В середине июля давний территориальный спор между Японией и Китаем вспыхнул с новой силой. Японский посол в КНР Уичиро Нива был отозван для консультаций в знак протеста против захода трех китайских кораблей (11 и 12 июля с.г.) в акваторию островов Сенкаку в Восточно-Китайском море, которые в Поднебесной называют Дяоюйдао. Власти Японии считают эти острова своими, в Пекине же думают иначе и утверждают, что острова Дяоюйдао – исконно китайская территория. По мнению властей КНР, острова Дяоюйдао открыли китайцы еще в XIV веке и на этом основании эти острова принадлежат Пекину. После японо-китайской войны 1894-95 гг. и заключения несправедливого, по мнению китайской стороны, Симоносекского договора 1895 г. (китайское название – договор Магуань) архипелаг Дяоюйдао перешел под контроль Японии как страны-победительницы. После Второй мировой войны эти острова оказались под юрисдикцией США, однако в 1972 г. правительство США вернуло их своим союзникам – японцам.
Пекин не согласился с этим решением. «Любые односторонние действия Японии на островах Дяоюйдао и прилегающих территориях незаконны и не имеют силы. Они не могут изменить то обстоятельство, что острова принадлежат Китаю», – так пресс-секретарь МИД Китая Лю Вэйминь прокомментировала намерение Токио приобрести спорные острова в собственность Японского государства. По информации The Washington Post, 7 июля с.г. премьер-министр Японии Йосихико Нода заявил, что он изучает возможность национализации части островов в Восточно-Китайском море с целью «укрепления контроля над ними». Острова Сенкаку, заявил японский лидер, «без сомнения и с точки зрения истории, и с точки зрения мирового права являются территорией нашей страны. Они эффективно используются, и никакой проблемы их территориальной принадлежности не существует. Сейчас мы проводим переговоры с владельцем и рассматриваем вопрос с точки зрения того, как лучше ими стабильно управлять».
В настоящее время из пяти островов архипелага Сенкаку четыре принадлежат частному лицу, а пятый остров, как настаивает японская сторона, остался в собственности государства. Японское правительство арендует четыре острова у частного владельца, некой японской семьи, которой якобы принадлежат острова, и ежегодно выплачивает за это примерно 300 тысяч долларов. Японское правительство планирует выкупить эти острова у частного владельца, гражданина Японии, и уже получило около шестнадцати с половиной млн. долл. пожертвований на покупку островов.
Эти острова необитаемы, небольших размеров и непригодны для хозяйственного использования. До недавнего времени их принадлежность не вызывала острых споров. Однако, когда стало известно о том, что на шельфе имеются крупные месторождения нефти и газа, позиции Токио и Пекина стали более жесткими и непримиримыми. Кроме того, обладание островами Дяоюйдао-Сенкаку значительно расширяет акваторию территориальных вод и увеличивает исключительную экономическую зону. Поворотным пунктом в японо-китайских спорах за острова стал сентябрь 2010 года, когда рядом со спорными островами Дяоюйдао-Сенкаку в Восточно-Китайском море произошло столкновение китайского рыболовного судна и японского патрульного корабля. После спора осенью 2010 года Китай прервал переговоры с Японией о совместной разработке газовых месторождений в Восточно-Китайском море. Япония же постоянно обвиняет Китай в незаконном бурении и попытках выкачать газ с месторождений, расположенных, как она считает, по ее сторону от разделительной линии. Поэтому проблема распределения энергоресурсов может стать причиной серьезного конфликта Токио и Пекина.
Неизбежно вмешательство в японо-китайский конфликт Соединённых Штатов, поскольку один из островов Сенкаку японское правительство сдало в аренду Пентагону, использующему остров для проведения военных учений. К тому же США связаны с Японией договором о безопасности. Осенью 2010 года, в период обострения конфликта, Вашингтон занял сторону Японии, а госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила, что действие американо-японского договора о безопасности распространяется и на острова Сенкаку.
Сенкаку-Дяоюйдао - не единственные спорные острова, за которые борются Япония и Китай. О давнишнем стремлении Японии заполучить южную гряду Курильских островов, принадлежащих России, хорошо известно. Меньше известно о постоянных попытках Китая овладеть спорным архипелагом Спратли, богатым нефтью и газом. За обладание островами между КНР и Вьетнамом уже произошло два крупных военных столкновения (в 1974 и в 1988 годах). Помимо Китая и Вьетнама на эти острова есть ещё один претендент - Филиппины. Острова Спратли и Парасельские острова стали хроническим источником напряженности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В апреле с.г. отношения Филиппин и Китая серьезно обострились: в ответ на попытку кораблей ВМФ Филиппин выдворить китайские рыболовные суда из района спорного рифа Скарборо Китай направил свои военные корабли на помощь китайским рыбакам. Противостояние на Скарборо, как специально, совпало с проходившими именно в это время совместными учениями ВМФ США и Филиппин по высадке десанта для освобождения острова, захваченного «вооруженными боевиками». В том конфликте США активно поддерживали противников Китая. Госсекретарь США Хиллари Клинтон тогда заявила: «Мы будем поддерживать сторону Филиппин, поскольку нас беспокоит растущая напряженность в Южно-Китайском море. Недавние столкновения, произошедшие между Китаем и Филиппинами, могут подорвать мир и стабильность во всем регионе».
