«Мотор» Европейского Союза «застучал»?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Обнародованные в середине августа данные об итогах первого полугодия в экономике ФРГ оказались ушатом холодной воды для всех оптимистов и, в первую очередь, правительства Германии. Если в первом квартале действительно наблюдался уверенный рост – на 5%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, то во втором квартале рост ВВП по отношению к первому кварталу оказался более чем скромным – всего лишь 0,1%, самый низкий показатель с начала 2009 года, когда мировой финансово-экономический кризис достиг своего зенита.

Алан Гринспен: евро ждет крах

В конце июня этого года перспективы экономики Германии, признанного «мотора» Европейского Союза, выглядели прекрасно. Эксперты Института макроэкономики и исследований конъюнктуры (IMK) выступили с прогнозом, что по итогам 2011 года экономический рост в ФРГ составит 4%, то есть окажется самым высоким за все годы существования объединенной Германии. Благоприятная конъюнктура, вызванная растущим спросом из Азии, приведет к тому, что снизится количество банкротств компаний, предположили аналитики.

Ход событий вроде бы подтверждал прогнозы аналитиков. Действительно, за первые шесть месяцев 2011 года обанкротилось менее 15 тыс. фирм, то есть на 11% меньше, чем за тот же период прошлого года. Предполагалось, что до конца года этот показатель не превысит 31 тысячу, а дальше можно будет говорить, что экономика страны вернулась на стабильный докризисный уровень.

Однако обнародованные в середине августа данные об итогах первого полугодия в экономике оказались ушатом холодной воды для всех оптимистов и, в первую очередь, правительства Германии. Если в первом квартале действительно наблюдался уверенный рост – на 5%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, то во втором квартале рост ВВП по отношению к первому кварталу оказался более чем скромным – всего лишь 0,1%, самый низкий показатель с начала 2009 года, когда мировой финансово-экономический кризис достиг своего зенита.

По итогам второго квартала Германия выглядит скромнее большинства своих партнеров по еврозоне. Впрочем, им тоже нечем особенно хвалиться. «Рекордсменом»  роста оказалась крохотная Эстония (1,8%), за ней идут Финляндия (1,2%) и Австрия (1%). Столь слабый в целом рост, по оценкам аналитиков, может только ухудшить и без того серьезные проблемы с задолженностью в странах зоны евро.

Некоторые эксперты идут в своих прогнозах еще дальше. Например, Алан Гринспен, экс-глава Федеральной резервной системы США, выступая на днях в Вашингтоне на экономическом симпозиуме, заявил: «Евро ждет крах». Это приведет к масштабным проблемам в европейской банковской системе. Американские компании должны будут настроиться на снижение доходов и курсов акций, если в Европе дело дойдет до падения темпов экономического роста.  

Реакция рынков, пишет немецкая газета «Handelsblatt», не заставила себя долго ждать. Евро опустился ниже отметки в 1,44 доллара США - многие эксперты связали это с высказываниями американского финансиста. По мнению аналитиков, такая реакция в любом случае указывает на то, какой градус нервозности царит в настоящий момент на рынках.

Немецкие аналитики, таким образом, сели в лужу. Они не учли, что ориентированная на экспорт экономика ФРГ чутко реагирует на экономическую ситуацию в других ведущих странах мира. Политика «денежного смягчения» в США застопорилась, так и не разблокировав потребительский спрос, а экономика Франции во втором квартале и вовсе остановилась. Между тем страны БРИК пока не в состоянии закрыть образовавшуюся брешь в мировом спросе. В итоге объемы импорта ФРГ шли впереди объемов экспорта, что не могло не сказаться на общей экономической ситуации.

В результате пересматриваются в сторону уменьшения прежние прогнозы роста немецкой экономики в 2012 году. Институт немецкой экономики в Кельне (IW) понизил прогноз с 3,5% до 2,25%. Эксперты одного из ведущих банков Германии Commerzbank, а также Немецкого института экономических исследований (DIW) исходят сейчас из общего увеличения ВВП в 2011 году только на 3% вместо 3,4%.

Чтобы уменьшить брожение умов, министр финансов Вольфганг Шойбле рассказывает о рекордных объемах налоговых поступлений. Действительно, в июле федерация и земли получили налогов на общую сумму 39,6 млрд. евро - на 9,9% больше, чем в предыдущем месяце. Всего в первом полугодии сумма налоговых поступлений составила 296,6 млрд. евро - на 9,4% больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

«Такое впечатление, что кризис никак не коснулся Германии. Увы, это не так. Статистика налоговых поступлений ничего не говорит о действительном состоянии экономики страны. Может случиться даже так, что экономика уже переживает спад, а в казну еще несколько месяцев поступают огромные суммы от налогоплательщиков», - пишет в этой связи газета «Süddeutsche Zeitung».

А на что можно рассчитывать в обозримой перспективе? «Банкротство Греции, Ирландии или Португалии ляжет тройным бременем на госбюджет Германии, поскольку Берлину влетят в копеечку выданные в свое время госгарантии, которыми, скорее всего, пожелают воспользоваться некоторые немецкие банки, чтобы избежать банкротства. Кроме того, может произойти обвал в мировой экономике. А если о своей неплатежеспособности объявят Испания и тем более Италия, последствия будут катастрофическими», - дает ответ «Süddeutsche Zeitung».

Занятость без заработков

Кроме того, в стране проявила себя инфляция. Например, в апреле рост потребительских цен составил 2,4%, чего не бывало с октября 2008 года. Поэтому даже самый низкий со времени объединения Германии уровень безработицы не смог остановить падение потребительского спроса.

