Начавшийся 2013 год не сулит спокойствия Европе. Главным политическим событием года обещают стать осенние федеральные выборы в Германии, которые обещают серьезные изменения в этом государстве. Никуда не исчезли и долговые проблемы еврозоны. Принятое в конце 2012 года решение о продолжении кредитования Греции дало Афинам необходимую передышку, но не более того.
Правда, в первые дни нового года были отмечены определенные позитивные тенденции на мировых финансовых рынках. «Я испытываю осторожный оптимизм», - выразил общие настроения управляющий активами компании Pengana Capital Ltd в Мельбурне Тим Шредерс. В США республиканцы и демократы смогли согласовать основные финансовые параметры на 2013 год, удержав страну на грани «бюджетного обрыва». В Китае в декабре 2012 года был зафиксирован беспрецедентный рост экспорта, превысивший прогнозы почти в три раза. Как результат, профицит внешнеторгового баланса КНР в декабре 2012 года возрос до 31,6 млрд. долларов с 19,63 млрд. долларов в ноябре. Данный показатель оказался значительно лучше предварительных прогнозов, предсказывавших его рост лишь до 20 млрд. долларов. Экспорт увеличился на 14,1%, импорт - на 6%. Аналитики ожидали роста на 5% и 3,5% соответственно. В обобщенном годовом исчислении рост в 2012 году по сравнению с 2011-м составил 48,1% - до 231,1 млрд. долларов. Объем китайского экспорта за этот же период вырос на 7,9% - до 2,05 трлн. долларов, а импорт на 4,3% - до 1,82 трлн долларов. [1]
Оптимистичные показатели содержатся и в обнародованных на прошедшей неделе первых статистических данных по еврозоне. Согласно докладу Еврокомиссии, индекс потребительского и предпринимательского доверия к экономике еврозоны вырос в декабре до 87 пунктов с 85,7 пункта в ноябре. Прогнозы экспертов предвещали рост лишь до 86,3 пункта. [2]
Однако в том, что касается долгосрочных перспектив, эксперты не уверены в способности еврозоны в ближайшее время преодолеть кризис. Так, аналитики рейтингового агентства Fitch по-прежнему считают вероятным дефолт не только в Греции, но и в других «проблемных» государствах Средиземноморья. А устойчивый экономический рост в 2013 году может ожидать разве что Германию. Разумеется, если политика этой страны не окажется подверженной предвыборным и послевыборным пертурбациям.
«Фактор выборов» действительно способен сыграть в текущем году дестабилизирующую роль. Уже в феврале на избирательные участки, скорее всего, придут итальянцы – и это тоже не сулит Европе спокойствия. «Ожидаемая смена правительства Италии чревата неопределенностью», - подтвердил аналитик финансовой компании RBC Investment Management (Asia) Ltd. Йодзи Такеда. [3] А эксперты американского банка Morgan Stanley уже спрогнозировали, что политические силы Италии будут резко критиковать меры жесткой бюджетной экономии, предлагаемые Евросоюзом. Это в свою очередь может спровоцировать панику среди инвесторов, напуганных возможностью выхода Италии из еврозоны. Далее возникнет «эффект домино»: паническая распродажа активов «проблемных» стран еврозоны от Португалии и Испании на западе до Греции на востоке, падение евро и новый всплеск изоляционистских настроений в более стабильных государствах ЕС. [4]
И тут как раз подоспеют федеральные выборы в Германии. В стране происходит маргинализация общественных настроений - причем не в виде обычной смены стоящих у руля крупных партий левой или правой ориентации, а в виде роста настроений протеста как таковых. Эти настроения объединяют самые различные силы – от антиглобалистов, анархистов и «Партии пиратов» до изоляционистов. Антикризисные программы Евросоюза сообщают этим настроениям дополнительный импульс. В частности, речь идет о требовании средиземноморских стран во главе с Францией переориентировать финансовые потоки внутри еврозоны с Севера на Юг посредством системы евробондов, предусматривающих распределение долгов «проблемных» стран на все государства-члены ЕС. В последние недели оппозиционные силы в Германии консолидировали свои требования вокруг необходимости для правительства проводить национально-ориентированную, а не пробрюссельскую политику. По информации руководителя института IFO (Мюнхен) Ханса-Вернера Зинна, федеральный канцлер Ангела Меркель под давлением руководства ЕС готова пересмотреть свою прежнюю политику и предоставить странам Южной Европы очередные миллиардные трансферты. Лидером оппозиции на предстоящих выборах может стать кандидат на пост канцлера от Социал-демократической партии Германии (СДПГ) Пеер Штайнбрюк. Он уже потребовал от Ангелы Меркель предоставить депутатам и избирателям полную и достоверную информацию о том, сколько должны будут заплатить лично немецкие налогоплательщики за спасение евро.
