Несмотря на ежедневные и всё более оптимистичные бюллетени правительства Венесуэлы о состоянии здоровья президента Уго Чавеса, враждебная пропагандистская кампания по поводу его «недееспособности» раскручивается в глобальном масштабе. Нетрудно догадаться, какие ведомства в Соединённых Штатах организуют и координируют некрофильские акции: Госдепартамент, ЦРУ, различные службы по ведению информационно-психологической войны. К операции «Убить Чавеса» подключены СМИ, НПО, подконтрольные блогеры, многочисленная агентура влияния…
Одна из акций грязной войны против Чавеса и боливарианского руководства была проведена 16 января с.г. в Организации американских государств. Представитель Панамы Гильермо Кочес выступил с речью по поводу якобы имевшего место «нарушения Конституции» в Венесуэле, когда инаугурация Чавеса была отложена в связи с его болезнью. Вступление в должность было намечено на 10 января, но Верховный суд решил перенести эту формальную процедуру на более отдалённый срок.
Казалось бы, какие могут быть вопросы: Верховный суд суверенного государства принял решение. Публично оспаривать его правомерность с трибуны ОАГ - разве это не вмешательство во внутренние дела Венесуэлы? Но панамский представитель Кочес подверг сомнению заключение Верховного суда, прикрываясь положениями Межамериканской демократической хартии. Заодно он разъяснил, какая страна не отвечает стандартам демократии в Западном полушарии. «Демократия и её ценности, - сказал Кочес, - должны быть превыше всего. Только одна страна в нашей Америке находится на обочине этой организации просто потому, что не желает признать принципы, которые всеми нами положены в основу Хартии». Этот вводный пассаж Кочеса в отношении Кубы, изгнанной в своё время из ОАГ по указке США, недвусмысленно указал на заказчика его обвинительной речи по адресу Венесуэлы и тех стран континента, которые дают отпор гегемонистским устремлениям США.
В своём выступлении Кочес поставил в один ряд с боливарианским правительством диктатуры прошлого – Стресснера, Батисты, Трухильо и Сомосы. Панамский представитель заметил, что в странах с подлинной демократией без каких-либо ограничений обсуждаются внутренние проблемы, в том числе состояние здоровья лидеров. Кочес выразил сомнения в том, что венесуэльское руководство сообщает народу полную и достоверную информацию о болезни Чавеса. Панамский дипломат призвал коллег проявить принципиальность в этом вопросе, чтобы не стать соучастниками нарушения Конституции в Венесуэле.
Скандальная и злонамеренная речь Кочеса вызвала незамедлительную отповедь представителя Венесуэлы в ОАГ Роя Чадертона: «Нынешний посол правительства Панамы, вы не являетесь ни политиком, ни дипломатом, ни джентльменом, вы – невежа». Чадертон выразил сомнение в том, что правительство Панамы санкционировало подобное выступление Кочеса. Прозвучали и такие слова: «Я предпочитаю говорить с хозяином цирка, а не с клоуном». Под «хозяином цирка» венесуэльский дипломат подразумевал, конечно, Госдепартамент. Более трёх лет Кочес изо дня в день противодействовал представителям стран ALBA (Боливарианского альянса народов Латинской Америки) в ОАГ. Вряд ли такая конфронтация отвечала внешнеполитическим интересам Панамы, а вот североамериканским (США и Канады) - соответствовала, без какого-либо сомнения, стопроцентно. Долгое время такого рода выходки сходили Кочесу с рук, но на этот раз он оскорбил не только Венесуэлу. Досталось даже председателю ОАГ чилийцу Хосе Мигелю Инсульсе, якобы потворствующему разрушительным тенденциям в организации.
На следующий день после выступления в ОАГ Кочес решением президента Рикардо Мартинелли был уволен. Выяснилось, что дипломат накануне своей речи в ОАГ получил инструкции от министра иностранных дел и по телефону, и в письменной форме: воздержаться от полемики с венесуэльским представителем и делегатами стран ALBA. Такие конкретные указания Кочес получал редко. Очевидно, в МИД Панамы стало известно, что Госдепартамент с подачи Кочеса намерен инициировать в ОАГ дискуссию по «венесуэльской проблеме». Предупреждение своего начальства Кочес проигнорировал, чем фактически подтвердил, что главным своим работодателем считает Госдепартамент. Иначе трудно объяснить, почему панамский дипломат оказывает поддержку радикальным венесуэльским оппозиционерам, даёт интервью враждебным режиму газетам «Универсаль», «Насьональ» и телеканалу «Глобовисьон», не проявляя разборчивости по части формулировок (говоря о Чавесе, Кочес называл его «полностью парализованным», «умирающим», «недееспособным»).
