Выступая на днях на конференции «Китай и Индия: поддержание устойчивого развития», директор – распорядитель МВФ Кристин Лагард заявила, что действия Европейского центрального банка (ЕЦБ) и некоторых европейских стран помогли стабилизировать общую ситуацию в экономике. «Сегодня мы находимся от пропасти дальше, чем находились три месяца назад. Кризис представлял серьезную угрозу для финансовых учреждений. Это говорит о том, что их необходимо реформировать. Финансовые учреждения должны способствовать росту, а не угрожать ему», - отметила руководитель МВФ.
По ее мнению, внимание уже переключилось с Европы, где накал кризиса спал. Теперь в фокусе находятся цены на нефть и опасения относительно возможных перебоев с поставками сырья или геополитических напряженностей, считает Кристин Лагард, имея в виду конфликт вокруг Ирана.
Уверен в том, что худшая фаза кризиса в еврозоне пройдена, и глава ЕЦБ Марио Драги. Риски еще остаются, но в случае чего ЕЦБ будет действовать немедленно, заявил Марио Драги в интервью немецкой газете «Bild Zeitung». Он отметил, что ЕЦБ не покупал суверенные облигации уже несколько недель, считая, что доверие инвесторов постепенно возвращается на рынки. По мнению главы ЕЦБ, уже можно предположить, что экономика региона начала медленное восстановление, которое продлится в течение всего 2012 года.
Он отметил, что стресс, возникший на финансовых рынках из-за критической ситуации с суверенными долгами, в последнее время ослаб благодаря «адекватной монетарной политике» ЕЦБ. Указал Марио Драги и на определенный прогресс в усилении системы финансового управления еврозоны, а также на ужесточение фискальной консолидации в ряде европейских стран. Едва ли не единственное, что беспокоит Марио Драги, - это проблема протекционизма, которая, по его словам, продолжает расти, что особенно губительно с учетом и без того тяжелых финансовых условий.
В пользу умеренного оптимизма главы ЕЦБ вроде бы говорит и предварительное согласие правительства ФРГ на увеличение постоянного Механизма финансовой стабильности до 700 млрд. евро. «Кредитный объем в 500 млрд. евро может быть дополнен 200 млрд. евро из Европейского фонда финансовой стабильности», - заявила канцлер Ангела Меркель.
Как известно, действующий сейчас ЕФФС является временным механизмом, а постоянный МФС должен быть запущен в июле 2012 года. Планировалось, что общий объем кредитования проблемных стран инструментами МФС составит 500 млрд. евро. Германия ранее выступала против увеличения размера фонда, заявляя, что необходимо придерживаться обозначенных правил, однако под давлением других членов ЕС Берлину пришлось уступить.
«Кризис по-прежнему не миновал»
Тем не менее не все столь безоблачно, как представляется, по крайней мере в заявлениях «на публику» Кристин Лагард и Марио Драги.
Та же Ангела Меркель видит ситуацию более сложной. Выступая на мероприятии ХДС/ХСС, посвященном проблемам экономического развития и сохранения рабочих мест, она подчеркнула, что долговой и финансовый кризис в Европе еще не преодолен. «Кризис по-прежнему не миновал», - заявила Меркель. Она высказала мнение, что на различных этапах кризиса, таких, например, как обвал банков, «был осуществлен хороший менеджмент». В то же время на его втором этапе «государство должно было использовать деньги налогоплательщиков для стимулирования конъюнктуры». Наконец, «теперь речь идет о сокращении долгов», подчеркнула Ангела Меркель.
Вот только как их сокращать, если еврозона и Евросоюз в целом вступили в рецессию?! ВВП 17 стран еврозоны сократится в 2012 году в целом на 0,3%, а экономика 27 стран ЕС покажет за год нулевое изменение, сообщила в конце февраля «The Wall Street Journal». В такой ситуации платить по долгам можно только за счет сокращения зарплат и урезания социальных расходов, чем в Европе сейчас и занимаются.
Нет оптимизма и в последних заявлениях главы Федеральной резервной системы (ФРС) США Бен Бернанке. Он считает преждевременным праздновать победу над рецессией в США и призывает к осторожности. «Мы пока не пришли к точке, в которой можно с уверенностью говорить о выходе на траекторию полного восстановления» американской экономики, сказал он в интервью ABC News. По мнению Бена Бернанке, «очень важно не проявлять успокоенности. Нам еще предстоит долгий путь, много работы».
ФРС сейчас, правда, не покупает облигаций. Однако глава ФРС не снимает с повестки дня ни один из существующих вариантов. «Мы должны быть готовы к любым изменениям в экономике», - говорит Бернанке. Ведь, несмотря на неплохие новости с рынка труда США и из Европы, уровень безработицы остается высоким, а рынок жилья в Америке - слабым. Он полагает, что для выхода показателей безработицы на докризисный уровень может потребоваться еще несколько лет.