Неспокойно и на Туманном Альбионе. Ведущие представители британского делового мира не на шутку озаботились угрозой выхода Великобритании из Евросоюза. Они обратились с открытым письмом к премьер-министру страны Дэвиду Кэмерону, в котором призвали его «действовать с осторожностью и не пытаться радикально изменить положение Великобритании в ЕС». Генеральный директор Лондонской фондовой биржи Кристофер Гибсон-Смит, президент Конфедерации британской промышленности Роберт Карр, глава компании British Telecom Майкл Рэйк, руководитель одной из крупнейших рекламных компаний WPP Мартин Соррелл и другие подписавшие письмо бизнесмены убеждены, что «Великобритания должна быть центром сильного, реформированного Евросоюза». [5] В минувшее воскресенье британские газеты сообщили, что 22 января Кэмерон выступит с речью, в которой объявит о проведении референдума о статусе страны в Евросоюзе в 2018 году. Многие уже поставили этот плебисцит в один ряд с планируемым в 2014-2015 годах референдумом о самоопределении Шотландии.
Если Шотландии до членства в Евросоюзе еще далеко, то Хорватии до вожделенного дня (1 июля) осталось менее полугода. Одобрение хорватской заявки, лежавшей без движения с 1990-х годов, – несомненно, дань прежним обязательствам Брюсселя. Не приходится сомневаться: если бы просьба Загреба о евроинтеграции рассматривалась в 2011-2012 годах с «чистого листа», она вряд ли была бы удовлетворена. Долговой кризис заставляет Евросоюз быть осмотрительнее в своих геополитических планах. Ведь в ЕС уже сегодня активно формируется несколько территориально-политических блоков.
Спасение еврозоны практически любой ценой - пожалуй, именно этот лозунг остается главным для руководства Европейского союза. Уходящий со своего поста глава Еврогруппы министров финансов стран еврозоны Жан-Клод Юнкер признал, что в ЕС «по-прежнему трудные времена». Обратившись с посланием к своему преемнику, который, впрочем, еще не выбран, Юнкер призвал его сохранить «все страны еврозоны внутри данного валютного союза». [6]
Глава Еврогруппы по определению должен выступать за сохранение структуры, которую он представляет. В остальной Европе - и особенно в той ее части, на которую выпадает основная нагрузка по спасению еврозоны, – далеко не все разделяют его подходы. Так, германское издание WirtschaftsWoche Heute весьма обоснованно подчеркивает политическую подоплеку дела: «Политика взяла на себя обязательства: отказ от единой валюты невозможен». Однако политическая решимость не всегда приводит к однозначно позитивным результатам. По оценке германских экспертов, вероятным является сценарий образования в рамках еврозоны двух блоков: «один на севере вокруг Германии вместе с Голландией, Бельгией, Финляндией и Австрией, а другой на юге с участием Франции и Италии как главных действующих лиц». [7] Уже одно это чревато непредсказуемыми последствиями для Евросоюза как единого политического и экономического организма. «Кризис еврозоны привел к распаду слабого единства, сформировавшегося вокруг неких общих целей и опасений. Единение оказалось непрочным и зашаталось от громкого голоса некоторых государств», - характеризует ситуацию испанская газета El Pais. [8]
Процессы фрагментации ЕС не ограничиваются расколом внутри зоны евро. Ведь еврозона – это 17 из 27 нынешних и 28 будущих стран-членов Евросоюза. А государства, которые пока не присоединились к зоне хождения единой европейской валюты, как правило, преследуют собственные цели. С этим во многом связаны сложности с принятием на уровне ЕС действительно масштабных решений наподобие создания Бюджетного пакта.
