Идея строительства газопровода из РФ в Республику Корея не нова. Ещё во второй половине 90-х гг. прошлого века всерьёз обсуждался проект строительства газопровода в Южную Корею через северную часть полуострова из Якутии. И тогда посол КНДР в Москве Сон Сен Пхиль, выступая в Госдуме РФ, подчёркивал, что его правительство уже выделило землеотвод под строительство трубопровода. (1)
Со временем на роль главного поставщика газа для обеспечения экспортной стратегии в восточноазиатском регионе выдвинулись набравшие к тому времени силу и уверенно наращивающие объёмы добычи месторождения острова Сахалин и морского шельфа прилегающих районов.
12 мая 2003 года ОАО «Газпром» и корейская компания Kogas подписали Соглашение о сотрудничестве сроком на пять лет, которое в 2008 году было продлено на очередной пятилетний период. Соглашение охватывает широкий круг вопросов, в том числе проработку возможности поставок российского природного газа в эту страну. Для реализации Соглашения стороны создали постоянно действующую Совместную рабочую группу.
23 июня 2009 года в ходе рабочего визита делегации ОАО «Газпром» в Республику Корея председатель правления А.Миллер и президент, главный исполнительный директор компании Kogas Чжу Канг Су подписали Соглашение о совместном исследовании проекта поставок газа. Во исполнение Соглашения в 2010 году был подготовлен итоговый отчет по изучению организации поставок газа от конечной точки газотранспортной системы «Сахалин — Хабаровск — Владивосток» в Корею.
В сентябре 2007 г. была утверждена Государственная «Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР» (Восточная газовая программа), а «Газпром» назначен правительством РФ координатором деятельности по реализации этой программы. (2)
Важный импульс развертыванию работы над газовым проектом придали переговоры президента Медведева с главой КНДР Ким Чен Иром в Улан-Удэ 24 августа и с президентом Южной Кореи Ли Мён Баком в Санкт-Петербурге 2 ноября 2011 г., на которых оба корейских лидера объявили об участии своих стран в крупномасштабном газовом проекте.
Решительным шагом на пути взаимодействия «Газпрома» с корейскими партнерами стали состоявшиеся в Москве 15 сентября с/г раздельные встречи председателя правления «Газпрома» А.Миллера с министром нефтяной промышленности КНДР Ким Хи Ёном и президентом Kogas Чу Ган Су. На переговорах с главой Kogas была подписана «дорожная карта», определяющая график реализации проекта поставок природного газа из России в Южную Корею. Поставки газа в Южную Корею могут начаться в 2017 году. Предположительно объем поставок может составить 10–12 млрд. кубометров в год.
По результатам беседы с северокорейскими партнерами был подписан меморандум о взаимопонимании между «Газпромом» и Министерством нефтяной промышленности КНДР. Учитывая, что между РФ и КНДР пока нет соглашения о сотрудничестве в газовой сфере, российская сторона считает необходимым заключить соответствующее межправительственное соглашение, которое создаст правовую основу для реализации проекта. При этом «Газпром» намерен решать все вопросы сооружения газопровода на территории КНДР только с Пхеньяном. Предполагается, что «Газпром» возьмет на себя все финансовые расходы по строительству северокорейского участка газопровода длиной около 700 км, а также все риски, связанные с непредвиденными осложнениями в случае возникновения таковых. Возможно привлечение северокорейской рабочей силы в ходе строительства и последующей эксплуатации газопровода после соответствующего обучения» (3). Весь газ будет поставляться исключительно в Южную Корею. (4)
Вопросы, связанные с прохождением газопровода через демилитаризованную зону (ДМЗ), на определенном этапе неизбежно потребуют трехсторонних, а возможно, и прямых межкорейских консультаций.
Относительно опасений о возможных «неблаговидных целях» Пхеньяна было подчеркнуто, что «российская сторона приняла решение о строительстве этого газопровода после тщательного анализа всех факторов, связанных как с нынешним состоянием отношений России с Южной Кореей и КНДР, так и со сложной военно-политической ситуацией на Корейском полуострове и вокруг него. Заинтересованность Пхеньяна и Сеула в конечных результатах этого проекта станет своего рода гарантией его успешной реализации» (5).
Необходимо подчеркнуть, что в данном проекте чисто экономические аспекты теснейшим образом переплетены с проблемами геополитическими, стратегическими, касающимися безопасности на Корейском полуострове. Реализация проекта будет способствовать созданию атмосферы доверия между Югом и Севером Кореи, нормализации их взаимоотношений, урегулированию ядерной проблемы Корейского полуострова и, соответственно, укреплению мира и стабильности в Северо-Восточной Азии (СВА). Именно такая перспектива полностью отвечает национальным интересам России. Не случайно в МИД РФ недавно создана новая должность – посла по особым поручениям, курирующим все «три больших трёхсторонних проекта»: железнодорожный, газопроводный и по переброске электричества из РФ в РК через Северную Корею.
Вместе с тем и в РК, и в США, и в Японии существуют определённые силы, которые не заинтересованы ни в расширении экономического присутствия России в регионе, ни в вовлечении Северной Кореи в многосторонние хозяйственные проекты. Усилия этих политических групп направлены на углубление изоляции Пхеньяна с целью смены режима в КНДР. Подобная линия на «сдерживание и изоляцию» Севера определяет парадигму отключения Пхеньяна от любых программ, способных хоть как-то оживить и поддержать его экономику, следовательно, и от газопровода. Всё это, а также глубокое взаимное недоверие между Югом и Севером подпитывает опасения, прежде всего, в РК относительно надёжности бесперебойных поставок газа через территорию КНДР.
