Встреча в Париже: гора родила мышь

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

На фоне острого долгового кризиса в зоне евро 16 августа в Париже прошло экстренное совещание лидеров Франции и Германии. Накануне официальный представитель правительства ФРГ призвал журналистов не придавать встрече Ангелы Меркель и Николя Саркози «чрезмерного значения». Дескать, канцлер и президент договорились об очередной встрече еще на саммите стран еврозоны 21 июля. Поэтому продолжающаяся лихорадка на европейских биржах, мол, ни при чем.

На самом деле, встреча была вызвана углублением кризиса в еврозоне. Дело дошло до того, что известный финансовый гуру Джордж Сорос в интервью британской газете «The Financial Times», опубликованном 15 августа, предложил Греции и Португалии покинуть Европейский союз и зону евро из-за их колоссальных долгов. Решение по выходу из кризиса евро, по мнению Сороса, должно включать три главных составляющих: реформу и рекапитализацию банковской системы, создание режима единых облигаций еврозоны и механизма выхода стран из блока.

Странное «правительство»

Тем не менее встреча в Париже особых сенсаций не принесла. Париж и Берлин предложили создать «экономическое правительство» зоны евро и назначить его главой председателя Евросовета Хермана Ван Ромпея, о чем Саркози и Меркель заявили на пресс-конференции после завершения переговоров.

Надо сказать, идея создания подобного «правительства» - новость далеко не свежая. Французский президент озвучил ее еще пару лет назад. Но Меркель тогда считала, что каждый из тонущих членов еврозоны должен спасаться самостоятельно. Да и понимания всей глубины кризиса тогда еще не было. Поэтому идея была отложена в «долгий ящик» и только теперь ее вытащили на свет.

По мнению руководителей Германии и Франции, правительство, в состав которого войдут представители всех 17 членов еврозоны, будет собираться два раза в год. Однако чем будет отличаться его деятельность от нынешних саммитов руководителей стран еврозоны, что будет входить в компетенцию правительства, Меркель и Саркози не объяснили. Канцлер лишь заметила: «Мы понимаем, что все это долгий процесс, что все не свершится за один день».

«Тень на плетень»

Гораздо серьезнее, но и намного проблематичнее одновременно выглядит предложение Парижа и Берлина о том, чтобы все участники еврозоны еще до конца лета этого года внесли в конституции своих стран положение о верхнем пределе государственного долга. Как известно, согласно Маастрихтскому договору от 1992 года государственный долг в странах ЕС не должен превышать 60% годового ВВП. Кстати, там же содержится положение о том, что дефицит бюджета не может превышать 3% ВВП.

Трудно представить, каким образом в Греции или Португалии можно записать в конституциях соответствующие статьи. А если их и запишут, каким образом они будут исполняться?!

Можно предположить, что подобное нововведение столкнется с жесткой оппозицией целого ряда стран – участников еврозоны. С другой стороны, в странах ЕС, которые в еврозону еще не вошли, лишний раз задумаются над тем, стоит ли туда входить и принимать на себя непосильные обязательства.

Впрочем, несомненный плюс в таком предложении для Германии и Франции существует. Если предложение провалится, а кризис еврозоны продолжится, можно будет переложить всю ответственность за возможный крах единой валюты на тех, кто противился воле Берлина и Парижа.

Как бы там ни было, но меры по наведению бюджетной дисциплины не только опоздали, но наводят лишний раз тень и на их инициаторов. Ведь, как писала 15 августа газета «Frankfurter Rundschau», «Берлин и Париж первыми нарушили Маастрихтские договоренности, когда зафиксированные в них условия показались им невыгодными. А то, что затем себе позволили Греция, Ирландия и Португалия, повергло в шок даже противников евро. Мало того, что финансовые балансы были фальсифицированы, так еще благодаря манипуляциям были нагромождены огромные государственные долги, значительно превышавшие пределы, допускавшиеся Маастрихтскими договоренностями».

