Российские Вооруженные силы, кажется, в очередной раз увидели себя на перепутье. А как хорошо звучали одно время обещания руководства Минобороны и Генштаба придать армии «новый облик», сделав ее профессиональной, оснащенной современной техникой и готовой к участию в любых войнах!
Программа перехода на профессиональную армию по существу провалена. Успехи в создании «нового облика» Вооружённых сил достигнуты лишь в сокращении численности армии и флота да ещё бесконечном упразднении одних управленческих звеньев с учреждением на их месте других. Некомплект личного состава достиг почти 40%...
Создание в Сухопутных войсках – взамен ранее существовавшей организационной структуры – 100 бригад, которые реформаторами характеризовались как «соединения постоянной готовности», способные в течение часа выступить по тревоге, а через сутки вообще прибыть на любой театр военных действий, оказались одной видимостью. Большинство таких бригад не укомплектованы личным составом и боевой техникой и не способны к выполнению стоящих перед ними задач.
Во многом по вине прежнего руководства Минобороны сорван гособоронзаказ. В то же время отставленное от дел руководство с каждым годом все больше ориентировалось на закупки иностранных вооружений и боевой техники, поддерживая не отечественный оборонно-промышленный комплекс, а зарубежных производителей. Вице-премьер Дмитрий Рогозин не первый день говорит о «системных изъянах» руководства Министерства обороны в вопросах «формирования оборонного заказа и дисциплины его исполнения».
Развалена система подготовки высокопрофессиональных кадров для нужд Вооруженных сил. Закрыты, слиты или под благовидным предлогом передислоцированы десятки военных вузов, НИИ, уничтожены уникальные научные школы.
Вопреки неоднократно устанавливавшимся главой государства срокам и несмотря на выделение вполне достаточных финансовых средств на жилищное строительство, не менее 50 тысяч военнослужащих по-прежнему остаются без крыши над головой. По этой причине многие офицеры, выслужившие установленные сроки, не могут уволиться в запас и остаются за штатом.
Вооруженные силы буквально захлестнула волна преступлений коррупционной направленности. Только в 2011 г. ущерб от них, по оценкам главного военного прокурора Сергея Фридинского, превысил три миллиарда рублей. С начала 2011 года в системе Министерства обороны выявлено 250 фактов взяточничества, за последние полтора года за различные коррупционные преступления осуждены более одной тысячи должностных лиц. Ущерб за текущий год еще не установлен, но факты махинаций и чудовищного обогащения чиновников даже среднего звена, вскрытые Следственным комитетом в ходе недавних обысков, подсказывают, что он вряд ли будет меньше прошлогоднего.
И в тысячный раз приходится задавать «проклятые» российские вопросы «кто виноват?» и «что делать?».
На первый из них, надо надеяться, даст ответ следствие по делу «Оборонсервиса» и других «сервисов», метастазами пронизавших весь военный организм и с необыкновенной лихостью отсекающих под видом «непрофильных активов» самые «жирные» куски госсобственности в пользу многочисленных ОАО, ООО, «центров правовой поддержки» и прочих «аффилированных» коммерческих структур.
Хотя, если говорить без обиняков, последствия безудержной коммерциализации армии, оборачивающейся свободой для криминала, здравомыслящие люди предвидели сразу, как только в Минобороны пришла команда бывших сотрудников ФНС. Далеко не на всех действовала магия заклинаний сервильных СМИ и прикормленных «экспертов», объявлявших назначенного в феврале 2007 г. министром обороны Анатолия Сердюкова «опытным менеджером», способным разобраться в «мутных финансовых потоках» и навести порядок с распределением и использованием в Министерстве обороны огромных финансовых средств, разоблачить коррупционеров в погонах, очистить ведомство от «ретроградов», стоящих на пути военной реформы.
Приведу лишь одно суждение, с которым читатели сайта Фонда стратегической культуры могли ознакомиться еще 13 января 2009 г. Оно принадлежит бывшему начальнику Главного управления международного военного сотрудничества МО РФ генерал-полковнику Леониду Ивашову – военачальнику и эксперту, в чьей компетентности сомнений нет: «На таком фоне (автор говорил о постоянном наращивании военного потенциала США, Китая и других стран и о возрастании угроз для национальной безопасности России. – Ю.Р.) непрекращающееся сокращение Российских Вооруженных сил выглядит зловеще. Нынешний министр обороны А. Сердюков, объявив главным пунктом реформ сокращение 200 тысяч офицерских должностей, фактически обезглавливает части и соединения, бьёт по тому звену, разрушение которого неизбежно приведет к уничтожению всей системы. Далее запланировано ликвидировать институт прапорщиков и мичманов. То есть убрать из армии специалистов по эксплуатации сложных технических систем… Такие реформы, продолжившись, обрушат армию (выделено мною. – Ю.Р.)».
