефолт без объявления дефолта
По мнению экономического эксперта Алексея Комарова, возможен вариант, который можно назвать «Управляемый ограниченный дефолт США». В этом случае США значительно сократят госрасходы. Возможно, планка госдолга не будет поднята и правительству придется урезать текущие расходы, начиная уже со 2 августа; возможно, администрация и Конгресс всё же придут к компромиссу и выработают план сокращения расходов. В обоих случаях последует торможение экономического роста в Америке, а следом и во всем мире, так как основным двигателем роста с 2009 года было восстановление запасов и рост государственных расходов. Соответственно, затормозится инфляция, и возможно даже попадание экономики в «дефляционную ловушку».
США понизят рейтинг. Рейтинговое агентство Moody’s в своем пресс-релизе 14 июля впервые с 1995 года поставило рейтинг США на пересмотр с негативным прогнозом. Рейтинг может быть понижен с AAA до уровней Aa, т.е. на 1-3 ступени ниже, в случае если потолок госдолга США не будет своевременно повышен. Агентство не дало никаких гарантий восстановления рейтинга до высшего AAA в случае, если задержек по выплатам тела долга или процентов не произойдет. Аналогичные действия ожидаются и от двух других ведущих рейтинговых агентств, S&P и Fitch. Понижение рейтинга США автоматически вызовет падение их облигаций в цене, рост процентных ставок по всему миру, переоценку залогов и дефицит долларовой ликвидности. Да, США формально не допустят дефолта по своим облигациям, поскольку урежут внутренние расходы, сохранив расходы на погашение облигаций неизменными. Однако по сути произойдёт дефолт без объявления дефолта. Это, кстати, предлагают республиканцы Мишель Бачманн и Луи Гомер в проекте нового закона PROMISES, определяющем приоритеты расходования госсредств в случае достижения планки госдолга. PROMISES Act предлагает признать первоочередными расходы на оборону и выплату госдолга.
ФРС США выкупит подешевевшие гособлигации. 14 июля глава Федеральной Резервной Системы Бенджамин Бернанке заявил, что ФРС готова выкупать гособлигации США, используя третий раунд политики «количественного смягчения» QE3. Если наложить заявление Бернанке на действия рейтинговых агентств и конгрессменов-республиканцев, становится ясной общая картина развития событий после 2 августа: хотя США не допускают фактического дефолта по своим обязательствам, рейтинг США снижают, что вызовет волну роста процентных ставок и падения стоимости гособлигаций США. Подешевевшие гособлигации выкупает ФРС в рамках QE3. А заплатят за весь этот «бесплатный ланч» развивающиеся страны, которые производили заимствования в долларах и которые и столкнутся с резким дефицитом долларовой ликвидности. В конечном счете США пустят во внешний мир сильную дефляционную волну.
Введение новой валюты – амеро. США могут повторить в некотором роде путь Великобритании, которая после ухода от золотого стандарта закрылась в своем торговом блоке. Введя амеро и отказавшись после денежной реформы от доллара, США могут закрыться в «блоке Северной Америки» (США + Канада + Мексика) и занять позицию наблюдателя по отношению к событиям, которые начнут происходить в мире после краха существующей финансовой системы. Краха, в котором очень неплохо будут себя чувствовать производящие и обеспеченные сырьем страны, несколько хуже – обеспеченные только сырьем, и совсем плохо – страны, производящие услуги. Что касается обязательств по гособлигациям, то здесь США могут пойти по пути СССР в отношении ценных бумаг царской России, объявив «кому должны – всем прощаем», за остальным приходите лет этак через 50-100. Существенней всего в этом случае пострадают крупнейшие держатели американских гособлигаций – Китай и Россия, а также страны третьего мира, доля ГО в золотовалютных резервах которых 50% и выше.
Повышение потолка госдолга и QE3
В принципе, возможно, что до 2 августа США все же повысят потолок госдолга и перейдут к реализации очередного «количественного смягчения» (QE3). Тогда вопрос о дефолте встанет снова уже через полгода-год. И принципиально «количественное смягчение» ничего не решит – только ухудшит ситуацию в следующем году, когда дефолт таки придётся объявлять.
14 июля Бен Бернанке, выступая в Сенате США, заявил, что ФРС готова в случае необходимости прибегнуть к очередным мерам в поддержку американской экономики - к QE3. Это еще не 100-процентный сигнал к QE3, но даже такое заявление привело к снижению курса доллара по отношению к корзине валют (пока незначительному) уже 15 июля. Проблема для американской валюты сводится к тому, что все помнят, как сильно упал курс доллара США после объявления в марте 2009 года о QE1, а также о том, как на 10% подешевел индекс доллара после объявленного в августе 2010 года запуска QE2. В то же время заявление Бена «вертолета» Бернаке может быть тактическим ходом в порядке реализации первого сценария – управляемого дефолта США.
В принципе, возможен и фантастический сценарий с введением новой мировой резервной валюты, например, энергодоллара, но сегодня это крайне мало вероятно.