На днях директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Кристин Лагард в интервью газете «Le Monde» заявила, что Европа пока еще не вышла из финансового кризиса, несмотря на солидное количество предпринятых антикризисных мер. Глава МВФ призвала лидеров стран ЕС и далее проявлять решимость в реализации многолетних планов бюджетной консолидации, которые, как она считает, являются необходимым условием оздоровления экономики региона.
О том, как «консолидация» сказывается на социальном самочувствии населения стран Евросоюза, ведущие финансисты и политики предпочитают не говорить. Хотя и без того понятно, что сокращение расходов ведет к снижению покупательной способности населения, что углубляет рецессию и тем самым порождает новые миллионы безработных.
Да и только ли к бюджетным проблемам сводится кризис?
Джордж Сорос, например, смотрит на кризис в Европе по-другому. По его мнению, европейские политики неправильно считают, будто кризис евро – это бюджетный кризис. Ведь, в конце концов, он начинался с краха банковской системы в США и был углублен неравномерной конкурентоспособностью стран Европы. Создатели евро, считает Сорос, не понимали, что дисбаланс может порождаться не только госсектором, но самими рынками. Миллиардер убежден, что «евро подрывает политическую цельность ЕС, и если так продолжится, он может даже разрушить ЕС. Причина – неверное понимание проблемы».
А поэтому заключение Фискального пакта 25-ю странами Евросоюза – шаг в неверном направлении, так как он обязывает правительства сбалансировать госбюджет и уменьшить задолженность в период, когда спрос недостаточно высок. Между тем, полагает Джордж Сорос, неспособность устранить кризис настраивает граждан против ЕС, обостряет внутренние раздоры в странах ЕС и между этими странами.
Причина бездействия европейского руководства - в Германии, где общественное мнение доверяет Бундесбанку, «доминирующему в европейской политике, но реализующему стратегию, выгодную Германии, а не Европе», указывает финансист. «Германия - процветающая страна, она пользуется кризисом евро, низким обменным курсом евро по отношению к своей сильной экономике и очень низкими процентными ставками для финансирования своего долга», - сказал Сорос.
В ответ глава Еврокомиссии, выступая 18 апреля на пленарном заседании Европарламента в Страсбурге, заявил, что «не будет сильной экономики без сильного евро». Необходимо укреплять евро, и неудивительно, что противники союза (читай: Сорос и стоящие за ним американские финансовые круги. – Авт.) пытаются подорвать единую валюту». «Я настаиваю также на важности инвестиций», - сказал Жозе Мануэл Баррозу. Они, по его мнению, являются «ключом экономического роста». Только откуда взяться инвестициям на фоне поголовных призывов к «консолидации»?!
В условиях неопределенности с новыми антикризисными мерами ЕЦБ приостановил аукционы дешевых кредитов. Пока под тем предлогом, что в этом, мол, нет необходимости, поскольку этой возможностью уже воспользовались «все желающие».
Действительно, в декабре 2011 года и феврале 2012 года ЕЦБ выделил банкам стран ЕС 3-летние льготные кредиты на сумму более одного триллиона евро. Однако лучше от того никому не стало, о чем говорит хотя бы тот факт, что ЕЦБ более не собирается покупать облигации Италии и Испании. Последней же приходится особенно туго.
Испания вслед за Грецией?
О том, что греческий дефолтный сценарий может повториться в Испании, экономические аналитики заговорили после высказываний 11 апреля министра экономики этой страны Луиса де Гиндоса, который не исключил, что Испании вскоре потребуется финансовая помощь. К нему присоединился и председатель Банка Испании Мигель Анхель Фернандес Ардонес, заявивший, что кредитным учреждениям страны понадобится дополнительный капитал. Он же подтвердил, что страна вошла в рецессию. Как и в IV квартале 2011-го, в I квартале года нынешнего показатель ВВП вновь снизился. Падение ВВП в течение как минимум двух кварталов подряд и считается рецессией.
Об ухудшении ситуации в Испании говорит и рост доходности ее облигаций. В ходе торгов 17 апреля доходность 10-летних долговых бумаг достигла уровня 5,94% - верный признак того, что рынки считают инвестиции в испанские финансовые активы максимально рискованными. Это, кстати, возврат к прошлогодним максимумам.
Таким образом, обслуживание национального долга Испании теперь обходится де-факто в 6% годовых.
