Никто не узнает, что испытал министр обороны США Леон Панетта, когда ему сообщили, что к моменту приземления его самолета на британскую авиабазу Кэмп Бэстион на юге Афганистана была приурочена попытка террористического акта. Служивший на базе переводчик-афганец попытался прорваться на пикапе на взлетно-посадочную полосу и направить его навстречу садившейся машине. Автомобиль проехал через бетонные заграждения и на большой скорости помчался в сторону военнослужащих, встречавших Панетту.
Однако затем пикап по неизвестным причинам съехал в кювет и загорелся. Глава Пентагона не пострадал, но от запланированных посещений военных баз блгоразумно отказался. Нисколько не утешительнее для министра стал и тот факт, что покушавшийся, скорее всего, не был боевиком-террористом, а просто как афганец выразил свое отношение к американским «освободителям».
По большому счету визит Леона Панетты в Афганистан предпринимался только с одной целью: успокоить общественное мнение в стране и отрегулировать отношения с президентом Хамидом Карзаем, который потребовал вывода войск коалиции из провинций после кровавой расправы американского сержанта Роберта Бейли над мирным населением в провинции Кандагар. Оказывается, сержант очень расстроился оттого, что его другу оторвало ногу миной, и решил поквитаться с афганцами за полученную моральную травму, убив 19 мирных граждан, из которых 12 были детьми. Это стало последней каплей в чаше гнева, выплеснувшейся на улицы афганских городов еще раньше. Две недели уличных беспорядков унесли жизни не менее 30 человек, и публичные извинения президента США ничему здесь не помогли.
Афганцам есть за что ненавидеть тех, кто вторгся в их страну и оккупирует её второй десяток лет. Видеокадры американских морпехов, которые мочатся на убитого афганца, глумление над Кораном американского пастора, сожжение Корана солдатами армии США, постоянные ночные рейды и обыски в жилых кварталах и, наконец, стрельба GI в упор по безоружным, включая детей, стали лишь внешними проявлениями лютой ненависти между населением и оккупантами, которая сулит плачевное завершение всей военной авантюры Запада в Афганистане.
В настоящее время в западной печати появились ссылки на утечки из нескольких секретных докладов НАТО по состоянию этой «операции» на сегодняшний день.
Самым впечатляющим в этих докладах является вывод о том, что все «завоевания» коалиции и многомиллиардные затраты Запада в Афганистане после ухода в 2014 году будут утрачены. Анализируя ситуацию, эксперты НАТО указывают на следующие обстоятельства:
- руководящие фигуры Талибана зачастую имеют резиденции в непосредственной близости от ключевых объектов коалиции, что говорит о полной неспособности оккупантов нейтрализовать движение сопротивления;
- все большее количество афганцев переходит на сторону талибов. В отдаленных районах страны правительство правит только на бумаге. Талибан является там полновластным хозяином, завоёвывая симпатии народа. Начиная с мелодий в мобильных телефонах, кончая видеороликами и песнями, весь быт афганцев пронизан влиянием Талибана;
- широкое распространение коррупции в государственных органах, безнаказанность и круговая порука чиновников, позволяющие избегать наказания даже за убийство, – все это заставляет людей склоняться к Талибану. В судах процветает коррупция и рядовым афганцам ничего не остается, как обращаться к «теневым» судам талибов для разрешения споров. Сравнивая «правосудие» в государстве Карзая с полевыми судами талибов, афганцы говорят: талибы приговаривают вора к смерти быстро и беспощадно. Суд Карзая может тянуть дело сто лет, и нет никакой гарантии, что вор будет признан виновным и наказан;
- несмотря на оккупационный режим, «теневые» администрации талибов утвердились во многих провинциях и действуют успешно. Представители Талибана решают хозяйственные проблемы, собирают налоги, разрешают гражданские споры. При этом талибы показывают гибкость и оперативность. Те их представители, на которых поступают жалобы в коррупции или злоупотреблениях, быстро заменяются, чего почти никогда не бывает с правительственными чиновниками;
- симпатии к Талибану среди населения глубоки. Бойца Талибана никогда не выдадут войскам НАТО или правительства жители его родной деревни. Обращения Талибана по радио «Шариа ФМ» к правительственным чиновникам начинается с фразы: «Это послание изменникам народа в афганском правительстве, но не к тем, кто является в нём нашим другом»;
- члены афганского правительства уверены, что Талибан вернется к власти. Поэтому многие хотят тайно сотрудничать с ним. Факты сотрудничества высокопоставленных чиновников с Талибаном многочисленны. Они участвуют в организации доставки террористов-смертников к месту свершения теракта, в продаже оружия и боеприпасов, в операциях с наркотиками. Очень важно и то, что Талибан получает от чиновников секретную информацию о военных планах;
- правительство Карзая не способно навести порядок в тех районах, которые оставлены оккупационными войсками. Афганская полиция, пораженная неграмотностью, дезертирством, наркотиками и инфильтрацией Талибана, не в силах выполнять своих функций и не пользуется доверием у людей. Полиция и армия активно продают свое оружие Талибану;
- существенную роль в поддержке Талибана играют пакистанские спецслужбы. По мнению Карзая, до тех пор, пока не удастся договориться с Пакистаном о прекращении этой поддержки, Талибан будет усиливать свое влияние.
Счастливо избежавший столкновения с пикапом террориста-самоучки Леон Панетта имел еще одну негласную цель – сделать все возможное, чтобы не допустить лавинообразного развития кризиса в Афганистане до президентских выборов в США осенью с.г. В ином случае шансы его босса в администрации США Барака Обамы быть переизбранным на второй срок станут весьма призрачными.
А то, что лавинообразного нарастания кризиса исключить нельзя, уже очевидно. Это стало понятно из внезапного отказа талибов открыть в Катаре свое бюро в качестве площадки для переговоров с американцами. А ведь, казалось, переговоры вот-вот начнутся, и с ними откроется возможность достичь хоть каких-то договоренностей на переходный период после эвакуации войск коалиции, предотвратить преследование талибами коллаборантов. Сожжение американскими солдатами Корана и сержант Роберт Бейли эти планы перечеркнули. Отказ Талибана от переговоров означает только одно: американцам после не удавшейся попытки взорвать Леона Панетту следует ожидать новых «сюрпризов». Талибан не преминёт ответить делом на гнев народа против оккупантов. На всех объектах коалиции введен режим повышенной террористической опасности.
Внешне американский министр обороны во время своего визита кое-чего добился. Например, Хамид Карзай взял назад свое требование вывести войска НАТО из провинций, и эти войска теперь там задержатся. Ведь вопреки утверждениям афганского президента, его воинство вряд ли могло справиться с ситуацией после окончательного выхода Талибана «из тени» на местах без помощи оккупантов.
На сей раз Леон Панетта удачно взлетел и отбыл на родину. Это уже хорошо. Но если спросить, что изменилось после его визита, то можно уверенно ответить – ничего. В Вашингтоне ожидали иного.
Афганистан стал для солдат НАТО насквозь чужим и враждебным миром, который они мечтают скорее покинуть. Талибан, со своей стороны, готовится помочь им в этом деле, если они замешкаются. И наверняка постарается ускорить их отбытие домой. Внеплановая поездка Леона Панетты в Афганистан ещё раз показала, что у «освободительной миссии» США и НАТО, которую они с барабанным боем объявили на весь мир в 2001 году, может быть только один бесславный итог.