В связи с этим необходимо отметить следующее. Пхеньян давно и глубоко заинтересован в данном проекте. Прежде всего, для того, чтобы получать на стабильной основе 100-200 млн. долларов в год за транзитные услуги и за работу своих рабочих на строительстве газопровода. Риск лишиться транзитных денег в случае осложнений отношений с партнёрами по трёхстороннему проекту – перспектива нежелательная. При этом северяне прекрасно понимают, что те 15% от общего потребления газа, которые РК будет получать по трубопроводу, не достаточны для того, чтобы «поставить Юг на колени», чего так опасаются некоторые представители в Южной Корее. Вместе с этим идею пустить газопровод в обход территории Северной Кореи по дну Японского (Восточного) моря специалисты отвергают как нерентабельную. В отличие от Жёлтого Японское (Восточное) море слишком глубоководное и перекачка незначительных объёмов газа окажется чрезмерно дорогостоящим (например, «Голубой поток» по дну тоже глубокого Черного моря перегоняет в Турцию в 5 раз больший объем топлива).
Проект строительства газопровода выгоден всем его участникам.
Для России – это одно из важных средств реализации долгосрочной фундаментальной цели – интеграции в экономику Восточной Азии, в рамках которой Корейский полуостров обоснованно рассматривается в качестве важного моста в регион. В Москве не скрывают, что будут себя чувствовать комфортнее на переговорах по газу с Китаем и с Японией, имея на руках действующий контракт с РК.
Что касается Южной Кореи, то для неё чрезмерная зависимость от традиционных источников газа на Ближнем Востоке становится не только экономически всё менее привлекательной (разница в расстоянии до Владивостока и, например, Катара в комментариях не нуждается), но и всё более опасной. Сказываются и снижение безопасности морских коммуникаций (нарастание в обозримом будущем угрозы пиратов, потенциального противоборства между США и КНР и др.), и тревожное развитие событий на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Одновременно прогнозируется быстрый рост потребления углеводородных источников энергии в соседних с Корейским полуостровом Японии, особенно после трагедии «Фукусимы», и КНР, где, по оценкам, к 2030 году спрос на газ превысит соответствующий показатель у Европы. Это открывает конкретные перспективы для поставок российского газа даже в случае если Китай достигнет успехов в добыче сланцевого газа. В настоящее время «Газпром» работает над организацией трубопроводного экспорта газа в эту страну по двум коридорам поставки объемом до 68 млрд. куб м и прогнозирует, что к 2030 году его доля на рынке Северо-Восточной Азии — порядка 13% (в Европе - более 30%). (6) Всё это неизбежно усилит давление и на российский рынок газа.
Очевидно, что устойчивое и динамичное развитие экономики РК будет увеличивать потребность в газе (она, как известно, уже сейчас – второй после Японии импортёр газа в мире, а в целом её экономика почти на 70% зависит от импортных энергоносителей).
Сегодняшнее состояние «газопроводной» политики Москвы на Востоке принципиально отличает то, что в последние годы Россия от слов наконец-то перешла к делу. Это касается в первую очередь строительства газопровода Сахалин – Хабаровск – Владивосток (планируемая мощность газопровода - 30 млрд. куб. м, протяженность – 1800 км, строительство первой очереди завершено); нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (планируемая мощность нефтепровода - 80 млн. тонн нефти в год, планируемая протяженность - 4188 км; завершение строительства второй очереди нефтепровода - 2014 год;стоимость первой очереди ВСТО составила 12 млрд. долларов, плюс 2 млрд. долларов на строительство порта в Козьмино), первого в РФ завода по сжижению газа на Сахалине и т. д.
Важную роль в реализации подобных крупных и дорогостоящих проектов сыграло пристальное внимание к ним со стороны премьер-министра РФ В.Путина, предпринявшего значительные усилия для перенацеливания на Восток финансовых потоков и соответствующих технических ресурсов. Именно он убедил, например, руководство «Газпрома» в 2009 г. изъять значительные денежные средства и строительные мощности из проекта по освоению крупного Бованенковского газового месторождения на полуострове Ямал, предназначенного для снабжения потребителей на Западе, и перебросить их на Восток. Сейчас строительство трубопроводных систем, направленных в тихоокеанскую часть России, идёт не с задержкой, а с опережением первоначального графика, что не очень типично для российской практики.
Таким образом, в продвижении большого трехстороннего газопроводного проекта пройден важнейший этап, состоялось политическое решение. Буквально на днях должны стартовать не менее важные хозяйственные переговоры, которые к середине будущего года планируются увенчаться подписанием коммерческого контракта. Надо полагать, что специалисты «Газпрома» и корпорации Kogas, а также их северокорейский партнёр сумеют найти взаимоприемлемые решения по таким непростым вопросам, как определение формулы цены газа, маршрута газопровода, места пересечения ДМЗ, схемы хеджирования рисков и другим. Осторожный оптимизм, который внушает будущее проекта строительства газопровода Россия – КНДР – РК, сегодня вполне оправдан.
_________________________
(1) «Изучение Сибири в РК» Центр изучения Сибири университета Пэчже, РК, г. Тэчжон, 2-й том, 1998 г., с. 226.
(2) http://www.gazprom.ru/press/news/2011/october/article120107/
(3)«Гарантией станет заинтересованность Пхеньяна и Сеула в успехе проекта» "Коммерсантъ-Online", 30.11.2011, http://www.kommersant.ru/doc/1827381
(4) «Северокорейский поток. Россия готовит строительство газопровода через КНДР», Коммерсантъ, 30.11.2011.
(5) «Гарантией станет заинтересованность Пхеньяна и Сеула в успехе проекта», "Коммерсантъ-Online", 30.11.2011, http://www.kommersant.ru/doc/1827381
(6)Александр Медведев: Российский газ станет ключевой составляющей энергорынка стран АТР, http://www.gazprom.ru/press/news/2011/september/article119702/