Для недоверия инвесторов, заявил 16 апреля газете «El Mundo» профессор Пенсильванского университета (США) Хесус Фернандес-Вильяверде, есть все основания. Это, во-первых, плачевное состояние испанской экономики, ее неконкурентоспособность, продолжающееся падение производства и самая большая безработица в ЕС - 23,6% трудоспособного населения. Картину дополняет кризисное состояние банковской системы, практически прекратившей финансирование реального сектора.
Кроме того, продолжает профессор, инвесторы знают, что испанское правительство неспособно контролировать соблюдение бюджетной дисциплины в пользующихся автономией регионах. К примеру, деятели левых оппозиционных партий - социалисты и коммунисты, которые правят в Андалузии, на юге страны, - заявляют, что не намерены соблюдать финансовые требования центральных властей. Поэтому обещание снизить бюджетный дефицит многим аналитикам представляется невыполнимым.
Ну а для нас самое время вспомнить, что, когда ставка по гособлигациям Греции достигла 7% годовых, Брюссель, хотя и после долгих проволочек со стороны Берлина, решил прийти ей на помощь. Цена помощи известна: истрачено в общей сложности, по словам Жозе Мануэла Баррозу, 380 млрд. евро, или 3% ВВП всего ЕС за 2011 год, а воз, как говорится, и ныне там. Государственный долг Греции, который она не в состоянии обслуживать самостоятельно, превышает 350 млрд. евро. В этих условиях Еврокомиссия и МВФ не придумали ничего лучшего, кроме как потребовать от Афин нового сокращения зарплат в госсекторе.
Если сравнительно небольшая Греция наделала столько шума, то гораздо более крупная экономика Испании в случае повторения греческого сценария окажет крайне отрицательное влияние на мировые фондовые рынки и на положение дел в Евросоюзе.
Задуматься есть над чем. Ведь государственный долг Испании в этом году вырастет до 78% ВВП, как завил в начале апреля министр экономики страны Луис де Гиндоса. Это на 10% выше прошлогоднего показателя, составлявшего 735 млрд. евро и достигшего тогда 17-летнего максимума. Причиной увеличения долга называют неспособность обеспечить рост экономики в условиях сокращения бюджетных расходов. Вот наглядная цена «консолидации»!
Как следствие, американское агентство Egan-Jones Ratings Company на одну ступень – до ВВВ – снизило суверенный рейтинг Испании. По версии этой влиятельной организации, облигации Испании находятся сейчас лишь на одну ступень выше так называемых бросовых бумаг (junk bonds), которые лишены инвестиционного статуса. В качестве главных причин снижения рейтинга специалисты агентства назвали «высокую государственную задолженность Испании и сложнейшую проблему растущей безработицы».
А безработица в стране, действительно, бушует. Ее уровень, 23,6% (около 5 млн. человек), впечатляет сам по себе – почти каждый четвертый трудоспособный испанец (испанка) оказался без работы. Напомним, что безработица в целом по ЕС достигла 10,8%, что тоже является рекордом. Но 23,6% в Испании - это всего лишь общая цифра. Гораздо хуже обстоят дела с молодежью. Безработица среди молодых испанцев в возрасте до 25 лет превысила 50%. В результате многие молодые люди, как и в Италии, не могут создать семьи, растет преступность и наркомания.
Спрос на наркотики привел к поразительным рецептам борьбы с кризисом на местах. «В условиях экономического кризиса местным администрациям приходится прибегать к "смертельным сальто" ради того, чтобы пополнить бюджет. В маленькой сельской коммуне на северо-востоке Испании нашли креативное решение по самофинансированию. Местный совет населенного пункта Раскуэра, Каталония, принял необычное предложение выращивать марихуану для частного использования после проведения специального референдума», - пишет «Corriere della Sera».
Новое правительство Испании во главе с Мариано Рахоем пообещало сделать борьбу с безработицей своим главным приоритетом. Но дальше обещаний в условиях пресловутой «консолидации» дело не пошло. Состояние с безработицей в Испании будет ухудшаться и дальше в связи с серьезным сокращением государственных расходов. Правительство страны 30 марта заявило, что бюджетные расходы на 2012 год сократят на 27 миллиардов евро (36 миллиардов долларов). Ведомственные бюджеты сократят почти на 17%.
