Прекращение работы Агентства США по международному развитию (USAID) в России – событие ожидаемое и, безусловно, отрадное. Российское руководство не раз пыталось довести до вашингтонских «партнёров», что использование структур Агентства для вмешательства во внутренние дела страны недопустимо. По разным каналам Вашингтон предупреждали: радикализация «подопечных» USAID НПО, в том числе на Кавказе, не может быть терпима. Теперь, после 1 октября, сотрудники USAID в Москве отправятся готовить свои революции в других «авторитарных» странах…
Недоверие к USAID особенно заметно в Латинской Америке, где его представительства, фактически резидентуры, неоднократно попадались с поличным на операциях подрывного характера против законно избранных правительств. Об использовании «крыши» USAID оперативниками ЦРУ и военной разведки США хорошо известно. Во всех переворотах (или их попытках) на континенте за минувшее десятилетие участвовали сотрудники ЦРУ / USAID, обеспечивая соответствующую подготовку руководящих кадров “оппозиционеров”, их финансирование, политико-идеологическое и техническое обеспечение. Попутно в этих же странах Агентством велась работа по “модернизации и оздоровлению” силовых структур, в которых вербовалась агентура, предназначавшаяся для вооружённой поддержки “оппозиции” в критической ситуации.
С грязными методами USAID пришлось на практике столкнуться всем лидерам «популистских» режимов. Под постоянным перекрёстным огнём агентуры USAID находится президент Венесуэлы Уго Чавес. После масштабных манифестаций оппозиции в 2002-2004 годах мобилизационный ресурс заговорщиков заметно истощился: народ с одобрением воспринял перенастройку правительственного курса на решение социальных проблем в здравоохранении, образовании, жилищном строительстве, обеспечении работой молодёжи. По этой причине заговорщики сделали упор на информационную войну через СМИ, контроль над которыми на 80% осуществляется оппозицией. Распускание панических слухов, особенно о приближающемся продовольственном кризисе, разгуле преступности (которая на деле на порядок ниже, чем в странах, патронируемых США), обвинения правительства в недееспособности, техногенных катастрофах, которые, как по заказу, участились перед президентскими выборами в октябре текущего года, - это лишь небольшая часть подрывного сценария, осуществляемого многочисленными НПО в Венесуэле. В некоторые из них входит не более 3-4 человек, но мощная информационная поддержка, назойливая ретрансляция антиправительственных заявлений и обвинений могут стать весьма опасными. Сторонники Чавеса считают возможным, что агентура USAID объявит итоги выборов 7 октября 2012 года «сфальсифицированными», а группы парамилитарес спровоцируют кровавые уличные беспорядки в Каракасе и крупных городах страны, чтобы у Вашингтона появился предлог к вмешательству под видом «умиротворения».
Сотрудники USAID причастны к попытке недавнего государственного переворота в Эквадоре, который едва не привёл к убийству президента Рафаэля Корреа. В заговоре участвовали элитные части полиции, фактически находившиеся на содержании посольства США, и средства массовой информации, которые, пользуясь либеральным законодательством о свободе слова, использовали непроверенную информацию для компрометации президента. Корреа пришлось приложить немало усилий, чтобы парламент одобрил закон о печати, и, надо ли говорить, что именно по каналам USAID велась интенсивная работа по его саботированию.
Несколько попыток свержения правительства Эво Моралеса в Боливии осуществлялось через «оперативные возможности» USAID в стране. По данным журналистки Эвы Голинджер, Агентство выделило на подрывную работу в Боливии не менее 85 млн. долларов. Вначале ставка делалась на сепаратистов в департаменте Санта-Крус с преобладающим белым населением. Когда замысел провалился, внимание сотрудников USAID было перенесено на индейские общины, работа с которыми по линии «экологических НПО» началась несколько лет назад. В частности, индейцы были дезориентированы информацией о том, что строительство автомагистрали через традиционную зону обитания приведёт к их вытеснению с общинных земель. Как следствие - индейские марши на боливийскую столицу, что не могло не сказаться на авторитете Эво Моралеса. Вскоре выяснилось, что некоторые антиправительственные марши (в частности, индейских общин TIPNIS) координировались из посольства США. Ответственным за эту работу был Элисео Абело, «куратор» индейской проблематики по линии USAID. Боливийская контрразведка перехватила его телефонные переговоры с организаторами маршей и предала их гласности. Абело срочно покинул страну, а временный поверенный США в Боливии высказал претензии по поводу «незаконной прослушки телефонов». Так, мол, уважающие друг друга партнёры не поступают.