Сразу же после увольнения Кочес приложил руку к распространению фальшивого видеосюжета с «Чавесом на операционном столе». Трудно поверить, что публикация этой фальшивки была импровизацией.
Итальянский журналист Томмассо Дебенедетти наткнулся в YouTube на видеосъемку хирургической операции, сделанной в 2008 году человеку, похожему на Чавеса. Журналист изготовил фотографии и предложил приобрести их за несколько тысяч евро нескольким европейским газетам. Клюнула редакция испанской газеты «Эль Паис», которая давно ведёт информационную войну против «режима Чавеса».
По утверждению руководства газеты, они перепроверили подлинность фотографий. В частности, через Моисеса Наима, венесуэльского политика и журналиста, живущего в США, и кубинскую блогершу Йоани Санчес, которую, напомним, считают ретранслятором активных мероприятий ЦРУ на острове. А могут ли быть объективными люди, посвятившие себя борьбе с «диктаторскими режимами» в Венесуэле и на Кубе? Они подтвердили подлинность снимков, и газета «Эль Паис» вышла с фотографией «Чавеса на операции». Что и требовалось. Спецслужбы США обычно используют «Эль Паис», «Эль Мундо», «ABC» и другие ведущие газеты Испании для распространения целевых материалов на Латинскую Америку.
Венесуэльский тележурналист Вальтер Мартинес в авторской программе «Досье» разоблачил фальшивку. В редакции «Эль Паис» началась паника. Тираж газеты пришлось срочно отзывать и нести дополнительные затраты на перепечатку.
Из Майами, где обосновалась колония радикальных противников боливарианского режима, самозваный «лечащий доктор Чавеса» Хосе Рафаэль Маркина распространяет выдумки о болезни президента, его физическом состоянии и перспективах излечения. Своими twitter-публикациями Маркина добился определённой известности в кругах, организующих информационные атаки на Венесуэлу. За несколько месяцев Маркина распространил более 150 ложных сообщений о болезни президента, формируя у читателей пессимистическую перспективу развития событий, а именно: клиническая картина ухудшается с каждым днём; кубинские специалисты не в состоянии справиться с возникающими проблемами; фатальный исход предрешён; без властной руки диктатора процесс ослабления центральной власти в Венесуэле неизбежен - вплоть до полной утраты управляемости. Подобного рода сообщения подхватываются противниками Чавеса, тиражируются социальными сетями и воспроизводятся СМИ под видом «достоверных сведений из надёжных источников на Кубе». Из этих мутных потоков черпает «надёжные данные» корреспондент газеты «ABC» в Нью-Йорке Эмили Бласко (Emili Blasco), агент ЦРУ, используемый для координации подрывных операций против Венесуэлы.
Подстёгиваемая извне венесуэльская оппозиция требует поездки в Гавану «заслуживающих доверия лиц, включая депутатов и врачей». Мотивируется необходимость этой акции тем, что президент, «если он жив», «фактически интернирован» на острове и находится «под полным контролем кубинцев, которые управляют Венесуэлой через своих агентов - вице-президента Николаса Мадуро и председателя Национальной ассамблеи Дьосдадо Кабельо». Шумиха по поводу необходимости спасения Чавеса из «кубинского плена» - характерный пример из серии чёрных пропагандистских операций.
Председатель Национальной ассамблеи Венесуэлы Дьосдадо Кабельо так сказал об официальном подходе к освещению болезни Чавеса: «Мы уверены, что наилучший способ информирования народа, не вызывая у него беспокойства, - говорить правду. Оппозиция хотела бы услышать только одно, что с президентом произошло несчастье. Поэтому всё, чтобы мы ни говорили, они подвергают сомнению. У них большой опыт в сочинении лживых версий. Они пытаются деморализовать народ и чавистов». Кабельо отметил, что Чавес во время беседы с ним в Гаване с удовлетворением узнал о манифестациях в поддержку боливарианской революции и его как действующего президента. Чавес призвал сторонников «не терять бдительности в условиях заговора империализма и правых сил и побеждать ложь словами правды».