Президентские выборы в Киргизии, которые должны состояться 30 октября, постепенно входят в решающую фазу. По мере приближения дня голосования претенденты на пост главы государства стремятся более четко обозначить свои внутри- и внешнеполитические приоритеты с тем, чтобы заручиться поддержкой избирателей внутри страны и влиятельных центров силы за рубежом. Один из главных геополитических козырей Киргизии – выгодное расположение в самом центре Евразийского континента, близость к Афганистану, Ирану и Китаю, делающая ее удобной для размещения иностранных военных баз, играет в предвыборной кампании не последнюю роль.
15 августа один из наиболее вероятных претендентов на пост президента Киргизии премьер-министр Алмазбек Атамбаев, неоднократно подчеркивавший в последнее время свою пророссийскую ориентацию, заявил, что в 2014 г. военная база США должна быть выведена из бишкекского аэропорта Манас. По его словам прежнее руководство страны уже достаточно испортило ее имидж, не исполняя взятые на себя обязательства. Для того чтобы исправить эту ситуацию, прежние договоренности необходимо выполнить. «Договор по Центру транзитных перевозок истекает в 2014 году, - заявил он в интервью российским журналистам, - … в полном соответствии с взятыми на себя обязательствами мы уведомим за полгода до этого срока американскую сторону о прекращении действия договора, и с 2014-го здесь будет крупный гражданский международный транспортный узел».
Один из главных вопросов, связанных с функционированием базы США в аэропорту Манас – поставки авиационного топлива. База потребляет его в больших объемах, и с коммерческой точки зрения это очень выгодный бизнес. В период правления президента А. Акаева поставки топлива контролировал его сын Айдар, а во время К. Бакиева – его младший сын Максим. Проверка транспортной прокуратуры Кыргызстана, проведенная вскоре после случившейся в апреле 2010 г. «второй киргизской революции», показала, что основными поставщиками реактивного топлива для Центра транзитных перевозок выступали компании Red Star Enterprises Limited и Mina Corp Limited, зарегистрированные в Лондоне и Гибралтаре. На основании агентских договоров топливо эти компаниям поставляли шесть фирм, получавшие его из РФ. Все они принадлежали Максиму Бакиеву.
Стремясь вывести поставки топлива из тени, правительство Киргизии намерено передать их совместному с Россией предприятию, контракт с которым планируется подписать в сентябре. В течение трех месяцев долю поставок топлива через него планируется довести до 90% потребляемого базой объема. Тем более что интенсивность перевозок через Центр транзитных перевозок в ходе намеченного на 2014 г. частичного вывода натовского контингента из Афганистана будет возрастать. Однако с выводом базы возникнет другая проблема. Правительство Киргизии получало с нее довольно большую по меркам этой страны арендную плату – 60 млн. долл. в год. Плюс доходы от поставок топлива, которые в случае успешного функционирования новой схемы поставок также пойдут в казну. Все эти потери республике, которая и без того находится в крайне сложном финансовом положении, надо чем-то компенсировать. И основным источником, видимо, станет Россия, предоставившая Киргизии уже не один кредит.
Выполнить обещание о ликвидации Центра транзитных перевозок А. Атамбаеву будет трудно не только по финансовым причинам. До сих пор база служила своеобразной страховкой руководства страны от внешнеполитических рисков. «У экс-президента Кыргызстана Курманбека Бакиева всегда был единственный аргумент - военная авиабаза «Манас», - заявил лидер партии «Акшумкар» Темир Сариев. - Некоторые международные организации значительно влияют на политические процессы в Кыргызстане, но как только Курманбек Бакиев упоминал о военной базе, все вопросы отходили на второй план, в том числе и соблюдение прав человека». Эта ситуация сохранилась и после свержения К. Бакиева, когда временное правительство Киргизии возглавляла Р. Отунбаева. По словам директора Центра методологии наук и социальных исследований Нурбека Омуралиева, «американская авиабаза в Кыргызстане является своего рода «крючком» для руководства страны». За преступления против человечности во время прошлогодних межэтнических столкновений на юге Киргизии членов временного правительства можно было привлечь к ответственности по вердикту Международного уголовного суда. «Но в отдельных кругах уверяют, что пока в Кыргызстане есть этот Центр транзитных перевозок, или база, как его чаще называют, нашим властям ничего не грозит», - отметил он.
Есть и другие свидетельства зависимости киргизского руководства от США, которое, похоже, после падения режима К. Бакиева отнюдь не ослабло. В июле этого года стало известно, что США помогут Киргизии в модернизации комплекса аэронавигационного оборудования, предназначенного для контроля и управления воздушным движением. Для этой цели планируется выделить 30 млн. долл. Новое оборудование позволит контролировать все воздушное пространство страны, а также управлять движением на всех воздушных трассах, проходящих через ее территорию. Кроме того, будет решена проблема радиосвязи между воздушными судами и органами управления аэродвижения во всем воздушном пространстве. Программа модернизации предусматривает и строительство на территории «Манаса» нового командно-диспетчерского пункта «Вышка», который позволит контролировать управление воздушными судами при взлетах и посадках.
Еще более примечательно, что модернизация аэронавигационного оборудования «Манаса» будет проводиться совместно с Министерством обороны США, а ее завершение позволит контролировать 100% воздушного пространства Киргизии. По данным Министерства транспорта и коммуникаций Киргизии, три локатора, которые в настоящее время используются для этих целей, позволяют отслеживать лишь 60% воздушного пространства республики. Новое оборудование позволит с высокой точностью определять местоположение судна по высоте и месту с периодичностью в 1-3 секунды, сопровождая одновременно до 400 воздушных судов. Вывод о том, что эта система может использоваться для военных целей, напрашивается сам собой. Эти подозрения подтвердились в начале августа, когда стал известен победитель тендера. Им оказалась американская компания Raytheon – крупный поставщик военного ведомства США, более 90% своих доходов получающая от оборонных заказов. Наиболее известный продукт, разработанный специалистами Raytheon, - зенитно-ракетный комплекс «Пэтриот».
Планы технической модернизации «Манаса» наводят на мысль о том, что уходить из Киргизии американцы вовсе не собираются. Иначе вкладывать значительные средства в технологии контроля над воздушным пространством республики просто не имеет смысла. Более того, военное присутствие США в Киргизии может расшириться. В июне этого года, например, известный специалист по Центральной Азии Александр Князев заявил, что в Баткене все готово для размещения новой американской военной базы, планы создания которой вынашиваются уже несколько лет. Усиление военного присутствия США в Киргизии может стать результатом переноса части их военной инфраструктуры в Центральную Азию, рассматриваемого аналитиками как один из наиболее вероятных результатов сокращения контингента НАТО в Афганистане. Даже если А. Атамбаеву удастся реализовать свое обещание и ликвидировать базу в Манасе, она с большой долей вероятности переместится в одну из соседних стран Центральной Азии – Таджикистан, Узбекистан или Туркмению, давно рассчитывающих заполучить военные базы США.
Заявление А. Атамбаева о планах ликвидировать к 2014 г. базу США в этом контексте выглядит, скорее, предвыборным пиаром. Реализовать свои обещания на практике ему будет очень непросто. Более того, уход США из Киргизии потребует адекватных финансовых вложений со стороны России, а возможно – и размещения там новых военных контингентов. Все это сделает необходимым пересмотр стратегии РФ в отношении Центральной Азии, вероятность которого пока внушает большие сомнения.