В парламентских выборах в Алжире, состоявшихся 10 мая, участвовали 44 политических партии. Из них 17 новых, созданных на основе недавно принятых законов и провозглашенной президентом Абдель Азизом Бутефликой в апреле 2011 г. программы демократизации общественно-политической жизни. За ходом выборов наблюдали около 500 иностранных наблюдателей от ООН, ЕС и ЛАГ. Итогом выборов стал явный успех светской правительственной коалиции и, соответственно, политического курса президента Бутефлики. Две партии этой коалиции «Фронт национального освобождения» (ФНО) во главе с Абдель Азизом Белькадемом, старейшим сподвижником Бутефлики и «Национально-демократическое объединение» (НДО), возглавляемое премьер-министром Ахмедом Уяхьей, завоевали соответсвенно 220 и 68 депутатских мест (из общего числа – 462), что превышает число мест, полученных ими на прошлых выборах в 2007 г. Исламистский альянс, объединявший три партии умеренных исламистов «Движение общества за мир» (ДОМ), «Возрождение» и «Движение за национальную реформу» (ДНР) получил 48 мандатов. Партии парламентской оппозиции, такие как стоящая на лево-социалистических позициях «Партия трудящихся», возглавляемая Луизой Ханун, и социал-демократический «Фронт социалистических сил» во главе с Хосином Аитом Ахмедом, получили соответственно 20 и 21 место. Все эти партии, включая исламистов, получили меньшее число мандатов по сравнению с выборами 2007 г. Явка избирателей составила 42,90%, что также выше показателя выборов 2007 г. Наиболее радикальная оппозиционная партия «Объединение за культуру и демократию» (ОКД), возглавляемая Саидом Саади, бойкотировала выборы.
Выборы проходили на фоне продолжающейся в арабском мире «арабской весны». Ветры этой «весны» достигли Алжира, хотя и не принесли сюда таких потрясений, как в других странах. Тем не менее в 2010-2011 гг. Главным управлением национальной безопасности Алжира было зарегистрировано более 1 тысячи «уличных манифестаций протеста, многие из которых принимали форму столкновений с силами правопорядка». Нерешенность социально-экономических проблем наряду с начавшейся «арабской весной», прежде всего свержением режима Бен Али в соседнем Тунисе, стали в январе 2011 г катализаторами выступлений протеста и в Алжире. Манифестации начались в квартале Баб аль-Уэд алжирской столицы, населенном в основном представителями неимущих слоев, и были направлены против дороговизны жизни, безработицы, нехватки жилья. Вскоре они приобрели массовый характер и распространились на другие районы. В результате волнениями, сопровождавшимися столкновениями с полицией, были охвачены 20 из 48 вилай (провинций) Алжира. Часть оппозиции, прежде всего партия «Объединение за культуру и демократию» (ОКД) и некоторые профсоюзные и студенческие организации, пытались возглавить протесты и придать им политический характер, выдвигая лозунги демократизации и смены правящего режима. Однако власти сумели справиться с ситуацией, и накал выступлений стал ослабевать.
Как заявил известный алжирский журналист Мохаммед Бу Хамиди, «радикальные изменения в Алжире запрограммированы в умах некоторых политиканов, журналистов и университетских профессоров, но никак не в умонастроениях алжирского народа». Таких политиканов он называет «алжирскими Абдельджалилями (по имени председателя ливийского Переходного национального совета. – Б.Д.), которых убеждают из-за рубежа «не упустить «весну» и приступить к действиям», за что они будут вознаграждены «приобщением к капиталистической глобализации». Парламентские оппозиционные партии лево-демократической направленности, так же как и умеренные исламисты, не поддержали лозунгов ОКД. Отражением настроения значительной части общества прозвучало заявление Милуда Брахими, бывшего председателя Алжирской лиги в защиту прав человека о том, что «если изменения в Алжире назрели, то они должны проходить в рамках закона и без насилия».
Надо сказать, что положение в Алжире вообще отличается от ситуации в Тунисе и Египте.
Во-первых, Алжир (наряду с Ливией), в отличие от других стран, поражённых «арабской весной», - самодостаточная страна и настоящая кладовая природных ресурсов. Кроме значительных запасов нефти (1,45 млрд. т.) и природного газа (4,58 трлн. куб метров) здесь находится 90% общих запасов железной руды стран Африки, 12% мировых запасов ртути и ряд других полезных ископаемых. Алжир является крупнейшим экспортером углеводородного сырья на мировые рынки. Алжир намеревается к 2015 г. покрывать до 40% потребностей в природном газе стран Евросоюза. Наряду с нефтегазовой отраслью в Алжире достаточно успешно развиваются другие секторы экономики, например информационная технология и ядерная энергетика. В Алжире ведутся исследовательские работы на ядерном реакторе мощностью 15 МВт, построенном в 1993 г. Планируется строительство первой атомной электростанции, которая должна вступить в строй в 2020 г. Алжирская экономика показывала в 2000-е гг. достаточно стабильный рост ВВП в пределах 4-6% в год, хотя эти темпы несколько замедлились в 2008-2010 гг., в том числе в связи с мировым финансово-экономическим кризисом. В то же время благодаря созданным стабилизационным механизмам (в частности специальному Фонду регулирования доходов, где аккумулированы доходы от экспорта нефти и газа в размере около 48 млрд. евро на конец 2010 г., и Резервному валютному фонду, имеющему 121 млрд. евро) Алжир, как подтвердил министр финансов, не будет испытывать каких-либо трудностей при финансировании плана социально-экономического развития на 2009-2014 гг.».
