В мае 2012 г. в Чикаго пройдёт очередной саммит НАТО. Перед Альянсом стоит задача оптимизации внутринатовских отношений и перестройки своей стратегии с учётом кризисных тенденций, охвативших Западный мир и возникших перед Западом вызовов на мировой арене. Внимание СМИ приковано сейчас к событиям на Ближнем Востоке и Северной Африке. Угроза войны с Ираном, Афганистан, послевоенная Ливия, незатухающий арабо-израильский конфликт, сирийский кризис – Брюсселю есть, о чем подумать. Свою порцию идей и предложений готовит к чикагскому саммиту Польша.
Среди приоритетов польской внешней политики на 2012-2016 гг. особое место уделено Вышеградской четвёрке (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия) – военно-политическому блоку, образованному в 1991 г. Подписав совместную декларацию о стремлении к интеграции в европейские структуры, страны Вышеградской группы чётко обозначили политико-идеологический рубеж, на котором они намеревались «сдерживать» Россию. В мае 2011 г. Вышеградская группа заявила о намерении создать новое боевое соединение под командованием Польши, которое к 2016 году превратится в полноценный военно-политический механизм с формально отдельными от НАТО полномочиями. И уже с 2013 года Вышеградская группа примет участие в серии военных учений «Ответная сила» (под эгидой НАТО). На данный момент Польше важно максимально сплотить страны Вышеградской четвёрки вокруг себя, тем более что со второй половины 2012 г. Польша займёт пост председателя в этой организации. Варшава хочет и дальше играть роль регионального полюса силы, консолидирующего весь балто-восточно-европейский регион. Польшу с республиками Прибалтики связывают прочные союзнические отношения, но Варшава смотрит дальше, не исключая присоединения к Вышеградской группе Латвии, Литвы и Эстонии (формат «В 4+»).
Для обсуждения этой идеи польские власти организовали в апреле 2012 г. встречу со своими прибалтийскими союзниками, стремясь выработать общую с ними точку зрения на стратегическую обстановку в регионе. К тому же стремятся и Таллинн, и Рига. Картину портят трения с Вильнюсом, пытающимся литуанизировать литовских поляков. Президент Литвы Даля Грибаускайте встречу глав прибалтийских государств с президентом Польши проигнорировала. По неофициальным данным, Литва получила от Польши недвусмысленный намёк на то, что, в случае если литовские власти не пересмотрят свою политику в отношении польского нацменьшинства, Варшава может пересмотреть свою позицию в отношении поддержки миссии НАТО по защите воздушного пространства Прибалтики. При этом прибалты обращают свой взор на скандинавские страны. Речь идёт о выстраивании геополитической оси не по линии запад - восток, а по линии север - юг. В польской экспертной среде периодически появляются рекомендации не забывать о Скандинавии и стремиться к созданию «геополитического моста» Польша - Швеция. Польша – региональный лидер в Восточной Европе. Швеция – ведущая скандинавская держава. Прибалтика, зажатая между шведами и поляками, была бы обречена во всём полагаться на Варшаву. Менее всего зависеть от Польши хочет Литва. На историю польско-литовских отношений Вильнюс и Варшава смотрят с разных позиций. Поляки считают периоды единения Литвы и Польши вершиной геополитической мощи польского государства, литовцы рассматривают ту эпоху как время подавления всего литовского всем польским – от языка до государственных законов.
Литва среди прибалтийских республик имеет для Варшавы особое значение. В 1920-х сторонники Пилсудского пытались овладеть этой территорией, создав марионеточное государство Срединной Литвы (знаменитый бунт генерала Желиговского). Срединная Литва включала в себя также кусок Белоруссии и должна была образовать крепкий буфер между Польшей и Советским Союзом. Однако сегодня между литовцами и поляками пробежала чёрная кошка. Первые стремятся выдавить из литовских поляков их польские «имперские» замашки. Вторые видят в Польше более сильное, чем Литва, государство и не хотят прощаться со своей польскостью. В итоге идея «В 4+» остаётся пока только идеей.
Другое дело страны Вышеградского блока, между которыми нет серьёзных противоречий. Свидетельством этого служит недавняя декларация («Ответственность за сильную НАТО»), в которой члены Вышеградской группы заявили о своём непреклонном намерении способствовать укреплению обороноспособности НАТО. Все четыре государства отметили, что не выведут своих войск из Афганистана ранее официально намеченных сроков, по принципу «вместе вошли – вместе и уйдём». Они также выразили поддержку планам администрации США по размещению элементов системы ПРО и высказались за расширение Североатлантического альянса за счёт государств, чьё членство будет способствовать повышению его обороноспособности.
Что это за государства, догадаться не сложно. В первую очередь - Украина. То, что совместная декларация Вышеградского блока появилась в преддверии чикагского саммита НАТО – не случайность. Президент Украины Виктор Янукович уже приглашён на это мероприятие, а главным адвокатом Украины в ЕС и НАТО выступает Польша. Варшава также не против членства Грузии в альянсе, но проблема «территориальной целостности» этой республики стоит непреодолимым препятствием на пути её «евроинтеграционных грёз» По той же причине бледно выглядят перспективы Молдавии.
В декларации Вышеградской группы высказано намерение придерживаться стратегии НАТО, принятой в Лиссабоне в 2010 г. По мнению Вышеградской четвёрки, желательно принятие на саммите в Чикаго т.н. «оборонного пакета». В частности, Вышеградская четвёрка призывает интенсифицировать сотрудничество в рамках НАТО в области проведения совместных учений, в том числе на территории стран этой группы.
В планах НАТО, о которых пойдёт речь на майском саммите альянса в Чикаго, страны бывшего СССР, окружающие Российскую Федерацию, должны сыграть роль «кольца анаконды», сжимающего Россию и оттесняющего её от морских коммуникаций: Прибалтика блокирует доступ к Балтийскому бассейну; масштабы присутствия российского флота в Чёрном море зависят от Украины и Грузии; сухопутное западное направление закупоривают прозападная Молдавия и опять же не особо сговорчивая Украина, а за ними – извечно противостоящая «московитам» Польша.
Суть Северо-Атлантического альянса как военно-политического блока не менялась с момента его основания в 1949 г. Менялись только средства достижения поставленных ещё в начале холодной войны целей в отношении исторической России.