В ходе турне Барака Обамы по Ближнему Востоку он посетил Израиль, Палестину и Иорданию. Первоначально в Белом доме связывали с этим визитом в район многих региональных конфликтов определенные надежды на прорыв в палестино-израильском урегулировании и готовились к тройному или даже четверному саммиту, с подключением иорданского короля Абдаллы II. Однако в ходе подготовки выяснилось, что ничего нового и приемлемого для обеих сторон Вашингтон предложить не в состоянии.
В Тель-Авиве у комментаторов не было никаких ожиданий от переговоров. В Рамалле палестинцы были довольны самим фактом прибытия президента США, что позволило им публично продемонстрировать атрибуты государственности, но к содержательной части его пребывания отнеслись сдержанно. «Главная цель визита — обеспечение безопасности Израиля, укрепление американо-израильских отношений и демонстрация того, что США сюда вернулись», — прокомментировала визит Обамы высокопоставленный представитель ООП Ханан Ашрауи. (1) По вынесенным на первый план вопросам положения в Сирии и Иране стороны также не сказали ничего нового.
Больше результатов американцам принесли те части поездки, которые не имели прямого отношения к ближневосточному урегулированию, например посредничество в примирении Израиля и Турции. В этом, как и в некоторых других аспектах визита, Б. Обама в очередной раз продемонстрировал свою приверженность стратегии «мягкой», или «умной», силы.
Особенно ярко это проявилось в выстроенной по всем канонам данной стратегии речи президента США 21 марта перед студентами израильских высших учебных заведений в главном зале Иерусалима – «Палате Наций». Эксперты уже сравнивают ее с выступлением Обамы перед египетскими студентами в исламском университете Каира как одном из идеологических центров «арабской весны». В Иерусалиме, откровенно льстя израильтянам и играя на их честолюбии, президент США фактически настраивал студенческую молодежь на проявление несогласия с руководством еврейского государства.
По словам Обамы, «Израиль стал не только лидером в научно-технической отрасли, но также превратился в образцовую демократию с политическими партиями, реальной свободой слова и печати, крепким средним классом и настоящим гражданским обществом, и все это несмотря на непростую историю, в которой были войны и террор». Он подчеркнул, что «США разделяют с Израилем основные ценности, свободу и демократию, и на этом основаны тесные отношения двух стран». (2) Подтверждением этого Б. Обама к восторгу собравшихся назвал выкрики затесавшегося в зале арабского студента из Хайфы, оценив их как «пример свободных дебатов». Того, что другого участника этих дебатов тут же грубо выволокли из зала охранники, он словно и не заметил.
Призывая израильтян к примирению с палестинцами, Барак Обама говорил, однако, не столько о том, что и они имеют право на «свободу и демократию», сколько о невозможности для Израиля удерживать до бесконечности занятые территории. Мир, по его словам, - это единственный способ обеспечить настоящую безопасность Израиля, а также гарантировать сохранение израильской демократии «с учетом демографической ситуации к западу от реки Иордан», а также подъема религиозных партий в арабском мире вследствие происходящих там революций. «Вы достаточно сильны для того, чтобы заключить мир с палестинцами, дать им независимое государство – таким образом, вы сами не утратите свою национальную идентичность, характер своей страны. Мы с вами. Вы не одни».
Основной посыл этого выступления эксперты усматривают в заявлении Обамы о том, что «ни в одной стране мира политики не пойдут на риск, если их не подтолкнет к этому народ». Президент США напрямую призвал израильских граждан «толкать свое политическое руководство к мирному процессу».
Ведущая газета Израиля «Маарив» оценила речь Обамы как содержащую внятное послание по адресу Нетаньяху и новых израильских лидеров. «Он больше на них не рассчитывает». (3) Иными словами, вместо того, чтобы прямо потребовать от руководителей Израиля придерживаться давно известных международных положений по решению палестинского вопроса, президент США запустил против них интригу. Оправдаются ли его расчеты? Сомнительно. Популярность Обамы в израильском обществе исключительно низка. В русскоязычной части израильского общества за президентом США, например, прочно закрепилось прозвище «Хусейныч». Согласно одному из недавних опросов, только 10% израильтян положительно оценивают американского президента. (4) Израильских политиков такими методами вряд ли проймешь. Свой курс они менять не намерены, а на попытки дестабилизировать ситуацию в израильском обществе и сами могут ответить такими сюрпризами по адресу Б. Обамы, которые вряд ли придутся ему по вкусу.
