После распада СССР Россия утратила оборонный паритет с Соединёнными Штатами. Предпринимаемые в последние годы усилия по возрождению мощи российских стратегических сил и космических средств вооружения для нанесения потенциальному противнику встречно-ответного удара зачастую не соответствуют темпам развития атакующих сил потенциального противника по варианту системы «быстрый удар» в совокупности с создаваемыми системами ПРО для основной территории США.
Соединёнными Штатами и некоторыми странами НАТО создана система ионосферного противоракетного вооружения, перекрывающая весь Арктический регион, через который в основном пролегают трассы российских баллистических ракет встречно-ответного удара [1], включая и самые мощные ракеты РС-18 и РС-20, сроки эксплуатации которых неоднократно продлевались. Для РС-20 последнее продление – до 2026 г., когда должно завершиться перевооружение России, включая замену стратегических ядерных сил. Однако сроки и средства нападения обычно определяет атакующая сторона. Это относится, в первую очередь, к высокотехнологичному оружию, включая нетрадиционное, доминирующему на театрах военных действий и в глобальном масштабе.
Так, еще в апреле 2010 г. был выведен на орбиту, много месяцев испытывался и приземлился в декабре того же года шаттл-беспилотник США - принципиально новая разработка для обеспечения «быстрого удара» из околоземного космического пространства, в частности:
– по пунктам управления, подземным, наземным и расположенным в воздушном пространстве, где может находиться руководство страны;
– по бункерам глубокого, в сотни метров, размещения, откуда осуществляют управление встречно-ответным ударом.
США и их союзники разрабатывают систему «быстрый удар» для атаки потенциальных противников, России и КНР, в первую очередь, гиперзвуковыми крылатыми ракетами с ядерными и обычными зарядами, с существенным превышением их количества относительно необходимого. Система характеризуется крайне малым сроком подлета, от нескольких минут до максимально 1 часа, для вывода из строя систем воздушно-космической обороны, ракетно-ядерного оружия и военно-космического вооружения обороняющейся стороны…
В США также начата разработка подводных лодок без экипажа для реализации системы «быстрый удар» посредством уничтожения кораблей и подводных лодок противника, в первую очередь их ракетных подводных крейсеров стратегического назначения.
Администрация Обамы уже известила польскую сторону о том, что новая ПРО США и НАТО, предназначенная для нейтрализации потенциальных ракетных ударов Ирана и Сирии, может быть адаптирована для поражения «ракет из любых других мест» [2].
Складывающаяся ситуация требует принципиально новых решений.
* * *
Российские эксперты разработали несколько возможных вариантов устранения побудительных мотивов потенциального противника к нападению на Россию и/или ее союзников путем предотвращения или парирования угроз безопасности, включая военную угрозу посредством нанесения противнику встречно-ответного удара с причинением ему неприемлемого ущерба.
Предложены решения, направленные, в первую очередь, на политическое воздействие по предотвращению угрозы безопасности или военной опасности России и ее союзникам. Однако потенциальный противник должен знать, что при принятии им решения о нанесении удара и начале реализации этого решения ему будет нанесен асимметричный встречно-ответный удар с неприемлемыми для него последствиями.
Ответное воздействие Российской Федерации должно быть:
1. Глобальным либо стратегически масштабным;
2. Неотвратимым; парирование неприемлемого ущерба недопустимо;
3. Нелинейным, причем неравновесность должна быть порядково знáчимой.
4. По возможности синергетичным, то есть взаимозависимым и не связанным.
5. По возможности сетевым.
При выполнении всех или хотя бы первых трёх из этих условий атакующая сторона понесет неприемлемый ущерб.
Развитие в Соединенных Штатах и Российской Федерации военно-космических вооружений, стратегического и тактического высокоточного ядерного и неядерного оружия, сжатие времени «блицкрига» до нескольких часов существенно меняет не только структуру вооруженных сил, но миссию, цели и задачи нападения и защиты.
* * *
Проблема асимметричного ответа вновь встала перед российскими экспертами в конце XX – начале XXI веков, поскольку гонка вооружений с явным доминированием в ней США продолжается, а Соединенные Штаты сформулировали и стали воплощать стратегическую программу «Единая перспектива-2010» [3].
Миссия «Единой перспективы-2010» – создание аэрокосмических, информатизированных и сетевых вооруженных сил глобального воздействия, предпочтительно неядерных. Неядерных – для возможно быстрого использования ресурсов атакованной страны.
Суть программы – создание многоэшелонной системы для молниеносного разгрома любого противника и комплексной защиты своей территории.