Вице-премьер Испании Сорая Саэнс де Сантамария говорит, что государство находится в чрезвычайной ситуации: «Эта ситуация требует серьезных усилий по сокращению расходов, но также и структурных реформ, которые бы способствовали росту экономики и созданию рабочих мест», - говорит она. Но пока реформы рынка труда в исполнении Рахоя предполагают не создание новых рабочих мест, а, в первую очередь, предоставляют большую свободу действий работодателям. Они предусматривают упрощение процедуры найма и увольнения, снижение размера выходных пособий, позволяют работодателям без согласования с профсоюзами изменять зарплату и рабочий график в случае т.н. «производственной необходимости». Иначе говоря, капитал получает право творить произвол.
От пакта Монклоа к новой диктатуре?
Учитывая боевитость испанских профсоюзов, власти задумались над ужесточением законодательства по части права наемных работников на забастовки и протесты. Например, министр внутренних дел Испании Хорхе Диас на днях поразил шокирующим заявлением. Он предложил ужесточить наказания для организаторов уличных протестов, «серьезно нарушающих общественный порядок». Глава МВД убежден, что тюремный срок за это должен быть не меньше 2 лет. Диас также настаивает, что «попытки организовать сопряженные с насилием демонстрации, в том числе через социальные сети» должны быть уголовно наказуемы.
Иными словами, распространенные сегодня флешмобы и даже само участие в их интернет-обсуждении, по мнению министра, становятся криминалом. А уж если они привели к уличным беспорядкам — то это государственное преступление.
Заметим, все это происходит в стране, когда–то давшей миру неплохой пример политического компромисса. Я имею в виду пакт Монклоа, когда в 1977 году при переходе от франкизма к демократии по инициативе премьер–министра Адольфо Суареса в его резиденции Монклоа были подписаны соглашения между различными политическими силами Испании о сотрудничестве в достижении общенациональных целей и взаимном отказе от мести.
Получается, что, выходя из диктатуры, Испания была способна на результативный диалог, а сейчас, состоя в Евросоюзе, вдруг вспомнила о жестком контроле, граничащем с диктатурой.
Власть в Испании действительно боится своего народа. Последняя всеобщая забастовка против нового трудового законодательства в Мадриде и в столице автономной области Каталония Барселоне обернулась масштабными беспорядками и завершилась столкновениями с полицией. Около 800 тыс. испанцев по всей стране протестовали против упрощения процедуры увольнения.
В Мадриде, по оценкам полиции, на улицы вышли около 80 тыс. человек. В Барселоне демонстранты перешли от лозунгов к делу и стали забрасывать автомобили стражей порядка камнями и бутылками. Полиция вынуждена была применить слезоточивый газ для разгона толпы.
Ранее, 11 марта, многотысячные демонстрации, организаторами которых выступили профсоюзные организации, прошли в 60 городах Испании. Профсоюзы поддержали также левые оппозиционные партии - Испанская социалистическая рабочая партия и «Объединение левых».
По мнению председателя Всеобщего союза трудящихся Кандидо Мендеса, реформа рынка труда учитывает лишь интересы предпринимателей и направлена на то, чтобы решить все проблемы за счет малоимущих слоев населения. «Это удар по жизненному уровню испанцев», - заверил К.Мендес.
«Загнивание верхов» налицо
Долгие годы моральным авторитетом нации считался король Хуан Карлос. Именно он, несмотря на декоративный характер монархии, разруливал непростые ситуации в обществе и государстве. Еврокоммунист Сантьяго Каррильо однажды в порыве чувств перед телекамерами произнес: «Боже, храни короля!» Авторитету Хуана Карлоса не повредило даже то обстоятельство, что в 2005 году он подписал закон, легализующий однополые браки (в католической стране!)
Однако всему приходит конец. Не обошел он стороной и короля. Бурю возмущения в Испании вызвала новость о поездке короля Хуана Карлоса в африканскую Республику Ботсвану, где монарх охотился на слонов. Дело при этом вовсе не в слонах, которых в Южной Африке ныне насчитывается 300 тысяч. Возмущение испанцев вызвал тот факт, что свою поездку, приблизительная стоимость которой оценивается в 40 тыс. евро, монарх осуществил на фоне переживаемого Испанией тяжелейшего экономического кризиса и самого высокого уровня безработицы в Евросоюзе.
В таких случаях говорят о «загнивании верхов». И это - еще один аргумент в пользу того, что перемены в стране неизбежны.