22 ноября официальный представитель госдепа США г-жа Нуланд уведомила мир и Россию о том, что США не будут предоставлять российской стороне информацию по обычным вооружённым силам в Европе. Кроме того, американцы заявили, что не будут допускать российские инспекции на американские военные объекты в Европе.
Что стоит за этим (очередным, кстати) «вывихом» Вашингтона?
Во-первых, договор об обычных вооружённых силах в Европе, торжественно подписанный в 1990 году и установивший параметры тяжёлых (обычных) вооружений, предназначался для двух военных блоков - Варшавского договора и НАТО.
Во-вторых, это был, скорее, политический, чем военный компромисс, поскольку договором не охватывались морские вооружения, крылатые ракеты, средства ПВО и др.
В-третьих, часть стран Варшавского договора вступила в НАТО, возникли новые независимые государства, также вошедшие в Североатлантический альянс, они вообще не попали в зону действия Договора.
Подписанный в 1999 г. в Стамбуле новый вариант Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) – ещё один вымученный в ходе переговорного процесса политический компромисс. Однако за бокалами с шампанским после подписания новой версии ДОВСЕ не последовала тогда одна существенная деталь – ратификация. Российская Госдума ратифицировала его только в 2004 г., за ней это сделали Беларусь, Казахстан, Украина. Но не захотели сделать страны НАТО. А в 2007 г. Россия заморозила своё участие в Договоре.
Итак, что же за шаг совершил американский госдеп? Говоря словами народной мудрости, Вашингтон пнул мёртвого осла.
То, что ДОВСЕ мёртв, подтвердило ещё в 2007 году и российское Министерство иностранных дел: «Договор, подписанный во времена холодной войны, давно перестал отвечать современным европейским реалиям и интересам безопасности». А тогдашний начальник Генерального штаба Вооружённых сил России генерал армии Юрий Балуевский обвинил страны НАТО в превышении «квот» вооружений на тысячи единиц.
То, что г-жа Нуланд сделала оговорку, мол, двери для дальнейших переговоров по ДОВСЕ открыты, - не более чем дежурный дипломатический жест. Если бы Соединённые Штаты, как утверждают официальные американские лица, желали открыть двери для реанимации договора и вовлечения России в переговорный процесс, то, по крайней мере, следовало бы убрать засовы на этой двери. Например, заявить, что НАТО готово соблюдать установленные Договором ограничения, включить страны Балтии в зону действия Договора и т.д. Однако американцы делать это не собираются, потому что в таком случае им придётся вывозить из Европы часть своих танков, бронемашин, артиллерийских орудий, вертолётов. А значит, понизить уровень своего военного присутствия в Европе и своего влияния в Старом Свете.
Чем ответила Москва на подобный шаг Вашингтона? Буквально через несколько часов президент Российской Федерации сделал заявление, в котором коснулся другого элемента «перезагрузки» - договора СНВ-3. Напомнив об имеющихся в Договоре примечаниях об увязке стратегических наступательных и оборонительных вооружений, о праве России на выход из Договора при возникновении определённых условий, Дмитрий Медведев указал, что «Россия оставляет за собой право отказаться от дальнейших шагов в области разоружения и, соответственно, контроля над вооружениями». Что стало маленькой сенсацией для СМИ, но не для Пентагона, где прекрасно знают ситуацию и с российской армией, и с российским оборонно-промышленным комплексом.
Инициированная Вашингтоном и с пафосом объявленная «перезагрузка» в отношениях между США и Россией потерпела грандиозное фиаско.Иного быть и не могло. Потому что в США за последние почти полтора века сформировалась устойчивая мировоззренческая матрица, определяющая Россию (при любом политическом строе – советском, постсоветском) на роль врага Америки. Господствовавшие в США геополитические стратегии со времён А. Мэхэна (конец XIX– начало XX вв.) до З. Бжезинского неизменно ставят в центр борьбы за мировое господство сокрушение России. Всего два примера:
«…Приступить к овладению всею полосой южной Азии между 30 и 40 градусами северной широты и с этой базы постепенно оттеснять русский народ к северу. Так как, по обязательным для всего живущего законам природы, с прекращением роста начинается упадок и медленное умирание, то и наглухо запертый в своих северных широтах русский народ не избегнет своей участи» (А.Мэхен).
«Новый миропорядок будет построен на обломках России, за счёт России и против России»(З. Бжезинский).
А еще можно было бы вспомнить Вудро Вильсона, президента США, предложившего в 1918 году расчленение России, или Р. Рейгана, тоже президента США, объявившего Россию «империей зла».
Осуществить перезагрузку в отношениях между Россией и США возможно, лишь перезагрузив головы американских политиков и финансистов - загрузив их совершенно иными представлениями о геополитике и избавив от бредовых идей о мировом господстве.