Испытывая дефицит в собственных запасах нефти и газа, КНР в качестве основного сырьевого ресурса вынужден использовать уголь, на который приходится 60% вырабатываемой в Китае энергии. Это плохо сказывается на экологической обстановке в Китае. Для уменьшения «угольной зависимости» до среднего мирового уровня (примерно 28%) Китаю требуется дополнительно 8 млн. баррелей нефти в день. Любой дальнейший рост населения страны или энергопотребления приведет к еще большему обострению потребности в энергоносителях. Поэтому попытки распространить свой контроль на новые месторождения природного газа и нефти в мире (включая даже арктический шельф, к которому КНР не имеет никакого отношения) стали одним из главных элементов внешней политики Пекина. Что касается Японии, то эта страна с высокой плотностью населения испытывает территориальный голод и стремится к расширению собственной территории. Природные катаклизмы (такие как наводнения и землетрясения) и техногенные катастрофы только подстегивают агрессивность японского правительства. Напористость японцев поощряет и Вашингтон.
В американском журнале Foreign Policy в ноябре 2011 года появилась пространная статья госсекретаря США Хиллари Клинтон под названием «Азиатско-Тихоокеанский век Америки». «…будущее мировой политики, - заявляет Х.Клинтон, - будет решаться не в Афганистане или Ираке, а в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и США должны присутствовать в самом центре этих событий…» Своеобразным подтверждением этих слов стало размещение американских военных на базе в Дарвине, расположенной на Северных Территориях (административная единица в составе Австралии). Шеф Пентагона Леон Панетта объявил, что к 2020 году основная военно-морская мощь США будет сосредоточена в Тихоокеанском регионе. Если ныне баланс между силами американского флота на Тихом океане и в Атлантике примерно одинаков (50% на 50%), то к концу десятилетия эта пропорция должна составить 60% к 40%. На Тихом океане будут находиться шесть авианосцев, основная часть крейсеров и подводных лодок. В Австралии, Сингапуре и на Филиппинах появятся тренировочные центры и пункты базирования США. После перемещения части американских морских пехотинцев с японского острова Окинава на остров Гуам там возникнет новый «стратегический узел» США на Тихом океане. По замечанию Саймона Тисдалла из британской The Guardian, принятие Бараком Обамой новой тихоокеанской стратегии Америки диктовалось, в первую очередь, «китайским синдромом».
Особое беспокойство американских военных и политиков вызывает рост военной мощи Китая. В докладе американского мозгового центра RAND Corporation за 2009 год отмечается, что к 2020 году США уже не смогут, как раньше, защитить Тайвань в случае нападения со стороны Китая. По оценке экспертов из RAND, к тому времени Китай сможет одержать победу над ВМС США в Тайваньском проливе, даже если у США будут на вооружении истребители пятого поколения и две авианосные группировки. Военный бюджет Китая уже сейчас является крупнейшим в АТР и вторым в мире после США. Согласно прогнозам аналитической компании IHS Global Insight, опубликованным в феврале с.г., к концу 2015 года оборонные расходы КНР удвоятся и достигнут 238,2 млрд. долл. В 2012 году военные расходы Китая выросли на 11,5% и составили 104,62 млрд. долл.
В этих условиях США, скорее всего, попытаются использовать Японию как своего рода таран, направленный против России и Китая. То Госдепартамент США открыто выступает в поддержку требований Японии отдать ей Курильские острова, то негласно подталкивает Токио к более активным действиям в отношении спорных островов Дяоюйдао-Сенкаку. Так, помощник госсекретаря США по связям с общественностью Филипп Краули заявил 1 ноября 2010 г., что он поддерживает территориальные претензии Токио, назвав Курилы «северными территориями Японии». Его заявление прозвучало через четыре дня после того, как госсекретарь США Хиллари Клинтон в присутствии министра иностранных дел Японии Сэйдзи Маэхары поддержала требование Японии на спорные острова Дяоюйдао-Сенкаку: «Острова Сенкаку подпадают под действие статьи 5 американо-японского Договора о взаимном сотрудничестве и безопасности от 1960 года. Это часть более широких обязательств, взятых на себя Соединенными Штатами в отношении японской безопасности. Мы считаем союз Японии и США одним из самых важных партнерских отношений, которые у нас есть где-либо в мире, и мы привержены своим обязательствам защищать японцев». До этого в октябре 2010 г. на тот момент министр обороны США Роберт Гейтс и его японский коллега Тошими Китадзава подтвердили, что их страны совместно отреагируют «в соответствии с двусторонним соглашением о безопасности по вопросу стабильности в районе Восточно-Китайского моря, покрывающем острова Сенкаку, попавшие в зону всеобщего внимания в связи со спорами между Японией и Китаем».
Занятые войнами в Афганистане и Ираке, американцы «проморгали» возвышение китайского колосса. Теперь они в спешном порядке «возвращаются» на Тихий океан, пытаясь «сдержать» набирающий обороты Китай. Сколачивая в Восточной Азии антикитайский союз и поощряя антикитайские фобии у соседей Поднебесной, США навязывают китайцам прессинг и провоцируют Пекин на военный конфликт. В публичной дипломатии Вашингтон отводит себе при этом роль «миротворца», но на деле лишь приближает перспективу войны. Возможно, именно к войне и ведут дело американские «ястребы», рвущиеся разделаться с Китаем до того, как тот сравняется по своему военному потенциалу с Соединёнными Штатами.