Говоря о необходимости «большей сплоченности» финансовой и экономической политики стран еврозоны, главы двух стран также предложили ввести для еврозоны единый налог на финансовые трансакции. Идея здравая и давно уже овладела умами многих экономистов. Однако никаких разъяснений по поводу его размера и применения не последовало. Очевидно, детали появятся позже.

О жизни «после зоны»

Кроме того, Франция и Германия намерены ввести с 2013 года общий налог на предприятия своих стран. Каким он будет, пока неясно. Как заявил Николя Саркози, «мы попросили наших министров финансов и экономики подготовить предложения, которые будут нам переданы в начале 2012 на заседании французско-германского совета министров, чтобы, начиная с 2013 года, у нас был общий налог на предприятия в том, что касается его налогооблагаемой базы и ставок для немецких и французских предприятий».

Ангела Меркель, в свою очередь, мотивировала это решение желанием «укрепить нашу общую валюту».

На самом деле, планируемое введение общего налога лучше всего остального говорит о том, что лидеры двух стран уже задумались о возможной жизни «после зоны». К Германии и Франции в этом начинании могут присоединиться Австрия, страны Бенилюкса, еще кто-то. Но это будет уже иная Европа.

Кстати, в середине ноября прошлого года прошло почти незамеченным выступление во Франкфурте-на-Майне с докладом «Приоритеты интеграции» Гертруды Тумпель-Гугерель, члена Исполнительного совета ЕЦБ. Тумпель-Гугерель напомнила, что при создании евровалюты была введена единая система расчетов Target/ Target2. Но с ноября 2009 года в Европе внедряется новая система расчетов Single Euro Payments Area (SEPA) и Target2 Securities(T2S). Система, оказывается, скопирована с внутригерманской платежной системы. Во внедрении участвуют ФРГ, Австрия и Нидерланды.

Вот и вырисовывается картина дальнейшего развития событий: Австрия и Нидерланды принимают идею общего налога, Франция обращается к новой системе расчетов - и обновленная еврозона готова. В этом смысле Ангела Меркель была вполне права, когда в Париже заявила, что «евро – наше будущее».

В любом случае следует понимать, что прежние акции по спасению стран, оказавшихся в бедственном положении, являются грубым нарушением соответствующего пункта в Договоре ЕС, а именно пункта о том, что в ЕС принцип взаимной ответственности не действует. Ведь ЕЦБ, если говорить так, как оно есть, занимается монетизацией государственных долгов некоторых стран, то есть он печатает деньги для Греции, Ирландии, Португалии, Италии и Испании. А это является откровенным нарушением Маастрихтских договоренностей. В итоге оказывается, что ЕЦБ должен Федеральному банку больше 300 млрд. евро, а граждане Германии об этом ничего не знают.

Зачем нужен евро?

Почему при столь неблагоприятных условиях для единой валюты решено сохранить евро?

Ответ дают немецкие экономисты. В случае возвращения к германской марке «за считанные месяцы экспорт бы обвалился», говорит руководитель Института макроэкономики (ФРГ) Густав Горн. По его мнению, в случае появления марки она мгновенно начнет дорожать по отношению к другим европейским валютам и доллару США. Это означает, что более дорогими станут товары со штампом «Made in Germany». «При условии роста курса марки на 10%, экспорт сократится на 4-5%», - предупреждает Горн. Для страны, экономика которой ориентирована на экспорт, это означало бы торможение экономического роста и увеличение уровня безработицы.

Сходные ожидания также у экономиста Михаэля Бурды из Берлинского университета имени Гумбольдта. «Снова возвращенная германская марка за считанные месяцы могла бы удорожать на 50%», - заявил Бурда в интервью газете «Welt am Sonntag».

Еще более категоричен Дениэл Гросс, эксперт брюссельского Центра европейских политических исследований. Он считает, что возвращение марки приведет ФРГ к финансовому кризису.