Программа включает:
– космические и воздушные системы разведки, передающие оперативные разведывательные данные непосредственно пилотам боевой авиации и командирам эскадрилий;
– аэрокосмические формирования с авиацией различного назначения, в том числе БПЛА, позволяющие вести поражение противника высокоточным оружием при постоянном контроле за результатами ударов;
– гипер-, сверх- и дозвуковые крылатые ракеты, способные оперативно наносить удары либо патрулировать в воздухе в поисках знáчимой цели;
– носители большого числа крылатых ракет, самолеты и корабли, включая АПЛ, для нанесения массированных ударов волнами крылатых ракет, подходящие к границам противника;
– эшелонированную систему национальной ПРО США, способную уничтожать или выводить из строя баллистические ракеты совместно с секторальными системами ПРО театров военных действий вне территории США и системой защиты США от крылатых ракет.
Соединенные Штаты неоднократно планировали массированные удары по СССР, затем по Российской Федерации. Среди последних рассматривалось нанесение удара:
крылатыми ракетами с пенетральными ядерными и/или неядерными высокоточными зарядами по стартовым позициям российских межконтинентальных баллистических ракет с уничтожением их в шахтах, закрытых и открытых, на земле и на взлете, предельно уязвимых, когда не принципиально, сколько боеголовок и средств прорыва ПРО несет каждая российская ракета;
авиацией, несущей высокоточные средства для уничтожения ПВО, выведения из строя баллистических ракет в шахтах, на земле и на взлете, в том числе лазерным оружием.
Американская сторона предполагает, что при темпах финансирования вооруженных сил на уровне 2005 г. Россия к 2010 году:
будет иметь порядка 200 комплексов «Тополь-М» с 600 боеголовками, а деградация ВВС и ПВО России к тому времени станет катастрофической;
количество атомных подводных лодок и кораблей России к 2010 году станет столь малым, что ВМС США смогут уничтожить их в море либо в базах, воспрепятствовав ударам по территории Америки;
развитие ПРО США при пассивности российской стороны позволит Соединенным Штатам вывести из строя или уничтожить космическую военную группировку России либо бóльшую ее часть. Не случайно с 2000 года до настоящего времени развитию Военно-космических войск в России придают особое значение [4].
При разработке «Единой перспективы-2010» ее авторы полагали, что одиночные баллистические ракеты России, которые успеют стартовать, будут преимущественно выведены из строя или уничтожены системой ПРО США. Ракетные авиационные и космические удары Соединенных Штатов уничтожат центры власти страны, узлы транспорта и связи, основную промышленную инфраструктуру, позиции уцелевшей ПВО, космодромы, штабы и центры управления войсками.
* * *
В то же время и при ограниченных бюджетных средствах на оборону Россия может найти асимметричный и относительно дешевый ответ на «Единую перспективу-2010» и последующие стадии ее развития.
Для этого требуется:
- иметь высокоточное оружие с ядерными боеголовками от десятков килотонн до десятков мегатонн;
- иметь ракетное неядерное высокоточное оружие;
- обеспечить мобильность ракетно-ядерного оружия;
- обеспечить мобильность ракетного неядерного оружия;
- предотвратить перехват российского вооружения средствами американской ПРО;
- обеспечить воздействие российского оружия в режиме «встречно-ответный удар».
Комплексность оружия заключается в совместном применении известного оружия, ядерного и/или неядерного и геофизического оружия.
Подчеркнем, что применение геофизического оружия запрещено Конвенцией о запрещении военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 18 мая 1977 года [5], ратифицированной СССР и соблюдаемой его преемником – Российской Федерацией. В настоящей статье речь идет о естественном воздействии природных геофизических явлений. Отдельные катастрофические проявления такого рода хорошо известны: цунами, землетрясения, извержения вулканов, ураганы, например ураган «Катрина» (Луизиана, США), и др.
(Окончание следует)
Сергей ГАВРИЛОВ – кандидат физико-математических наук
1. Белкин В., Шушков А., ПРО США: Решение в иной плоскости. – Воздушно-космическая оборона – 2007, № 5 – С. 48-54; № 6 С. 60-64.
2. Дипломатическое лицемерие по отношению к Москве. – InoPressa, 7.12.2010. – WikiLeaks, 6.09.2011 – http://www.inopressa.ru/article/07dec2010/inotheme/wiki_russia.
3. Калашников Максим, "Несимметричный ответ на «Единую перспективу-2010»". – 2005 – http://agaroza.com/post_1219926968.html.
4. Космические средства вооружения. – Оружие и технологии России. Энциклопедия. XXI век. – Том V. – М.: ИД «Оружие и технологии», 2002. – 703с.
5. Конвенция о запрещении военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. – 18.05.1977 г. – АВП СССР. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. – М., 1980, вып. XXXIV. – С.437-440