В эти дни сербское правительство отмечает 100 дней своей деятельности. Если брать зримые результаты «ста дней», то министры открыто говорят, главным образом, о двух решённых проблемах: остановили банкротство государства и начали борьбу с криминалом. Достаточно проявлена точка зрения, пожалуй, ещё по одному вопросу: Сербия никогда не перестанет стремиться в Евросоюз. Все остальные проблемы ждут чётко выраженной позиции руководства страны. Например, Косово. Хотя переговоры с Приштиной уже начались, а президент Т. Николич заявил о разработанном плане Белграда по Косову и по грядущему переговорному процессу, но план этот никто не видел. Президент настойчиво повторяет, что план является государственной тайной. Чиновники, журналисты и эксперты продолжают гадать, что следует ждать от предстоящих переговоров.
Вопросы международных отношений и приоритеты внешней политики до сих пор не попали в центр внимания сербского руководства. Западные журналисты часто называют Т. Николича «русским ставленником». У меня это всегда вызывало недоумение… Когда меня спрашивали об этом в Белграде, я отвечала, что Россия, к сожалению, никогда не поддерживала ни одного кандидата в Сербии и готова сотрудничать со всеми избранными народом министрами и президентами. Правда, Москва говорила и о том, что предыдущая власть не всегда была корректна в отношении России, поэтому теперь она надеется выстроить стабильные дружественные связи с новым политическим руководством.
Главными вехами на пути выстраивания таких отношений стали встречи президента Т.Николича с президентом В.Путиным в Москве и Сочи, разговоры министра обороны Сербии А. Вучича с вице-премьером правительства РФ Д. Рогозиным, сообщения о согласии Москвы выделить 1 млрд. долл. для поддержки сербского бюджета сверх уже одобренных 800 тыс. долл. сербским железным дорогам. Т. Николич провозгласил, что началась «новая эра в отношениях Сербии и России». (1) В одном из интервью он выразил уверенность, что Сербия станет мостом между ЕС и Россией, подчеркнув исключительные отношения с Москвой, которая никогда не ставила Белграду никаких условий. (2)
Какова перспектива устойчивости и стабильности таких отношений?
Отвечая на этот вопрос, надо помнить о том, что Западу не могло понравиться улучшение отношений между нашими странами, ведь там над их разрушением работали два десятилетия. В Белград зачастили политики из Западной Европы и Америки.
Предлагаю не гадать, как будут складываться отношения Белграда и Москвы дальше, перечислю лишь несколько красноречивых фактов:
• Сербия поддержала санкции ЕС против Ирана, хотя Россия выступила их принципиальным противником. (3)
• Сербия в ГА ООН 8 августа проголосовала за резолюцию, осуждающую режим президента Сирии Башара Асада, в то время как Россия вместе с Китаем голосовала против этой резолюции. (4)
• Сербия на заседании ОБСЕ осудила Россию за вынесение приговора Pussy Riot.
• Т. Николич не смог во время встречи с В. Путиным подписать договор с российскими партнёрами о поставках газа, - а не смог потому, что министр энергетики Зорана Михайлович, которая ранее неоднократно выступала против прокладки трассы «Южного потока» через Сербию, подменила документы окончательного варианта Договора (без ведома президента), пытаясь устранить из текста одного из участников проекта – «Югоросгаз». (5)
• В то время как Т. Николич, встречаясь с В. Путиным в Сочи, не подписывает Договор о стратегическом партнёрстве с Россией, министр обороны и первый заместитель премьер-министра А. Вучич делает в Берлине заявление о том, что «Германия – самый главный стратегический партнёр Сербии». (6)
В подобных ситуациях иногда говорят, что «президента подставили», что он, мол, не в курсе того, что делают его советники и министры. Безусловно, прогрессисты – партия новая, не обладает большим кадровым потенциалом, но это не должно оправдывать ошибок советников. А ошибки эти, между прочим, накапливаются. Вот ещё один пример. Советник Т. Николича проф. Оливер Антич поразил и возмутил общественность заявлением о том, что для Югославии лучше бы было остаться в пакте с Гитлером, чем бороться с фашизмом. (7) Журналисты тоже начали менять свой тон, неумело пособляя некоторым, ещё не вполне ясным тенденциям в структурах власти. Появляются статьи под заголовком «Русские хозяйничают в Сербии», (8) о русских кредитах пишут с издёвкой: «Когда нет дождя, сойдёт и град». (9) Д. Анжелкович в газете «Печат», например, пишет: «Мы, отсечённые кордоном НАТО и ЕС от России, к сожалению … не находимся в сфере… её жизненных интересов». (10) И делает вывод: «Россия не является сегодня перворазрядным военно-политическим фактором в нашем окружении», предлагая ориентироваться на евроатлантический блок.
В Москве пока никак не отреагировали на эти факты. А вот в Сербии журналисты уже задаются вопросом: «Сербские политики сознательно саботируют сотрудничество с Россией или действительно речь идёт о дилетантах которые руководят Сербией?» (11)