После окончания парламентских и президентских выборов политическая напряженность в Сербии не только не спадает, но, напротив, приобретает еще более острый характер. Избрание Томислава Николича на пост президента изменило баланс политических сил, объективно создав основу для изменения всей модели развития страны. Однако новому президенту предстоит решать исключительные по своей сложности задачи.
Во внешнеполитическом плане выбор «Восток или Запад?» открыто для Сербии пока не встаёт. Важные договоренности с Россией в области экономики у Сербии были заключены еще в период президентства Б.Тадича. Естественно, Москва ожидает продолжения курса на реализацию уже существующих нефтегазовых, инфраструктурных и иных экономических проектов - газопровод «Южный поток», Нефтяная индустрия Сербии, газохранилище «Банатский Двор», модернизация сербских железных дорог и др. Российско-сербское экономическое сотрудничество носит настолько значимый характер, что превращает Сербию в одного из ключевых партнеров РФ в Европе. На базе энергетики мощный импульс к развитию могут получить и другие значимые проекты. Как показала последняя встреча В. Путина с Т.Николичем, Россия готова к оказанию Сербии всесторонней помощи. Глубокая симпатия русского народа и российского руководства к сербскому народу, солидарность с Сербией в борьбе за территориальную целостность и суверенитет – вот на что, прежде всего, может опираться Т.Николич.
Новый глава сербского государства многократно заявлял о приверженности существующим договоренностям. Однако ЕС настаивает на соблюдении правил своего «клуба», в который стремится войти Сербия, в частности на соблюдении Договора об энергетическом союзе, что в перспективе поставит Сербию перед выбором – энергетическая безопасность, которую даёт сотрудничество с Россией, или европейская интеграция. Страна-член ЕС практически не может осуществлять самостоятельный экономический (энергетический) курс, он должен быть согласован с общей политикой ЕС. Противодействие со стороны ЕС может привести к ухудшению отношений с Россией. В этом случае Сербия утратит возможности стабильного экономического роста за счет поставок энергоносителей в Европу. Здесь всё зависит от воли нового главы сербского государства.
Однако по самому актуальному вопросу - о формировании правительства - Б.Тадич перехватывает сейчас стратегическую инициативу. 31 мая в Сербии была конституирована Скупщина нового состава, подтверждены мандаты всех 250 депутатов. Т.Николич выразил желание принести присягу перед новым составом Скупщины, что и было сделано. Тем временем бывший президент получил полную поддержку от своего партнера И.Дачича и его коалиции. Теперь у Б.Тадича, согласившегося занять премьерское кресло, в наличии три варианта формирования парламентского большинства, не требующие участия Сербской прогрессивной партии (СПП), которую после отставки ставшего президентом Т.Николича возглавил А.Вучич: 1) Демократическая партия (ДП) Б.Тадича (67 депутатов), коалиция Социалистической партии Сербии (СПс) И.Дачича (Партия объединенных пенсионеров Сербии – Единая Сербия, 44 депутата), Объединенные регионы Сербии (ОРС, 16) и партии меньшинств (9) – всего 136 депутатов при необходимом большинстве в 126 голосов. 2) Второй вариант - ДП Б.Тадича (67), коалиция СПС (44), Либерально-Демократическая партия (ЛДП) Ч.Йовановича (19) - обеспечивает 130 голосов депутатов. 3) Третий вариант объединяет первые два и позволяет создать «широкую коалицию»: ДП, коалиция СПС, ЛДП и ОРС из 146 депутатов, а вместе с партиями меньшинств (9) – из 153 депутатов (1).
В рядах своих предполагаемых партнеров Б.Тадич не допускает споров, настаивая на безусловном объединении. Бывший президент перешел в контрнаступление и занял непримиримо жесткую позицию против СПП: «...если узнаю, что кто-то из ДП предложит формирование парламентского большинства СПП и ДПС (партия В.Коштуницы – А.Ф.), то я не буду председателем такой Демократической партии» (2).
Борис Тадич полновластно правил Сербией с 2008 г. И теперь, проиграв Т.Николичу, он берет курс на восстановление своей монополии в национальном политическом пространстве. В случае реализации одного из приведенных вариантов формирования правительства ситуация в парламенте по сравнению с той, что была до выборов, существенно не изменится. СПП возьмет на себя роль оппозиции, и в Скупщине сложится статичная полярность двух главных политических сил при безраздельном доминировании демократов Тадича на уровне принятия парламентских решений. Главным отличием от довыборного периода будет отсутствие в парламенте такой патриотической силы, как Сербская радикальная партия.