Положение дел в Европейском союзе осложняется тем, что еврозона стала прочно ассоциироваться с Францией и особенно Германий. Объективно это не благоприятствует проектам евроинтеграции, ибо дает основания для обвинений того же Берлина в стремлении возродить «германскую мощь». Подобные обвинения особенно резко звучат в таких не входящих в еврозону странах, как Польша, Чехия, Румыния.
Скептические настроения в отношении ЕС в целом и единой евровалюты в частности традиционно выражает признанный евроскептик президент Чехии Вацлав Клаус. Вмешательство «брюссельской бюрократии», говорит он, носит контрпродуктивный характер. [9] Еще более жестко высказался в конце 2012 года президент Национального банка Польши и экс-премьер страны Марек Белька, назвавший «ошибкой» само создание валюты евро. По его словам, до окончания нынешнего долгового кризиса в еврозоне полякам не следует в нее вступать, хотя в свое время польское правительство намеревалось сделать это еще в январе 2012 года. Не горят желанием отказываться от своих крон Дания и Швеция. Опросы в обоих государствах говорят о преобладании там противников вхождения в еврозону. Что же касается Румынии и Болгарии, то в этих государствах антибрюссельские настроения подпитываются упорным нежеланием ЕС включить их в Шенгенскую зону.
Важнейшим социально-экономическим аспектом финансового кризиса в Евросоюзе является растущая безработица. В настоящее время в 15 странах ЕС из 27 её показатели превышают показатели США. Лидерами в этом списке являются Греция (25,4%) и Испания (26,2%), где данные показатели сравнялись с теми, что были в США на пике «Великой депрессии» 1930-х годов. Уровень безработицы в 10% трудоспособного населения превышен также во Франции (10,7%), Италии (11,1%), Ирландии (14,7%), Португалии (16,3%). Если же взять соответствующие показатели для лиц моложе 25-ти лет, то в этой категории уровень безработицы в Италии, Португалии, Испании и Греции превышает 30%. [10]
Такая ситуация стала во многом следствием осуществлённых в конце 1990-х – начале 2000-х годов планов по широкомасштабному расширению Евросоюза. Тогда главными были не геополитические соображения. Что же касается обеспечения экономической состоятельности новых стран-членов Евросоюза, то решение этой задачи было отложено «на потом». Расширение ЕС виделось средством обеспечить безопасность в регионе с не устоявшимися границами, национальными меньшинствами, взаимными историческими претензиями и т.д. Однако нынешние финансово-экономические проблемы Евросоюза придали новую энергию как раз тем сепаратистским и националистическим силам, против которых и было направлено расширение ЕС. Известный американский аналитик Джордж Фридман прогнозирует, что «усиливающие свою значимость сепаратистские движения будут менять границы, начнут переходить из области абсурда в сферу возможного». Приводя в качестве примера ситуацию в треугольнике Венгрия – Румыния - Словакия, он подчеркивает, что «давление в Европе нарастает, и то, что казалось немыслимым, за довольно короткое время может неожиданно стать вполне осуществимым». [11]
«Межгосударственная и межклассовая напряженность мешает выработке решений, с которыми можно согласиться и которые можно соблюдать», - делает вывод Джордж Фридман, основатель и руководитель компании STRATFOR, ведущей разработки в сфере глобальной безопасности. Фридман уверен, что вопрос стоит следующим образом: «Сумеет ли Евросоюз стабилизироваться, остановить процесс дробления и раскола и перейти к дальнейшей интеграции и расширению?» Альтернативой этому, по мнению Фридмана, является усиление напряженности внутри Евросоюза, расшатывание его институтов и рост самостоятельности стран-членов ЕС «в проведении собственной политики». [12]
Не исключаемый аналитиками распад Евросоюза на несколько блоков и геоэкономических пространств рискует не только принять необратимый характер, но и спровоцировать бурную общеевропейскую перестройку…