Под грузом проблем
Второй срок президентства Б.Обамы начинается на фоне беспрецедентного в новейшей истории США комплекса внутри- и внешнеполитических проблем, которые приведут к сужению горизонтов американской международной политики. По оценке Чарльза Купчана, бывшего советника по национальной безопасности при президенте Клинтоне, «президент будет вынужден смириться с утратой значительной части глобального могущества США и разделить его с нарождающимися державами».
В ближайшие четыре года внешнеполитическая стратегия США будет определяться поисками баланса между сохранением американской государственности и стремлением оказывать влияние на глобальные процессы. Парадокс ситуации состоит в том, что именно стремление к сохранению гегемонии как дорогостоящее удовольствие является угрозой государственности США, а внутренние угрозы обусловливают стремление к сохранению гегемонии, без которой Америка будет неспособна поддерживать высокий уровень потребления и стабильность в стране.
Вопрос сохранения американского государства не является фигурой речи. Превысивший 100% ВВП государственный долг, рост социального расслоения, обострение межнациональных и межрасовых конфликтов, сепаратизм штатов, с одной стороны, и законодательная подготовка правительства к массовым репрессиям – с другой, являются предпосылками возникновения гражданской войны при дестабилизации финансовой ситуации.
США будут вынуждены перейти от стратегии доминирования к стратегии выживания, что означает отказ от силового «установления демократии» в мире и сосредоточение на игре на противоречиях с попытками решать эти противоречия чужими руками.
Перезагрузка перезагрузки?
Объявленная Б.Обамой «перезагрузка» отношений с Россией принесла американской стороне ряд односторонних преимуществ, в частности обеспечение поставок в Афганистан через территорию России, поддержку Россией санкций против Ирана, благоприятствовавшее Соединённым Штатам голосование российского представителя в ООН по Ливии, подписание договора СНВ-3. Этот проект изначально планировался как односторонний. В декабре 2011 г. в статье «Почему «перезагрузка» играет на руку США и пренебрегает интересами России» журнал «The National Interest» писал: США рассчитывают, что смогут «выбивать» уступки у России, не давая взамен ничего, кроме «отсутствия враждебности».
Очевидно, что США будет сделана попытка «перезагрузить перезагрузку» в таком же одностороннем формате и с теми же попытками давления на Россию.
В сфере безопасности будут продолжены попытки создания системы ПРО без учета интересов российской стороны, с тем чтобы навязать России сокращение вооружений. Важной для США является стратегия лишения России союзников и дестабилизация ситуации вблизи российских границ. РФ столкнется в давлением США в сирийском и иранском вопросах. На европейском направлении усилия США будут сосредоточены на усилении евроатлантического вектора безопасности и развитии НАТО для блокирования инициатив России по созданию новой общеевропейской системы безопасности.
Наметилось едва ли не открытое столкновение в сфере газового экспорта, из которого США стараются вытолкнуть «Газпром»: интриги американских «агентов влияния» – восточноевропейских стран, вбрасывание на рынок конкурентных фьючерсов типа «сжиженный газ» и «сланцевый газ». Помимо беспрецедентного прямого давления на Украину по вопросу о создании газотранспортного консорциума с РФ, на все уровни проник лоббизм экологически опасных технологий добычи сланцевого газа. Дошло уже до того, что в Дипломатической академии МИД Украины представители компании «Шелл» читают государственным служащим лекции об «источниках снижения газовой зависимости от России» путем добычи пресловутого сланцевого газа, само собой, с помощью американских компаний.
Целенаправленному противодействию со стороны США будут подвергаться усилия России по интеграции постсоветских государств и созданию Евразийского союза. Здесь следует ожидать реинкарнации старых и создания новых «альтернативных» проектов, размораживания и провоцирования конфликтов, а также вовлечения партнеров РФ в различные региональные инициативы, отвлекающие внимание и ресурсы от ТС и ЕЭП.
Будут расширяться и попытки подрыва Российского государства изнутри путем финансирования и поддержки прозападных оппозиционных группировок, радикальных исламских движений, национал-фашистских «русских» организаций. Важность этого направления определена самой кандидатурой посла США в РФ - специалиста по подготовке и осуществлению «цветных» переворотов.
О том, с какой интенсивностью США под видом «перезагрузки» будут осуществлять антироссийскую подрывную деятельность, можно судить по высказыванию З.Бжезинского: «Будущее Запада зависит от того, насколько Запад сумеет интегрировать в себя Россию». Поскольку речь идет о выживании США, сила всегда останется силой, даже если она по-обамовски мягкая.
Заклятый европейский друг
Опираясь на Европу как своего главного стратегического союзника, США тем не менее не оставляют попыток дестабилизировать европейский континент, ослабить европейскую валюту и создать вокруг ЕС дугу нестабильности с целью «принуждения к сотрудничеству».
Интервенция в Ливии, а также ряд предыдущих военных авантюр США привели к разочарованию европейских участников НАТО в этой организации и активизации усилий ЕС по формированию Европейской политики безопасности и обороны (ЕПБО). С целью возвращения контроля США над Североатлантическим альянсом на Чикагском саммите НАТО 12 мая 2012 г. была принята концепция «разумной обороны», которая станет основным инструментом привязки оборонной сферы Евросоюза к США. С помощью «разумной обороны» США удалось решить ряд стратегических задач, в частности минимизации расходов на содержание НАТО, повышения зависимости ЕС от американского ВПК и снижения возможностей Евросоюза по созданию альтернативных инициатив в сфере безопасности, в частности вместе с Россией.
При этом американцы будут наращивать усилия по созданию конфликтов между европейскими странами для обеспечения себе статуса арбитра. Речь идет не только об оборонной сфере, где наметились и усиливаются противоречия не только между «новой» и «старой» Европой, но и между отцами-основателями Европейского союза – Германией и Францией. Официальный Вашингтон оказывает значительное давление на ЕС в вопросе снижения расходов для преодоления экономического кризиса, что создает напряжение в отношениях севера и юга Европы. Принуждая Европу «затянуть пояса», американцы тем самым продлевают себе возможности наращивания долгов. Несомненно, при росте кризисных явлений в американской экономике попытки жить за счет Европы будут только усиливаться.
Стремительная исламизация Ближнего Востока и Северной Африки в результате организованных при поддержке США государственных переворотов и гражданских войн, являясь «бомбой», которую теряющие мощь Соединённые Штаты после своего неминуемого ухода из Евразии оставят всему континенту, наибольший ущерб наносит именно Европе. Резко возрастают риски терроризма, демографическое давление на страны Евросоюза и угрозы их энергетической безопасности. США неминуемо воспользуются этой ситуацией для обретения статуса «единственного защитника» европейского континента.
Одним из главных направлений усилий внешней политики США в Европе останется формирование «санитарного кордона» вокруг России путем расширения «политики соседства» ЕС и механизмов «разумной обороны»… В этом контексте Европа столкнется с давлением, направленным на часто невыгодное ей углубление интеграции с Украиной, Молдовой, Грузией и т.д. В последнее время наметилась тенденция к возрождению ГУАМ, нежизнеспособного антироссийского объединения слаборазвитых государств, способного существовать только при активной американской поддержке.
На фоне отчётливого стремления США к оптимизации своих государственных расходов вероятны попытки передать Евросоюзу управление этой структурой, что в очередной раз не спасет ГУАМ от политического небытия, но надолго повредит отношениям ЕС и России...
(Окончание следует)