Долой еврооблигации

К счастью для немецких налогоплательщиков встреча в Париже, похоже, окончательно похоронила идею выпуска еврооблигаций, на которой настаивает Джордж Сорос.

Их выпуск сделал бы более дешевыми кредиты для Греции, Испании, Португалии, Ирландии, Италии. В их кредитоспособности финансисты сомневаются, и деньги ссужают только под очень большой процент, взимая плату за риск.

Но вот Германии, государственные облигации которой считаются самыми надежными в Европе, при этом за кредиты придется платить, по оценке экспертов, примерно вдвое больше, что обошлось бы ее бюджету, а значит, налогоплательщикам, дополнительно 47 млрд. евро в год. Ныне доходность десятилетних гособлигаций ФРГ составляет всего 2,34%.

Между тем доходность испанских облигаций даже после начала их скупки ЕЦБ равна 4,99%, итальянских - 5,02%. Греции, Португалии и Ирландии займы на мировом финансовом рынке обходятся еще дороже.

Поэтому для Берлина еврооблигации не были темой переговоров в Париже. Категорически против их выпуска высказались и министр финансов, и министр экономики, и исполнительный секретарь фракции ХДС/ХСС в бундестаге. Они не только беспокоятся о бюджете Германии, но и считают, что дешевые еврооблигации лишат кризисные страны стимула проводить политику жесткой экономии.

В такой ситуации Николя Саркози, который также не горит желанием срочно обзавестись еврооблигациями, но вынужден помнить о пресловутой «европейской солидарности», оставалось только заявить, что «появление евробондов возможно лишь в отдаленном будущем». Да и то для этого необходимо осуществить «шаги по дальнейшей интеграции еврозоны». Какие именно, Саркози предпочел не говорить. Да оно и понятно – ведь у него президентские выборы в следующем году.

Впереди стагнация или даже спад

Столь неопределенные результаты встречи в Париже не смогли успокоить рынки. Тем более на фоне последних известий об остановке экономики Германии, которая считается главным «локомотивом» ЕС, - во втором квартале 2011 года ВВП вырос всего лишь на 0,1% по сравнению с первым кварталом этого года.

Да и в еврозоне в целом дела выглядят неважно.Во втором квартале ВВП еврозоны вырос на 0,2% относительно предыдущего квартала, когда рост составил 0,8%, свидетельствуют предварительные данные Статистического управления Евросоюза. В годовом исчислении повышение ВВП региона в апреле-июне составило 1,7% после повышения на 2,5% в первом квартале. Аналитики, опрошенные агентством «Bloomberg», в среднем прогнозировали повышение ВВП на 0,3% относительно 1-го квартала и на 1,8% - в годовом исчислении.

В проблемной Испании рост ВВП составил 0,2%. Как отмечают специалисты, для того чтобы Испания смогла выполнить утвержденную программу финансовой стабилизации, темпы роста ВВП должны поддерживаться ей на уровне 0,5%. В конце прошлой недели поступили официальные данные о росте ВВП Франции, который опустился до нулевой отметки. Все говорит о том, что экономика Евросоюза грозит в ближайшие месяцы войти в фазу стагнации или даже спада.

* * *

Подводя итоги встречи двух лидеров, французское издание «Marianne» критически замечает, что инициативы Ангелы Меркель и Николя Саркози «совершенно не дают ответа на угрозу рецессии в Европе», как и «не дают методов управления, адаптированных к динамике финансовых кризисов», поскольку «пресловутое экономическое правительство будет встречаться лишь два раза в год». Они также «не отвечают на плачевное положение европейских государств-должников, которые будут вынуждены брать займы по сумасшедшим ставкам», и, что немаловажно, они «способствуют еще большему усложнению европейской архитектуры», ибо «экономическое правительство еврозоны станет третьим столпом – после Совета ЕС и Европейской комиссии».

К сказанному добавить больше, пожалуй, нечего. Действительно, тот случай, когда «гора родила мышь».