Здесь уместно вспомнить, что по итогам заседания 13 марта с/г ФРС приняла решение о сохранении целевого диапазона базовой процентной ставки от нуля до 0,25% годовых. ФРС также подтвердила, что исключительно низкий уровень процентных ставок будет поддерживаться, по крайней мере, до конца 2014 года. Ставка в диапазоне от нуля до 0,25% годовых удерживается с декабря 2008 года. Следовательно, существенных улучшений в экономике США нет уже более трех лет и еще в течение по меньшей мере двух лет не предвидится. Иначе бы процентная ставка росла.
Конечно, положение США, обладающих монополией на «производство» доллара в качестве главной мировой валюты, следовательно, и его производных, лучше, чем Европы.
Крышка инферно может захлопнуться
А вот последней приходится туго. Вслед за греческой катастрофой наметился крах Испании. Ситуация в еврозоне ухудшается, несмотря на действия властей и международных кредиторов – риск дефолта по суверенному долгу Испании увеличился, считает старший экономист Citigroup Inc. бывший член комитета по монетарной политике Банка Англии Уиллем Бьютер. «Испания – ключевая страна, о состоянии которой я волнуюсь больше всего. Она действительно продвинулась в неверном направлении и теперь подвержена большему риску реструктуризации суверенного долга, чем ранее», – заявил Бьютер в интервью агентству Bloomberg.
По мнению Бьютера, спокойствие рынков в настоящее время обманчиво, оно формируется в условиях масштабных вливаний ликвидности, которые ЕЦБ осуществляет в рамках трехлетних безлимитных аукционов. «Европейский центробанк утопил рынки и банки в ликвидности. Существует общее чувство, близкое к эйфории, в момент, когда рынки тонут в ликвидности, которое заставляет нас поверить, что все проблемы позади», – считает Бьютер.
Действительно, с конца 2011 года новый глава ЕЦБ Марио Драги закачал в европейскую банковскую систему около 1 трлн. евро кредитов со ставкой 1% годовых. Эта мера поддержала спрос на проблемные долги европейских стран. Однако в целом рынок не склонен переоценивать «успехи» ЕЦБ, повторяющего американский путь «заливания пожара кризиса деньгами». Поэтому на фоне падения доходности испанских облигаций стоимость CDS (страховок от дефолта по облигациям) этой страны в последние месяцы растет.
Испания может стать в ближайшие недели новой целью рыночных спекулянтов. При этом масштаб потрясений окажется намного больше, чем в случае с Грецией, поскольку долг испанского государства в несколько раз больше. К середине марта он достиг 17-летнего максимума и составил 735 млрд. евро.
А дальше на очереди Италия. Назначение Марио Монти на пост премьер-министра в ноябре 2011 года, а также интервенция ЕЦБ на внутреннем рынке гособлигаций немного ослабили напряженность финансовой ситуации. За первые сто дней пребывания у власти правительство Монти сумело получить примерно 30,4 млрд. евро в виде новых налогов и за счет сокращения расходов. Это составляет 3,25% ВВП Италии. Ближайшие результаты мер Монти и помощи ЕЦБ были положительными. Итальянские базовые проценты по займам в начале марта снизились примерно до 5% с ноябрьского значения в 8%, а разница между ставками в сравнении с более безопасными немецкими казначейскими обязательствами снизилась до показателя менее чем в 3,2% с рекордного значения в 5,5%, отмечает Stratfor.
Однако принятых мер недостаточно для решения долгосрочных проблем. Основная трудность Италии заключается в том, что ее экономика поражена рецессией. Еще в докризисное время темпы роста итальянской экономики были одними из самых низких в Европе – 0,41% в год в 2001 – 2010 гг. С 2001 года страна пережила четыре рецессии, а ее ВВП в 2012 году снизится, по прогнозу МВФ, на 2,2%. Нужно ли долго объяснять, что в условиях рецессии Риму не удастся сократить государственный долг, который превысил 120% ВВП и достиг 2 трлн. евро?!
Если в таких условиях страна потеряет доступ к рынкам капитала, что вовсе не удивительно, то 700 млрд. евро запускаемого в июле МФС явно не хватит. Поэтому, если над Испанией и Италией грянет гром, то Меркель с Саркози (или Олландом?) ничего сделать не смогут.
Очевидно, что пока средствами спасения «слабых» стран продолжают оставаться вливания новых кредитов, идущих не на стимулирование экономики, а на погашение старых долгов, и умиротворение рынков за счет кредитных средств ЕЦБ, выдаваемых банкам для покупки долгов проблемных стран, перемен к лучшему, скорее всего, не будет.
Пора бы владельцам банков и инвестиционных фондов согласиться, что такого рода кругооборот финансов, не подкрепляемый ростом экономики, рано или поздно исчерпает себя. И тогда крышка инферно над нынешним мировым экономическим порядком неминуемо захлопнется.