Чем дальше углубляется кризис в Сирии, тем яснее, что особую роль в этом играет её бывший союзник Турция. Являясь единственным членом НАТО, официально исповедующим «умеренный ислам», Турция стала плацдармом сирийской оппозиции. Именно в Стамбуле объявил о своем появлении Сирийский национальный совет, созданный по образцу ливийского ПНС. Оппозиционеры пользуются не только моральной, но и материальной поддержкой турок. Они активно взаимодействуют с турецкими государственными структурами, получили свободу международной деятельности. Сегодня на территории Турции создан, по сути, зарубежный штаб сирийской эмиграции, управляющий разрушительными процессами на родине. Здесь же сформирована так называемая «свободная армия Сирии» (САС), сколоченная из дезертиров сирийской армии. Это люди не намерены отсиживаться в эмиграции. Только что группа сирийских военных, проживающих в строго охраняемом лагере беженцев, заявила о своей ответственности за убийство девяти сирийских солдат и офицера на территории Сирии. Нет сомнения в том, что они отрабатывают деньги по заданию новых хозяев. Турецкие власти пытаются делать хорошую мину при плохой игре и характеризуют свои отношения с командиром САС полковником Риадом Ас-Садом и всей «армией» как «чисто гуманитарные». Мол, главная забота властей заключается в физической безопасности членов САС. А тот факт, что власти толкают САС к совершению кровопролития на территории Сирии, представитель МИД Турции объясняет как предоставление членам САС «свободы выражения политических взглядов».
«Гуманитарные соображения» позволили МИД Турции организовать и пресс-конференцию командира САС полковника Риада Ас-Сада, где тот заявил, что «САС является лидером сирийского народа и будет бороться против режима до тех пор, пока не начнется период стабильности и безопасности». На пресс-конференцию полковник явился в сопровождении десяти охранников, в том числе снайпера. После окончания пресс-конференции было объявлено, что дальнейшие контакты корреспондентов с командованием САС возможны только через МИД Турции. Лучшего доказательства марионеточного характера этого военного формирования не найти. От других диверсионных структур, базирующихся на территории Турции, САС отличается лишь тем, что её решили легализовать как будущую «официальную армию» борющейся оппозиции. Сегодня помимо САС через турецко-сирийскую границу ежедневно проникают десятки других подготовленных групп, сеющих смерть и хаос у себя на родине.
По версии Анкары, турецкое правительство было шокировано поведением Б.Асада в начальный период волнений весной с.г. Якобы премьер министр Турции Р.Эрдоган был лично оскорблен неспособностью Б.Асада быстро провести реформы и применением им вооруженной силы против демонстрантов. Кровопролитие в Сирии «очень волнует турков» и заставляет принимать политические решения, осуждающие деятельность Б.Асада. Сирийская оппозиция увидела в Турции союзника и устремилась в объятия Анкары. И то, что территория Турции стала плацдармом для вооруженных диверсий, заставляя делать вывод, что у Анкары имеются свои тайные цели.
Анализируя поведение властей Турции, наблюдатель из Международной кризисной группы Хью Поуп считает, что эта страна готовится к активному вмешательству в сирийские дела. Альянс Турции и САС он назвал «совершенно новой территорией».
Если, с одной стороны, генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен исключил возможность вмешательства Североатлантического альянса в события в Сирии, то ведь, с другой стороны, Турция, будучи членом альянса, не может осуществить вооруженную интервенцию в одиночку.
Пока что вмешательство во внутренние дела Сирии затрудняют Россия и Китай, но независимо от этого у Турции есть серьёзные возможности дестабилизировать положение в соседней стране. У Турции существуют развитые экономические связи с Сирией, за счёт которых и держится отчасти ситуация, например в городе Алеппо, где местные предприниматели получают крупные заказы именно из Турции. И если турецкая сторона организует экономический бойкот Сирии, экономика Алеппо и других крупных сирийских центров будет подорвана. И тогда ситуация в стране подойдёт к критической точке.