Впрочем, феномен относительно низкой безработицы (7% в июле) требует особого рассмотрения. Дело в том, что занятость еще не гарантирует высоких заработков. Да, прибыли компаний и размеры крупных состояний увеличились, но большинству работников некоторый рост экономических показателей ничего не принес. Скорее, произошло наоборот. Как утверждает исследователь института DIW Маркус Грабка, зарплаты, особенно низкооплачиваемых работников, серьезно упали.

С учетом инфляции зарплаты всех наемных работников в Германии понизились с 2000 по 2010 год на 2,5% и продолжают падение в 2011 году. В то же время в низкооплачиваемом секторе рынка труда уменьшение зарплат достигало 22%. Наиболее пострадали работники, получавшие после уплаты налогов зарплату в диапазоне от 700 до 1300 евро.

Вильхельм Адами из Объединения немецких профсоюзов (DGB) считает уменьшение зарплат там, где они никогда не были особенно велики, «роковой тенденцией». «Этот тренд вызывает серьезные опасения, особенно если рассматривать его в международном контексте, - говорит профсоюзный руководитель. - Ни в одной другой индустриальной стране финансовое расслоение общества и бедность не выросли так сильно, как в Германии».

Основная причина низких зарплат кроется в том, что реформирование системы социальной помощи безработным в середине десятилетия, когда безработных стали «любой ценой» усиленно привлекать к трудовой деятельности, привело к значительному расширению низкооплачиваемого сектора. Данные Федерального статистического ведомства, опубликованные 19 июля, подтверждают эту тенденцию: в период с 2008 по 2010 год рабочие места в Германии возникали преимущественно в секторе низкооплачиваемых наемных работников, то есть тех, кто получил временную работу при посредничестве рекрутинговых агентств. В итоге в 2010 году низкооплачиваемый сектор рынка труда превысил рекордный показатель в 7 млн. человек. В него попадает каждый седьмой работник в Германии.

Усложняет ситуацию и «скрытая безработица», особенно среди молодежи. Все знают, что в Испании безработица среди молодежи в возрасте от 18 до 24 лет достигла 46%. В Германии же этот показатель не превышает 9%. Однако при этом не учитывается то обстоятельство, что в ФРГ 18-летние юноши и девушки, в отличие от своих испанских ровесников, все еще продолжают учебу в школах и в заведениях профессионально-технического обучения, создавая дополнительную финансовую нагрузку для своих родителей.

Дело идет к досрочным выборам?

Возникших в стране экономических трудностей и сложной социальной обстановки в упор не хочет видеть правительство. «Я не вижу никаких признаков возможной рецессии в Германии», - заявила федеральный канцлер ФРГ Ангела Меркель 21 августа в интервью немецкому телеканалу ZDF. В частности, как сообщает радио DW-world, оптимизм ей внушает ситуация на рынке занятости.  Однако, как мы уже видели, на  рынке труда далеко не все столь благостно, как видится канцлеру.

С другой стороны, Ангела Меркель, помня о настроениях избирателей, которым приходится затягивать пояса как по внутренним, так и по внешним причинам, в очередной раз высказалась против евробондов. «Выход из сегодняшнего кризиса (в еврозоне) с помощью евробондов невозможен». Появление общеевропейских облигаций сейчас – «неправильный путь», подчеркнула Меркель.

Дело в том, что Германия платит за выпуск облигаций меньший процент, чем ее партнеры по валютному блоку, и ей это выгодно. Но отрицательное отношение к выпуску единых облигаций еврозоны поставило ее в оппозицию ко многим странам, включая Грецию, Португалию, Бельгию и Италию. Не согласна с позицией ФРГ и Еврокомиссия, которая заявила, что тем не менее изучает осуществимость подобного шага и может представить законопроект на эту тему.

Однако и отказ от евробондов уже не в состоянии изменить настроения избирателей, о чем говорят результаты опроса, проведенного в августе телеканалом ZDF. Только 48% респондентов оценили работу Федерального правительства как хорошую или скорее хорошую, чем плохую, тогда как 47% отозвались о ней как об определённо плохой. При этом абсолютное большинство назвали однозначно плохой работу правительства в сфере здравоохранения и более половины (57%) посчитали неудовлетворительной деятельность Кабинета по преодолению финансовых проблем. Так, лишь 30% опрошенных полагают, что ситуация в немецкой экономике будет улучшаться (в июле таковых было 47%). И 53% считают, что евро как единая валюта ЕС приносит Германии больше вреда, нежели пользы (в июле такие настроения были у 43% респондентов).

На дежурный вопрос ZDF – как бы распределились голоса избирателей, если бы выборы в Бундестаг состоялись сегодня, ответ получился таким: блок ХДС/ХСС набрал бы 34%, СДПГ – 29%, «зелёные» – 20% и «левые» – 7%. Либералам из СвДП «светило» бы не более 4%, что на процент меньше их же июльского показателя. Опрос, проведённый по заказу журнала «Stern» и телекомпании RTL, дал аналогичные результаты. Таким образом, если бы выборы проводились сейчас, то у власти снова бы оказалась «красно-зелёная» коалиция, причём с большим перевесом голосов.

Оценивая ситуацию, газета «Русская Германия» пишет, что до выборов, в данном случае – внеочередных, дело может дойти в самом ближайшем будущем, поскольку «недовольство политикой правящего Кабинета растёт даже в среде самих христианских демократов и их партнёров по коалиции – либералов из СвДП. При этом многие не без оснований ставят под сомнение авторитет канцлера (достаточно вспомнить её «метания» по поводу АЭС и помощи Греции)».

Итак, Германия снова на пороге перемен. И в том, что они серьезно скажутся на экономическом самочувствии еврозоны и Евросоюза в целом, сомневаться не приходится. Либо социал-демократы вместе с «зелеными» смогут наладить работу «мотора», либо придется вспомнить пророчество Алана Гринспена.

Другие материалы