На региональном уровне геополитическая трансформация юга Балкан, над которой работают и НАТО, и США, и масса прозападных НПО, вызывает серьёзное беспокойство. Не успели еще отзвучать поздравления с избранием Т.Николича на пост президента, как Запад выступил с ультиматумом по косовскому вопросу. С саммита НАТО в Чикаго поступил сигнал о том, что Сербия должна продолжить переговоры с Косово. Карл Бильт заявил, что Сербия должна доказать приверженность европейскому пути. В практическом плане первая фаза «проекта Косова» – реализация плана Марти Ахтисаари – подходит к концу. Приштина полным ходом заканчивает принятие законодательных актов, которые должны оформить государственность «Республики Косова». С 1 июня 2012 г. сербское население «Республики Косова» обяжут перейти на документы, выдаваемые албанскими властями Приштины. На 2 июля в Вене назначено заседание Международной группы управления, которая должна принять решение об окончании «поднадзорной независимости Косова», т.е. о полном отрыве этого сербского края от Сербии.
Власть Приштины расширяется и укрепляется, особенно полицейская и таможенная службы. «Республика Косова» заявила о себе и на международном уровне, введя визовый режим для граждан России и Китая. На следующем этапе планируется постепенное выведение Администрации ООН из Северной Митровицы с заменой её на Административную канцелярию «Правительства Косова по северу». Резкой критике со стороны депутатов Европейского парламента подверглась европейская миссия ЕУЛЕКС в Косово и Метохии. Европейские депутаты считают главной проблемой края не албанские организованные преступные группировки, контролирующие наркотрафик мирового уровня, а «криминальные структуры» севера Косова, где еще теплится жизнь государственных институтов Республики Сербии и под угрозой находится жизнь десятков тысяч сербов. Миссия ЕУЛЕКС планирует свернуть свои функции, ограничив их сферой правосудия с передачей остальных областей в руки «приштинских институтов власти». В конце мая начаты переговоры Европейской Комиссии, ЕУЛЕКС и правительства Приштины об оказании «Республике Косова» помощи в «проведении реформ» - читай в подготовке к наступлению на север с целью его поглощения. Однако сломить волю сербов на севере Косова и Метохии, скорее всего, не удастся. Поэтому Брюссель призывает решить вопрос политическими и дипломатическими средствами (3). Однако Вашингтон больше уповает на силу. Так 1 июня появились тревожные вести о начале проведения КФОР (НАТО) силовой акции на севере Косова и Метохии. КФОР пытается демонтировать баррикады в местечке Рударе на севере края (около Звечана), дороги к селу Рударе блокированы, началось столкновение сербов с КФОР, используются резиновые пули и спецтехника. Есть пострадавшие.
Всё это означает, что у Т.Николича совсем нет времени «на раскачку», давление и шантаж Запада по косовскому вопросу выходят на новый виток.
Чтобы защитить территориальную целостность и национально-государственные интересы Сербии, новому президенту необходимо заложить прочный фундамент поддержки. Таким фундаментом может послужить пророссийская ориентация большинства сербской общественности, и в частности Сербской прогрессивной партии, в основе своей состоящей из бывших радикалов. Консолидация общества, ликвидация диктата прозападных СМИ, ведущих к деградации сербского народа, превращающих его в «евросербов» без Отечества, - вот что нужно Сербии, чтобы вырваться из положения протектората, каким она фактически является. Неумение отстаивать интересы страны, неумение говорить «нет» в ответ на требование уступок, ущемляющих суверенитет и независимость государства, приведут только к повторению прошлых ошибок. Чем больше страна уступает, тем больше от нее требуют – а это путь к самоуничтожению. Фактор времени и давление по линии Вашингтон - Брюссель не оставляют Т.Николичу возможности ограничиться имитацией независимого курса или полумерами. Без решительного поворота политического курса Сербии никакие изменения в стране к лучшему невозможны. Инерция продвижения в русле прозападной политики с ориентацией на вступление Сербии в ЕС, входящего в новый виток кризиса, скорее всего, приведет к экономической депрессии и оттоку разочарованного населения. Это нанесет удар и по экономическим интересам России, по сербско-российским связям. Что можно этому противопоставить? Самые широкие связи с Россией - экономические (ныне существующие и новые проекты), политические (межпарламентское и межпартийное сотрудничество), культурные. Не опираясь в полной мере на Россию, новый сербский президент рискует увеличить рост недовольства народа¸ который крайне болезненно воспринимает развитие ситуации с Косовом. Окончательная потеря Косова приведет к углублению раскола в сербском обществе, полной утрате популярности тех политиков, которые это допустят.
Томислав Николич стоит перед сложнейшей дилеммой – решиться на качественное изменение курса страны или по инерции продолжать линию предыдущего сербского президента, отвергнутую на майских выборах 2012 года большинством народа. От того, в какую сторону новый президент двинется, зависит сегодня само существование Сербии.
_________________________________
(1) http://www.vreme.com/cms/view.php?id=1055239
(2) http://www.vreme.com/cms/view.php?id=1055239
(3) http://www.rts.rs