В июне 2012 г. министры иностранных дел стран Боливарианского альянса народов Латинской Америки (ALBA) на совещании в Рио-де-Жанейро приняли резолюцию по USAID. Привожу её с небольшими сокращениями: “Под предлогом “планирования и администрирования внешней экономической и гуманитарной помощи Соединённых Штатов во всём мире” Агентство открыто вмешивается во внутренние дела стран, финансируя НПО, акции и проекты, направленные на дестабилизацию законно избранных правительств, не отвечающих их интересам; преданные гласности архивы Госдепартамента раскрывают факты финансирования организаций и политических партий, оппозиционных правительствам стран ALBA, что является явным и беспардонным вмешательством во внутренние политические процессы каждой нации; в большинстве стран ALBA Агентство действует через свои многочисленные организации и прикрытия нелегально и безнаказанно, не имея юридических оснований для этого, незаконно финансируя средства массовой информации, политических лидеров, НПО и т.д. Мы убеждены в том, что наши страны не нуждаются во внешнем финансировании для поддержания наших демократий, которые консолидируются волей латиноамериканских и карибских народов; мы не нуждаемся в организациях, опекаемых иностранными державами, которые узурпируют и ослабляют деятельность государственных органов, препятствуя им осуществлять задачи по экономическому и социальному развитию наших народов». Министры обратились к руководителям стран ALBA с предложением о «немедленной высылке представителей USAID, поскольку они покушаются на суверенитет и политическую стабильность» стран ALBA. Резолюцию подписали министры шести стран - Боливии, Кубы, Эквадора, Доминики, Никарагуа и Венесуэлы.
В мае с.г. шефом отдела Агентства по Латинской Америке и Карибскому бассейну стал Пол Бониселли. Прежний руководитель - Марк Фейерштейн – настолько «засветился» как организатор и вдохновитель свержения «неугодных режимов» в регионе (в его активе - изгнание демократически избранных президентов Гондураса и Парагвая), что от общения с ним стали отказываться многие политические деятели континента. Сможет ли Пол Бониселли, человек с академическим образованием и консервативными взглядами, исправить ситуацию с постоянно растущим недоверием к USAID? Очень и очень сомнительно. Ранее он работал в различных подразделениях Агентства, курировал вопросы «продвижения демократии» в тесной координации с Советом национальной безопасности США. С его взглядами можно ознакомиться по его статьям, опубликованным в журнале «Foreign Policy».
Как полагает Бониселли, Уго Чавес, один из знаковых деятелей Латинской Америки, честно прошедший через многие выборные процессы, “не демократ, а человек, претендующий на нейтрализацию всех своих оппонентов”. Бониселли выдвинул и такой тезис: “Если не считать раковой болезни наркотерроризма, Чавес является главной угрозой нашим интересам в регионе”, он “вдохновил имитаторов и поклонников на высоких постах в странах Латинской Америки, находящихся у власти - Корреа в Эквадоре, Моралеса в Боливии, Ортегу в Никарагуа”. О том, какой должна быть политика США в отношении Венесуэлы, Бониселли пишет: “Мы должны вдохновлять демократов Венесуэлы всеми способами, которые дадут им надежду. Мы должны помогать им тренировками (видимо, по методам борьбы) и средствами, чтобы они принимали участие в деятельности гражданского общества и выборном процессе с такой активностью, на какую способны”.
В другой статье Бониселли высказывается о России, изображая политические процессы в стране как сплошной регресс, попытку построения “неоцаризма” и т.д. Запад, заявляет он, обязан поощрять в России демократизацию, “призывать Россию и её лидеров к ответу во всём, что касается общечеловеческих принципов свободы и демократии”. Это надо делать “даже тогда, когда очевидно, что свободолюбивых людей всего горстка”: “Так было в Польше, когда мы могли поддерживать лишь одного профсоюзного активиста” (имеется в виду поддержка Леха Валенсы).
Попытки реформировать деятельности USAID в Латинской Америке вряд ли что-нибудь дадут. Агентство, концентрируя свои усилия на главных направлениях, сократило финансирование ряда «второстепенных программ», закрыло представительства в Чили, Аргентине, Уругвае, Коста-Рике, Панаме. На очереди – Бразилия. Эти страны, полагают в USAID, достигли необходимого уровня развития и не нуждаются в международной помощи. Так что вырисовывается главная задача USAID - борьба с «популистскими режимами» и Кубой, избавление от неприемлемых для США политиков в Западном полушарии. Видимый годовой бюджет Агентства в Латиноамериканском регионе – 750 млн. долларов, но расходы по секретным статьям, которые контролируются структурами ЦРУ, внедренными в USAID, являются, по самым скромным подсчетам, вдвое большими.