В таком же духе и неоднократно высказывались десятки других специалистов – военачальников, военных ученых, экспертов, ветеранов Вооруженных сил, однако… мы имеем то, что имеем.
Так всё-таки что делать, чтобы как можно быстрее и максимально щадяще ликвидировать последствия «реформаторского» зуда команды Сердюкова – Макарова?
К сожалению, в некоторых комментариях, связанных с отставкой прежнего и приходом в Минобороны нового руководства, назойливо повторяется мысль: мол, по большому счету «структурные реформы», которые шли в Вооруженных силах в последние годы, были верными. Новому министру обороны Сергею Шойгу надо лишь очистить их от коррупционных «излишеств» и довести до логического конца.
Опасное заблуждение!
Даже если чистыми руками продолжать «реформирование по-сердюковски», это не устранит созданные в последние годы угрозы обороноспособности страны. Первостепенным условием ликвидации таких угроз считаем отказ от культивировавшегося прежним руководством МО «менеджерского» подхода к решению вопросов в сфере военной безопасности. Именно при таком подходе стало возможным, например, отнести к «непрофильным активам» и лихо продать 31-й Государственный проектный институт спецстроительства (ГПИСС) – единственную в стране специализированную головную организацию по проектированию и реконструкции космодромов, шахтных пусковых установок РВСН, причалов атомных подводных лодок и объектов воздушно-космической обороны.
Далее – напрашивается полная инвентаризация военного хозяйства страны и всего содеянного командой прежнего министра. В стране и армии нет сегодня сколько-нибудь влиятельных сил, возражающих против строительства в России современных, отвечающих вызовам XXI века Вооруженных сил. Однако продолжать произвольно ломать военный организм, осуществлять столь масштабные перемены спонтанно, без руля и ветрил, как это делалось до сих пор, – преступно.
Нельзя дальше мириться с отсутствием сколько-нибудь внятной, имеющей под собой тщательно разработанную законодательную базу государственной программы реформирования, с полным игнорированием исторического опыта, с высокомерным пренебрежением позиции военных ученых и специалистов. Требуется детально разобраться в целесообразности преобразований и не бояться там, где необходимо, дать «задний ход» (например - требуется остановить разгром уникальной, не имеющей аналогов в мире Военной академии ВКО имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова в Твери, готовящей кадры для частей и учреждений Военно-космической обороны).
Следующая напрашивающаяся мера – опора на военных профессионалов, а не на случайных людей, которые во множестве развелись в коридорах министерского здания на Арбате. Появление в формируемой команде Сергея Шойгу нового начальника Генерального штаба генерал-полковника Валерия Герасимова, новых заместителей министра – генералов Аркадия Бахина (до этого командовал войсками Западного военного округа) и Олега Остапенко (ранее командовал Войсками воздушно-космической обороны) вселяет в этом плане серьезную надежду. Думается, есть также смысл возвратить к активной военной службе многих военачальников, имеющих серьезный боевой и служебный опыт, но досрочно вытесненных из армии прежним главой ведомства по причине несогласия с его методами руководства.
И, наконец, о финансовом контроле. Увы, здесь полный провал, о чем лишний раз свидетельствует разрастающийся клубок уголовных дел вокруг «Оборонсервиса» и прочих сомнительных и проворовавшихся структур.
Дадим слово бывшему начальнику Генерального штаба генералу армии Юрию Балуевскому (кстати, ушедшему из Минобороны всё по той же причине – в знак протеста против вопиющей некомпетентности А. Сердюкова): «В 2008–2012 годах органы ведомственного финансового контроля неоднократно изменяли состав и структуру. Работа ведомственных контролеров все меньше интересовала руководство Минобороны. И, как результат, в 2011 году финансовая инспекция Министерства обороны и финансовые инспекции на местах расформированы. Вместо них созданы контрольно-финансовая инспекция в Москве и межрегиональная финансовая инспекция в Санкт-Петербурге с ограниченными функциями в области контроля. Новые структуры по своему составу и численности неспособны решать задачи, стоящие перед ведомственным финансовым контролем. По этой причине говорить о повышении эффективности использования государственных средств, а также о борьбе с коррупцией и другими злоупотреблениями в Минобороны России преждевременно. Пока же… делается все возможное, чтобы допускаемые просчеты и провалы в работе в процессе реформ не стали широко известными общественности».
А в тиши кабинетной, добавим от себя, «контролерами» успешно осваивалась технология отчуждения госсобственности в свою пользу или пользу «аффилированных» структур.
…Герой греческой мифологии царь Мидас обладал даром обращать в золото всё, к чему прикасались его руки. А вот всё, чего ни касались руки людей из команды прежнего министра обороны, обращалось для общества в прах. В конце концов, дать им по рукам требуют жизненные интересы безопасности России и её народа.