Судебный процесс против руководителей режима «Красных кхмеров»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

21 ноября начался исторический процесс в Специальном международном суде по Камбодже. Это второй и главный процесс, ради которого официально и замышлялся сам трибунал – дело против членов правительства Пол Пота. Сам Пол Пот умер в 1998 году, однако на скамье подсудимых сегодня оказались его соратники: бывший президент страны Кхиеу Сампфан (79 лет), бывший министр иностранных дел Иенг Сари (85 лет; правительство Пол Пота часто называлось «режимом Пол Пота - Иенг Сари») и бывшего главного идеолога режима Нуон Чеа (84 года; в официальной иерархии «красных кхмеров» именовался «братом номер два» - первым был, конечно же, сам Пол Пот). Всего за неделю до начала процесса буквально выскользнула их рук правосудия четвёртая обвиняемая – бывший министр социального обеспечения Иенг Тхиритх (жена Иенг Сари). Суд счёл, что 78-летняя Иенг слишком больна (прогрессирующий Альцгеймер), чтобы её можно было судить. (1) Все они обвиняются в совершении преступлений против человечности, серьёзных нарушениях Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года, геноциде, убийствах, пытках, преследованиях.

Международный трибунал по Камбодже был создан в 2001 году. Он состоит наполовину из камбоджийского и наполовину из международного персонала, включая следователей, прокуроров и судей. Однако до сегодняшнего дня он рассмотрел всего лишь одно дело – против директора центральной тюрьмы Каинг Эава. Десять лет трибунал готовился к главному делу своей жизни. Первый день ушёл на зачитывание Обвинительного акта. Пока оглашена только его половина… Согласно обвинению, бывшие руководители режима Пол Пота - Иенг Сари совершали не только преступления по камбоджийскому уголовному праву, но и по международному праву. Так, например, бывшие министры обвиняются в проведении политики «уничтожения врага», состоявшей в массовых казнях представителей бывшего режима Лон Нола. Впрочем, обвинение указывает, что многие смерти были результатом не умысла, а упущений со стороны обвиняемых. Обвинение включает в себя массовые депортации населения по национальному признаку (прежде всего, вьетнамцев), а также незаконное тюремное заключение и пытки десятков тысяч собственных граждан. Последний пункт обвинения на сегодняшний день получил наибольшее судебное подтверждение в первом судебном процессе Каинг Эава, уже приговорённого трибуналом к 30 годам лишения свободы именно за это. Одним из аргументов в свою защиту Каинг Эав называл то, что он «был частью системы» и если бы он ослушался власти, он был бы уничтожен сам. Обвинения включают в себя плохое обращение с буддистскими монахами, отказывавшимися от депортации вьетнамцами и представителями народа чам. Обвинение также квалифицирует в качестве «рабства» политику строительства социализма через создание системы кооперативов, впрочем, с известной кампучийской спецификой (разделение семей и т.д.). (2)  Впрочем, все обвиняемые признали себя невиновными и будут представлять аргументы в свою защиту.

 

Главные обвиняемые Международного трибунала по Камбодже по делу № 002: (слева направо) Нуон Чеа, Кхиеу Сампфан, Иенг Сари, Иенг Тхиритх

Следует отметить, что в отличие от обвинений, распространявшихся в СМИ о том, что режим «красных кхмеров» совершил геноцид своего собственного народа, обвинительный акт говорит о геноциде вьетнамского, а не кхмерского населения (примерно 5 % населения Камбоджи). Также, в отличие от обвинений в СМИ об убийствах любого нелояльного к властям населения, обвинительный акт более осторожен и говорит о погибших «в результате истощения и недоедания как результате политики построения социализма».

Несколько недель, предшествовавших началу главного процесса, были весьма напряжёнными и неприятными как для суда, так и для ООН, под эгидой которой действует суд. В июле появились сообщения в СМИ о том, что ООН дала указание международным судьям трибунала прекратить дальнейшее расследование военных преступлений режима «красных кхмеров». Несмотря на то что ООН отклонила эти утверждения, дальнейшие события показали, что «не всё спокойно в камбоджийском королевстве». В октябре суд распорядился, чтобы главный международный член прокуратуры А.Кайли отозвал своё заявление, где потребовал дальнейшего расследования. Суд указал, что Кайли нарушил принцип конфиденциальности работы суда, на что прокурор ответил, что следует принципу обязанности информировать общественность о работе суда. Известная «правозащитная» организация Human Rights Watch потребовала отставки двух судей (международного и камбоджийского), ответственных за расследование новых возможных дел. Затем прозвучало заявление министра иностранных дел Камбоджи: проводить или нет дальнейшее расследование, сказал он, будет Камбоджа, а не международный суд. Через несколько дней уходит в отставку судья трибунала З.Блюнк (Германия), заявив, что не может более терпеть вмешательство властей страны в деятельность суда. Таким образом, ясно видно, что в трибунале происходят весьма серьёзные события. Власти Камбоджи пытаются поставить суд под свой контроль. Трибунал же пытается, по всей вероятности, не столько сохранить независимость, сколько поставить под контроль правительство страны. В этой ситуации в конечном счёте виновато само камбоджийское правительство. Создавая именно международный, а не местный суд, оно полагало, что будет полностью контролировать его и обеспечивать продвижение исключительно своих интересов. Однако и «международное сообщество» рассчитывало также на это. В связи с этим следует напомнить, что нынешний премьер-министр Камбоджи Хун Сен занимает пост главы правительства уже более 25 лет, а до этого был министром иностранных дел Демократической Республики Кампучия аж с 1979 года! Но главное – до этого он был в руководстве «красных кхмеров». Именно поэтому продолжение расследования имеет весьма опасные последствия как для самого Хун Сена, так и для многих его соратников, имеющих «запятнанное прошлое». Не исключено, что «международное сообщество», согласившись финансировать трибунал, пошло на столь большие расходы именно с перспективой свалить самого «долгоиграющего» азиатского руководителя, который, кстати, ещё «в самом соку» – ему всего 59 лет. 

Существующие сегодня международные трибуналы, особенно созданные «для» тех или иных государств, являются факторами внешнего воздействия на данные государства как в форме «мягкого давления» на них, так и в форме прямого диктата. Это ярко проявляется на примерах трибуналов по бывшей Югославии, по Руанде, по Ливану. Не является исключением и трибунал по Камбодже… Таким образом, развитие событий в Международном трибунале по Камбодже будет во многом определять не только то, сумеет ли трибунал установить истину по делу о режиме «красных кхмеров» 1975-1979 годов, но то, каким будет будущее страны. По крайней мере, каким будет её будущее правительство.

______________________

(1) См. Решение палаты досудебного производства по делу (Decision on Ieng Thirith’s Fitness to stand trial, 17.11.2011) Впрочем, пока рассматривается апелляция прокуратуры, Иенг Тхиритх продолжает оставаться в тюрьме (См.: Decision on Сo-Prosecutors' request for stay of release order, 19.11.2011)

(2) Case 002/19-09-2007-ECCC-OCIJ, Closing Order, 15.09.2010, // Официальный сайт Международного трибунала по Камбодже в интернете