«Технические» переговоры между делегациями Белграда и Приштины с точки зрения Запада, похоже, себя исчерпали. После того, как власти Сербии фактически приняли все основные требования албанской стороны в том, что касается кадастровых, таможенных, гражданских и прочих актов и документов, в Брюсселе и Вашингтоне решили перейти к решению следующей задачи - документальному оформлению признания Сербией независимости Косова. Предполагают, что реализация этих мер будет ускорена в связи с наметившимися политическими изменениями в России – с тем, чтобы успеть провести план признания Косова Сербией до возвращения на пост президента РФ Владимира Путина.Запад не могли не насторожить недавние заявления посла России в Белграде Александра Конузина, позволяющие предполагать, что Москва окончательно разочаровалась в правящей коалиции во главе с Борисом Тадичем и готова взять курс на поддержку оппозиционных сил. Это побуждает США и ЕС форсировать завершение их «косовского проекта».
«Пробный шар» в плане новых западных инициатив по Косову вновь запустил глава дипломатического представительства Франции в Приштине Жан-Франсуа Фиту. В интервью ведущей косовской албаноязычной газете «Коха диторе» он отметил, что нынешний диалог между делегациями Белграда и Приштины позволяет «решать технические вопросы, призванные касаться улучшения жизни людей», но «затем понадобится другой диалог», который он назвал «D-диалог». «Меньший диалог поможет сторонам выстроить доверие с тем, чтобы они оказались в состоянии вести более крупный D-диалог», - пояснил Ж.-Ф.Фиту.
Схожие новости сообщил в беседе с газетой на условиях анонимности «высокопоставленный европейский представитель». По его словам, курирующий переговорный процесс от имени Евросоюза Роберт Купер «объявит о закрытии диалога в конце текущего года и о начале политического диалога после того, как в Сербии пройдут запланированные на апрель выборы» [1].
Рассуждения насчет «выстраивания доверия» между сербами и албанцами в контексте последних событий на севере Косова, на первый взгляд, выглядят явной насмешкой. Однако, как явствует из публикаций косовских СМИ, в ходе последнего раунда брюссельских переговоров 2 сентября сербская делегация во главе с Бориславом Стефановичем действительно удовлетворила практически все требования Приштины по вопросам возвращения кадастровых документов, признания таможенных марок и обеспечения свободы торговли. В последнем вопросе речь идет о принятии Белградом на себя обязательств действовать в отношении Косова «в соответствии с соглашением CEFTA» [2]. Это документ о создании Центральноевропейской зоны свободной торговли, ратифицированный в 2007 году Албанией, Македонией, Молдавией, Черногорией, Хорватией, Сербией, Боснией и Герцеговиной и Косовом. Приштина при заключении соглашения была представлена Миссией ООН по делам временной администрации, но после одностороннего провозглашения независимости Косова в феврале 2008 года албанские власти края при поддержке признавших эту независимость большинства других участников соглашения трактуют своей статус как государственный.
Согласно специальной рекомендации руководства ЕС, реализация соглашения CEFTA должна подготовить его участников к тому, чтобы «присоединиться к Европейскому союзу». А в этих целях - привести их к заключению двусторонних соглашений о стабилизации и ассоциации с ЕС [3]. Понятно, что в случае с Косовом реализация подобного соглашения приведет к присоединению Приштины к ЕС отдельно от Белграда, а то и раньше его. Депутат Европейского парламента, спецдокладчик по Косову Бернд Поссельт, уже заявил, что переговоры между Брюсселем и Белградом о приеме сербов в Европейский союз не начнутся до тех пор, пока Сербия «не прояснит свою позицию по Косову».
Что же касается «конвенционного» соглашения между ЕС и Косовом о развитии двусторонних торговых отношений и визовой либерализации, то оно, по словам Поссельта, «должно быть вскоре подписано». Главная проблема Брюсселя в данной ситуации - как убедить признать Косово Грецию, Испанию, Кипр, Румынию и Словакию. Именно позиция этих государств, убежден Бернд Поссельт, «представляет собой главное препятствие для деятельности гражданско-полицейской миссии Европейского союза в Косове» [4]. Председатель Евросовета Херман ван Ромпей уже пообещал косовскому президенту Атифете Яхъяге начать «в скором времени» переговоры о либерализации визового режима с Приштиной, а также в целом «помогать Косову обрести членство в ЕС» [5].
Вряд ли о подобных «нюансах» не знают белградские переговорщики – благо они предусмотрительно не спешили предавать огласке детали подписанных в Брюсселе документов, опасаясь обвинений в предательстве национальных интересов. Во всяком случае, по словам руководительницы делегации Приштины на переговорах Эдиты Тахири, ее сербский коллега Борко Стефанович «боится сербского общественного мнения, и поэтому не говорит правды», в том числе и о полученном от Белграда согласии признать «таможенные марки Косова». К сожалению, нет оснований ей не верить [6].
Очевидно, хорошо осведомлены в Белграде и о том, какие требования предъявят Сербии в рамках пресловутого «D-диалога». О них уже обмолвился лидер «Сербского движения обновления» Вук Драшкович. Выступая недавно в Белграде на конференции, организованной «Хельсинкским комитетом по правам человека», он призвал сербов «признать Косово как своего ближайшего и особого соседа... родившегося в результате дискуссией с Сербией» [7].
В планы, смысл которых – добиться от Белграда скорейшего признания независимости Косова, укладывается и перспектива апрельских (2012) выборов в Сербии. Оппозиционные силы во главе с Сербской радикальной партией не скрывают своей решимости отправить в отставку не только нынешний состав Народной скупщины и правительство Мирко Цветковича, но и президента Бориса Тадича, причем еще до истечения срока его полномочий в 2013 году. Согласно информационному «вбросу» WikiLeaks, Тадич ещё в 2006 году согласился на независимость Косова. Как явствует из обнародованных телеграмм бывшего посла США в Белграде Майкла Полта, сербский лидер в приватных беседах уже тогда «признавал реальность независимости Косова». Теперь Запад, видимо, попытается форсировать события на косовском направлении, не дожидаясь апреля 2012 года.
__________________________________
[1] Koha Ditore, 23.09.2011
[2] Epoka e Re, 22.09.2011
[3] http://www.stabilitypact.org
[4] Epoka e Re, 06.09.2011
[5] Koha Ditore, 07.09.2011
[6] Epoka e Re, 08.09.2011
[7] Koha Ditore, 07.09.2011