Во-вторых, Алжир в 1990-х гг. уже пережил свою «алжирскую весну». Тогда в условиях нарастания системного кризиса, идеологического вакуума, обусловленного отказом от социалистической ориентации, и на волне демократизации в алжирском обществе получило широкое распространение исламистское движение, наиболее структурированной силой которого стал «Исламский фронт спасения» (ИФС). В тех условиях военные применили силу, прервав парламентские выборы. Это, в свою очередь, привело к радикализации исламистов, которые развязали многолетнее вооруженное противостояние с властями, продолжавшееся в активной форме с 1992 по 2000 гг. и получившее название «черное десятилетие». Оно стоило алжирскому народу более 150 тыс. жизней, поставило страну на грань гражданской войны и превратило Алжир в один из очагов радикального исламизма, борьба с которым ведется до сих пор. Несмотря на то, что террористические исламистские группировки в основном подавлены, «Аль-Каида исламского Магриба» (АКИМ) всё ещё продолжает совершать в Алжире террористические акции. Однако в целом алжирское общество имеет своеобразную «прививку» от радикальных форм «арабской весны».
В-третьих, три исламистские партии, представленные в парламенте (ДОМ, Возрождение и ДНР), объединившиеся накануне парламентских выборов в альянс «Зеленый ислам», исповедуют умеренный исламизм и, критикуя правительство, в основном поддерживают президентский курс.
В то же время алжирские власти достаточно оперативно отреагировали на «обеспокоенность общества и желание реформ», как описывала произошедшие выступления протеста алжирская официальная пресса. С 1 января 2012 г. минимальная гарантированная заработная плата увеличилась до 18 тыс. алжирских динаров в месяц (примерно до 175 евро). Причем за период с 2008 по 2012 гг. зарплата госслужащих также была увеличена в два раза. В соответствии с планом социально-экономического развития на 2009-2014 гг., предполагается создание 400 тыс. новых рабочих мест. Президент Бутефлика в апреле 2011 г. отменил режим чрезвычайного положения, действовавший в Алжире почти 20 лет, и провозгласил план реализации «глубоких политических реформ, имеющих целью ускорить движение по демократическому пути». Правительству поручалось выработать новые редакции законов о выборах, о статусе политических партий, о месте женщины в выборных органах власти. Наряду с этим подготовлены проекты законов об ассоциациях с целью расширить представительную демократию, о статусе вилайи для расширения прав органов местного самоуправления и о СМИ. Что касается проекта изменения Конституции Алжира, то он предлагается на рассмотрение нового состава парламента, избранного 10 мая 2012 г.
Парламентские выборы в Алжире показали, что значительная часть алжирского общества поддерживает правительственный курс на дальнейшую поэтапную демократизацию и недопущение радикальных проявлений «арабской весны». Об этом свидетельствует, в частности, ослабление влияния в парламенте исламистских партий.
Алжирское общество в своем большинстве настороженно относится к «революционным» политическим изменениям, способным привести к повторению «черного десятилетия» исламистского террора 1990-х гг. И потом, если в Тунисе, Египте, а также в Йемене и ряде других стран «революционные силы» выступали против коррупции правящей верхушки, непотизма, произвола властей, отсутствия реальных демократических свобод, то в Алжире эти проблемы хотя и существуют, но в относительно меньшей степени. По инициативе президента Бутефлики в стране проводились кампании по борьбе с коррупцией, давшие положительный резонанс в обществе. С конца 1980-х гг. в Алжире существуют многопартийность, альтернативные выборы на всех уровнях и достаточно свободные, по сравнению с другими арабскими странами, СМИ. Личность президента Абдель Азиза Бутефлики достаточно популярна и ассоциируется многими алжирцами, особенно старшего и среднего поколения, с подавлением радикального исламизма и завершением «черного десятилетия», а также с демократическими преобразованиями.
Конечно, социальная напряженность в алжирском обществе сохраняется, заявляет о себе и диссидентски настроенная молодежь, которая составляет половину населения Алжира и в большей степени уязвима, чем другие группы населения. В то же время снижение остроты этих проблем при наличии политической воли руководства и с опорой на большие ресурсные возможности страны – задача вполне решаемая. Её решение и будет означать реализацию алжирского варианта «арабской весны».