Чем дальше продолжается схватка между ливийскими повстанцами и войсками полковника М. Каддафи, тем больше в рядах мятежников проявляется признаков разброда и шатания, имеющих далеко не случайные корни.
Во-первых, повстанцы являются, по сути, партизанской армией, состоящей и разномастных племенных групп, объединившихся на основе ненависти к режиму, но имеющих массу противоречий между собой. Этим группам не свойственно строгое подчинение единому командованию, они слабо управляемы и постоянно конфликтуют.
До поры до времени противоречия имели латентную форму, но обострились, когда Запад признал так называемый Переходный Национальный Совет (ПНС) и обозначил возможность его доступа к замороженным банковским авуарам Ливии. Несмотря на то, что деньги эти могли быть использованы только на закупку вооружений, за право «первой ночи» разгорелась нешуточная борьба в этом весьма, мягко говоря, «пестром» органе. Все его члены понимали, какое обогащение может принести доступ к гигантским авуарам страны. Естественно, эта схватка не могла ускользнуть от внимания западных представителей.
Еще хуже обстоит дело с авторитетом повстанцев как честных борцов с диктатурой за «демократические идеалы». Их расправы с мирным населением из лояльных правительству племен вызывают подозрения, что в случае их победы страна распадется на конгломерат воюющих между собою территорий и вернется в состояние, мучившее Ливию многие века.
В последние недели повстанцы осуществили акты геноцида в западных горных селениях и прибрежном городе Мисурата. Они безжалостно расправлялись с жителями деревень за то, что их племена поддерживают Каддафи, грабили дома, опустошали целые деревни и пригороды.
Однако решающим моментом в разрушении внутреннего единства оппозиции стало убийство командующего повстанческой армией генерала Абдул Фаттах Юнуса. И как бы ПНС ни хотелось свалить этот акт на спецслужбы Каддафи, сегодня стало очевидным, что это дело рук конкурирующей группировки повстанцев, отомстившей Юнусу за его прежние дела еще в службе безопасности Каддафи.
После того, как глава мощного племени Юнуса (племя Обейди) выступил с угрозой отомстить организаторам убийства, начался кризис в самом ПНС, вылившийся в массовые увольнения возможно причастных членов.
Следует отметить, что племя Обейди является наиболее сплоченной военной силой и стягивает вокруг себя аналогичные боеспособные группировки. В сравнении с ними остальные повстанцы больше похожи на толпу вооруженных хулиганов, называющих себя «милицией».
В НАТО весьма обеспокоены нарастающим напряжением между этими двумя группами, хотя и не склонны придавать данной проблеме широкую огласку.
В сентябре блоку предстоит в очередной раз решать вопрос о продлении воздушной операции в Ливии, и склоки оппозиции не прибавят шансов сторонникам ее продолжения.
Тем более что недовольство собственной общественности большими затратами в Ливии на фоне мирового финансового кризиса и без того быстро растет. Это недовольство будет усиливаться и тем обстоятельством, что повстанцы, поначалу воспринимавшиеся как борцы за свободу, все больше и больше становятся похожи на передравшуюся между собой банду разбойников.
В связи с этим перед руководством блока встала весьма сложная проблема. Оно понимает, что без поддержки с воздуха военные операции повстанцев обречены. Как только самолеты НАТО исчезнут из неба Ливии, весы качнутся в сторону правительственных войск и ситуация быстро изменится.
Пока ни одно серьезное их продвижение не обошлось без массированного прикрытия с воздуха.
Например, на прошлой неделе повстанцы атаковали три стратегически важнейших города Ливии: Брега, порт с нефтеналивными терминалами, город Завия в предместье Триполи и город Чариан – ворота в южную Ливию. Все эти атаки не привели к решительному успеху, но были бы вообще немыслимы, если бы в небе не висели истребители-бомбардировщики НАТО.
По оценкам международных экспертов, разгорающийся среди повстанцев конфликт уже получил собственную динамику и потенциально работает на полковника Каддафи.
Западные политики, еще вчера безоговорочно поддерживавшие ПНС, сегодня задумываются: не принесет ли эта поддержка еще больше проблем Ливии и дискредитацию недальновидной политики Запада, пошедшего на поводу у Саркози? Ведь опасность того, что победившие «демократы» не остановятся перед расправами над сторонниками М.Каддафи, стала очевидной.
Их моральный облик потерял прежнюю чистоту и основательно подорван недопустимыми расправами над гражданским населением.
Однако ставки сделаны, и блок НАТО будет вынужден продолжить операцию, по крайней мере, в сентябре. Об этом свидетельствует комментарий помощника госсекретаря по Ближнему Востоку Джеффри Фелтмана. Он обрисовывает ситуацию в успокоительных тонах и говорит, что опасения относительно распрей между повстанцами преувеличены. Конечно, имеют место тревожные сведения из Бенгази и с линии боев, но он уверен, что ПНС справится с ситуацией. Совет уже приказал прекратить расправы над населением среди лояльных правительству племен в горах и охарактеризовал перетасовку в ПНС как «беспрецедентный шаг к его прозрачности и отчетности». После того, как ряд членов клана Юнуса начал охоту за противниками, ПНС сумел убедить их остановить стрельбу и ввериться расследованию, которое сейчас проводится. Фельтман высоко оценил их способность остановиться и заявил – что это заслуживает их перевода в «следующий класс демократической школы».
Правда, представитель госдепа не сказал, что делать с тем фактом, что ПНС состоит из бывших ярых противников М.Каддафи и его бывших приближенных, недавно стоявших по разные стороны баррикад.
Однако главная проблема оппозиции только приближается: на фоне противоречий в руководстве командиры отдельных группировок начинают отходить от центрального командования и действовать по собственному усмотрению, исходя из своих племенных и местнических интересов.
Поможет ли им новый этап воздушной операции НАТО?