16 марта в США произошло событие, которое заслуживает особого внимания. Речь идет о распоряжении Белого дома под названием «Готовность ресурсов национальной обороны». Документ предусматривает, что в случае войны или чрезвычайной обстановки в стране президент США и его администрация получают практически неограниченные полномочия в осуществлении жесткого контроля над всеми проявлениями жизни общества и государства.
Промышленность, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, оборона и строительство, водные ресурсы, учреждения здравоохранения, продовольствие – всем этим президент, в случае национального кризиса, может распоряжаться единовластно и по собственному усмотрению. Конгресс в таком случае оказывается пятым колесом в телеге (или арбе?) Барака Обамы, а пресловутое «гражданское общество», поощрять которое в других странах так любит Хиллари Клинтон, как и Конституция США, отменяются за ненадобностью.
«Соединенные Штаты должны иметь промышленную и техническую базу, способную отвечать требованиям национальной обороны и способную вносить свой вклад в техническое превосходство военной техники в мирное время и в период чрезвычайного положения в стране. Внутренняя промышленная и техническая база является основой готовности национальной обороны. Предоставляемые этим законодательным актом полномочия должны использоваться для укрепления этой базы и для обеспечения ее способности отвечать потребностям национальной обороны США», - говорится в подписанном Бараком Обамой документе.
Теперь Обама, если сочтет нужным, может ввести в стране военное положение, а сам обрести функции диктатора. Последний раз нечто подобное случилось во времена Франклина Делано Рузвельта. В конце мая 1941 года Рузвельт объявил бессрочное чрезвычайное положение. Тогда уже шла мировая война, вступление в неё Америки было только вопросом времени, а в Конгрессе изоляционисты торпедировали все резолюции, направленные на усиление помощи Великобритании и охрану судоходства в Северной Атлантике. Президента не устраивали дальнейшие проволочки с переводом экономики на военные рельсы и обузданием «вольницы» в Конгрессе, и Рузвельт решился на «чрезвычайку».
Однако что толкнуло на подобный шаг Барака Обаму, да еще в год президентских выборов?!
Карт-бланш в создании авторитарного государства?
Обозреватель газеты «Washington Times» и президент Института Эдмунда Берка Джеффри Кунер пишет, что «это распоряжение является прямым посягательством на личные свободы, на права на частную собственность и на власть закона». По его мнению, «исполнительная власть нагло присваивает полномочия вопреки положениям Конституции, даже не спрашивая разрешения Конгресса. Это распоряжение дает Обаме карт-бланш в создании централизованного авторитарного государства». И вообще, заявляет маститый консерватор-республиканец, «такой закон логичнее было бы искать где-нибудь в Венесуэле или в России Владимира Путина».
Словом, большой привет Немцовым, Каспаровым и всем остальным любителям Болотной площади и Вашингтона. Ибо как раз в России Владимира Путина подобное распоряжение, отменяющее Думу, да и саму площадь, на которой резвятся туземные либералы, немыслимо, а вот в Америке – в самый раз. То есть снова надо бежать к послу Макфолу советоваться, как быть. Может, теперь надо уже не «демократию» защищать, а требовать диктатуру?!
Джеффри Кунер считает, что «фоном для этого исполнительного распоряжения стало надвигающееся сражение с Ираном». Мол, «администрация заявляет, что "окно дипломатии закрывается"». Министр обороны Леон Панетта предупреждает Тегеран, что "возможны любые варианты", включая военную интервенцию. «Обама подчеркивает, что его терпению приходит конец. Он обещает, что Иран не получит атомную бомбу. Обаме нужно еще несколько месяцев санкций и международной изоляции, чтобы поставить аятолл на колени. Однако сигнал ясен и понятен: Обама готов к нанесению сокрушительных ударов по иранским ядерным объектам».
Однако только ли в Иране дело? В конце концов, дважды воевали в Ираке, продолжается бойня в Афганистане и как-то обходились без подобных документов. К тому же затевать войну с Ираном до выборов – немалый риск. Общество устало от войны в Афганистане, а потери в Иране, случись война, наверняка окажутся существенными.
А что если президент США постарался заполучить чрезвычайные полномочия в преддверии крупных внутренних волнений? Волнения в США могут возникнуть в результате крупной войны. В данном случае с Ираном.
Есть ли сегодня предпосылки для дестабилизации внутренней ситуации? В последние недели немало говорится о появлении признаков восстановления экономики США, но в таких случаях обычно меняется политика Федеральной резервной системы (ФРС). Экономическое оживление вызывает активность инвесторов, растет спрос на кредиты, увеличивается процентная ставка. Однако в США мы сегодня этого не видим.
ФРС не будет торопиться со сменой курса денежно-кредитной политики, включая повышение процентных ставок, дал понять на днях Бен Бернанке. Следовательно, существенных перемен к лучшему в американской экономике пока ждать не следует.
Общество против системы
Между тем, согласно опросу Absolute Strategy Research, две трети американцев трудоспособного возраста считают, что американская экономическая модель потерпела крах. Примечательно, что такая оценка не зависит ни от возраста, ни от пола, ни от материального положения респондентов. Основная претензия — отсутствие социальной справедливости. Лишь 20% респондентов полагают, что доходы и благосостояние распределяются честно. Большинство опрошенных заявили, что американская система не обеспечивает равные возможности для всех и не вознаграждает людей за их тяжелый труд.