Чего добьется Турция в случае свержения режима Б.Асада? Ответ связан со значением исламского фактора в политике Р.Эрдогана. Начавшаяся исламизация стран «арабской весны», за которой стоит Саудовская Аравия, не могла не подтолкнуть Турцию к активизации действий в том же направлении. Исламская риторика пришлась по душе сирийским оппозиционерам и успешно работает на подрыв позиций официального Дамаска. Сегодня демонстрации протеста в Сирии изобилуют исламской атрибутикой. И, стремясь опередить саудитов, режим Р.Эрдогана начал выдвигаться на первый план в оркестровке гражданского неповиновения в этой стране.
И ещё одно существенное обстоятельство. Когда в Сирии начался конфликт, Башар Асад пошел на переговоры с оппозицией. Он пытался найти основы для равноправных и честных переговоров с бунтарями, чтобы успокоить ситуацию. При этом он энергично занялся реформами, которых требует оппозиция. Однако быстро стало понятно, что оппозиционерам нужно не улучшение ситуации – они добиваются полного демонтажа существующего режима. Это их цель, и переговоры им, по сути, не нужны. Повторяется история с переворотом в Ливии, и мы можем предположить, что за оппозиционерами стоит не только Турция, но и более влиятельные кукловоды. Сирийская оппозиция, поощряемая извне, отважилась на смертельную схватку с режимом. И сейчас стабилизировать ситуацию в Сирии можно только при условии жёсткой и быстрой расправы с отрядами боевиков, которые терроризируют население. Боевики провоцируют столкновения между населением и силами порядка, льют кровь мирных людей. За несколько месяцев численность боевиков выросла, и их ликвидация требует проведения полномасштабных войсковых операций. В то же время режим Б. Асада пока лишь обороняется, оставляя инициативу в руках диверсантов и террористов. Если сирийское правительство не перейдёт в наступление и не начнёт возвращать себе контроль над страной, оно рискует разделить судьбу режима Каддафи, также не сумевшего уничтожить своих могильщиков в зародыше. Сейчас другого пути, кроме установления военного положения, введения войск в мятежные зоны, проведения контрольных и фильтрационных мероприятий, у Б.Асада уже нет.
По мнению ряда наблюдателей, у самого Асада не хватает воли, чтобы решиться на жёсткие меры. Значит, на его место должен придти руководитель, способный без колебаний подавить разгорающееся вооруженное восстание. Руководитель, готовый повторить действия Асада-отца, когда во время подавления мусульманского восстания в Хаме в 1982 году войска превратили половину города в руины. Однако если в 1982 году это был один город Хама, то теперь нужно усмирять пол-Сирии. При всей тяжести этого выбора он как раз - наиболее гуманный, ибо в противном случае Сирию ждет затяжное массовое кровопролитие.
В Анкаре надеются, что режим Асада удастся свалить еще до того, как разгорится гражданская война, и спешат укрепить свои позиции. Р.Эрдоган явно ведёт дело к тому, чтобы учредить в Сирии «умеренно-исламский» режим, который превратит эту многоконфессиональную страну в послушное орудие пантюркизма. Можно ожидать, что эта линия Анкары получит поддержку старших партнеров Турции по НАТО. Ведь альянсу не страшен приход к власти умеренных исламистов в Дамаске. Действуя под контролем Турции, они будут действовать под контролем НАТО.
Зато по интересам России это нанесёт серьёзный удар. Помимо миллиардов долларов, затраченных на развитие Сирии, и полувекового интенсивного сотрудничества с этой страной, Россия потеряет последнюю и единственную точку опоры в Средиземноморье (пункт материально-технического обеспечения российского Черноморского флота в сирийском Тартусе).
Главный вопрос: решится ли правительство Башара Асада на широкомасштабные наступательные военные действия против терроризирующей население вооружённой оппозиции? От ответа зависит судьба страны. Асад на днях заявил, что повторение в Сирии ливийского сценария невозможно: мол, "любой подобный сценарий будет очень дорого стоить его авторам". Только, похоже, сценаристы за ценой не постоят – они готовы платить дорого…