Не хотят граждане США в эту модель и вкладываться. Даже в пик глобального кризиса, в 2009 году, желающих вкладываться в рискованные активы и осторожных было примерно поровну: 37% и 40% соответственно. Сейчас же готовых рисковать оказалось на 17% меньше, чем осторожных. По словам авторов исследования, такой настрой населения может негативно сказаться на финансовой системе страны, находящейся в сильной зависимости от подобных инвестиций.
Самое любопытное, что не склонна более рисковать и молодежь. За последние 30 лет вероятность переезда молодых американцев упала более чем на 40%. По данным Pew Research, количество молодых американцев, живущих дома с родителями, за 1980–2008 годы удвоилось, что ранее для Америки было крайне нехарактерным. Если в начале 80-х годов 80% восемнадцатилетних уже обладали водительскими правами, то теперь эта цифра упала до 65%. Продолжающийся кризис способен только усилить эти тенденции.
«Если американская экономическая система должна вознаграждать тех, кто берет на себя риск, что случится, когда большинство американцев больше не захочет рисковать?» – задается в связи с этим вопросом управляющий директор Absolute Strategy Research Дэвид Бауэрс.
Главный экономист IHS Global Insight Нариман Беравеш, комментируя результаты исследования, замечает, что негативные оценки, выставленные экономической системе США, вызваны последствиями экономического кризиса. «Такой же кризис доверия наблюдался во времена Великой депрессии 1930-х годов», — отмечает аналитик. «У простых американцев складывается впечатление, что разрыв в доходах растет: богатые продолжают богатеть даже во время кризиса, тогда как основная нагрузка ложится на рабочий класс. Рядовые граждане потихоньку разочаровываются в системе, которая не гарантирует равный доступ к благам. Например, если взять систему обучения: элитными являются только несколько частных школ и университетов, после окончания которых студентам гарантирован хороший старт для карьеры. Однако обучение в них стоит очень дорого, а значит, за бортом остается большинство, которым, несмотря на их знания, никто не выдал пропуск в высшую лигу. И единственным их недостатком было то, что они не родились в обеспеченной семье. Это противоречит «американской мечте», где каждый может стать миллионером. Не исключено, что если градус разочарования еще больше повысится, то мы увидим больше демонстрантов, больше экстремистски настроенных людей на улицах США», — говорит главный экономист UniCredit Харм Бандхольц.
«Меня не удивляет, что американцы недовольны экономической системой. Восстановление происходит очень медленно, уровень безработицы выше 8%, а реальная заработная плата не растет. Более того, вложившиеся в акции понесли потери дважды в течение десяти лет: в 2000 и в 2008—2010 годах. Это разрушило культ фондового рынка в США», — отмечает в свою очередь аналитик EIU Стивен Лесли.
Внимательно наблюдает за происходящим известный финансовый спекулянт и знаток человеческих душ Джордж Сорос. Финансист симпатизирует движению «Захвати Уолл-стрит», выражающему широко распространенное разочарование в капитализме, которое разделяет и он. У людей «есть причины досадовать и злиться» по поводу расходов на спасение банковской системы, которые несут в первую очередь налогоплательщики, а не держатели акций или облигаций, говорит он.
«Захвати Уолл-стрит» — «неоформленное, лишенное руководства проявление протеста», однако, по мнению Сороса, оно будет нарастать. Оно «поставило на повестку дня вопросы, которых четверть века не касались традиционные левые силы».
С ростом недовольства неизбежны бунты на улицах американских городов. «Да-да-да», — радостно заключает Джордж Сорос. Реакция на беспорядки может быть еще более опасной, чем сами акты насилия. «Это станет поводом для закручивания гаек и использования тактики грубой силы ради восстановления законности и порядка, что, в крайнем случае, может привести к появлению репрессивной политической системы…» - заявил Джордж Сорос накануне Мирового экономического форума в Давосе.
Оказалось, как в воду глядел. Прошло всего два месяца, и «закручивание» уже началось.
Между тем после зимнего затишья движение «Захвати Уолл-стрит» вновь дало знать о себе. Его участники на днях заняли очередной парк на Манхэттене, расположенный на площади Юнион-сквер, и готовят новые акции протеста. Демонстранты «оккупировали» Юнион-сквер после того, как неделей раньше полиция арестовала более 70 их коллег, собравшихся в честь полугодового юбилея протестов в парке Зукотти, на территории которого до середины ноября располагался их палаточный лагерь. Задержания произошли после того, как на требование стражей порядка разойтись протестующие ответили отказом и продолжили скандировать лозунги против социального неравенства.
По словам демонстрантов, на Юнион-сквер они планируют «закрепиться» надолго, превратив ее в свою новую штаб-квартиру. Они уже даже успели организовать там импровизированную библиотеку - наподобие той, что была в Зукотти, и установили информационный стенд, где все желающие могут ознакомиться с деятельностью движения.
«Оккупанты» планируют устраивать еженедельные «походы» на Уолл-стрит – в финансовый центр города, они также готовят всеобщую забастовку 1 мая и намерены сорвать саммит НАТО в Чикаго 20-21 мая в Чикаго. В день первомайской всеобщей забастовки участники движения призывают граждан США не выходить на работу и учебу. Они хотят, чтобы 1% сверхбогатых американцев почувствовали, каково жить без остальных 99% населения. Словом, новое поколение американцев и в новых условиях обращается, что ни говори, к старым добрым традициям рабочего движения.
Как видно, приход весны новых надежд гражданам США не принес. Америка постепенно погружается в состояние раздражения властью и системой. Поэтому распоряжение Барака Обамы «Готовность ресурсов национальной обороны» вполне может быть нацелено, прежде всего, на собственных граждан. Правящие и господствующие группы готовятся к защите своих интересов и своих капиталов.