Вашингтон при желании довольно быстро мог бы решить проблему ближневосточного урегулирования. Так, бывший посол Израиля в Германии Ави Примор в интервью Tageszeitung, например, отметил: «Мы полностью зависим от Америки. Без Америки ООН уже давно ввела бы против Израиля санкции. Без Америки Палестина была бы уже членом ООН. Без США наши вооруженные силы были бы слабее, потому что наша техника, самое современное вооружение, поступает исключительно из Америки, причем бесплатно. Если президент США хотел бы что-нибудь сделать, у него в распоряжении были бы все необходимые средства давления». (5)
Однако применять эти средства Барак Обама не собирается. Все громогласные призывы президента США к справедливому урегулированию на Ближнем Востоке остаются пустым сотрясением воздуха. В реальности для укрепления Израиля Обама делает больше, чем его предшественники. При нем, в частности, поставки в Израиль боевых самолетов пятого поколения F-35 были утверждены даже раньше, чем в страны-члены НАТО. Американцы финансируют создание израильских противоракетных систем «Хец» и «Железный купол». Во время последнего обострения ситуации вокруг сектора Газа деньги на дополнительную батарею были выделены по личному распоряжению Обамы. На «Железный купол» в текущем году будет потрачено еще 200 миллионов долларов из американского бюджета. В рамках нового договора США и Израиля о военной помощи с 2018 по 2027 год Вашингтон предоставит своему партнеру 40 миллиардов долларов… Это соглашение вступит в силу сразу после окончания действующего, в рамках которого США ежегодно перечисляют Израилю три миллиарда долларов (30 миллиардов долларов за десять лет). При этом истинные размеры американской военной помощи Израилю не известны, поскольку объемы финансирования, оказания услуг и поставки военной техники раскрываются только для программ FMF и DCS (прямые продажи вооружений). Финансирование, в том числе на военные цели, предоставляется Израилю и через программы помощи Государственного департамента США. (6)
Предполагается, что более неприятную миссию обсуждения с израильтянами конкретного мирного плана, от чего Б. Обама просто уклонился, чтобы не выглядеть «давителем Израиля», возьмет на себя новый госсекретарь США Джон Керри, собирающийся совершить собственное турне по Ближнему Востоку.
Визит Б. Обамы в Иорданию определялся не только важным местом этой страны в процессе ближневосточного урегулирования, но и всё больше ощущаемым этим близким региональным союзником Вашингтона «дыханием арабской весны». Из-за тяжелого социально-экономического положения в Иордании (при бюджете в 9,7 млрд. долл. его дефицит достигает 3 млрд. долл.) к традиционным противникам иорданского короля Абдаллы II из числа «Братьев-мусульман» в последнее время добавились и представители ранее безоговорочно его поддерживавших племен. Американцы не только подкрепляют иорданский королевский режим финансовой помощью в размере 1 млрд. долл. в год, но и направляют сюда «десятки спецназовцев для обучения королевской охраны». (7) Абдалла II уже не доверяет своим «верным черкесам». Глава Белого дома пообещал не оставлять короля своими заботами и в дальнейшем.
Самое интересное, однако, произошло в самом конце, когда Биньямин Нетаньяху по инициативе и в присутствии (чтобы не обманул?) президента Барака Обамы побеседовал по телефону с главой турецкого правительства Реджепом Эрдоганом, которому принес извинения за трагический инцидент с «флотилией свободы». Напомним, что судно «Меви Мармара», находившееся в составе так называемой «флотилии свободы», направлялось на прорыв блокады сектора Газы. После того, как капитан судна отказался подчиниться требованию израильских властей изменить курс, был предпринят штурм, в ходе которого погибли девять турецких граждан, находившихся на борту «Меви Мармара». По информации пресс-службы израильского премьера, стороны договорились о нормализации двухсторонних отношений и возвращении послов. (8) Ранее Израиль категорически отказывался принести извинения за этот инцидент, на чем не менее категорически настаивало турецкое руководство.
Турецко-израильское примирение, по мнению многих экспертов, знаменует собой серьезные изменения во внешней политике Анкары и вносит новый элемент в региональную геополитику. Считалось, что Израиль является более заинтересованной в примирении стороной, но в последнее время свои расчеты на это появились и у Турции, вооруженные силы которой сильно зависят от израильских военных технологий и запчастей. Кроме того, из-за боевых действий в Сирии значительный турецкий экспорт в страны Персидского залива перенаправлен в израильские порты Хайфа и Ашдод (далее в Иорданию), где до сих пор не встречал благоприятного режима. Турок также интересует перспектива организации через их территорию поставок газа в Европу с недавно открытых крупных месторождений на шельфе Израиля. (9)
Оправдывая неожиданный поворот в политике своего руководства, Анкарский стратегический институт (Ankara Strateji Enstitüsü) пишет, что «страны, стремящиеся стать региональной силой, желают использовать все возникающие перед ними возможности, не обращая внимания на то, кем они предоставлены. Это политическая необходимость. Дешевые теории заговора и антиамериканизм могут иметь успех в общественном мнении, но мы должны рассматривать события внутренней и внешней политики с точки зрения национальных интересов нашей страны. Принесенные Израилем извинения привели к психологическому перевесу Турции в регионе. Как в общественном мнении арабского мира, так и в глазах Израиля значение Турции существенно возросло». (10).
Нынешнее руководство Турции все больше поддается настойчивым убеждениям Вашингтона в том, что туркам принадлежит особая роль в регионе. В Анкаре, видимо, начинают верить, что при содействии США Турция сможет осуществить свою вековую мечту о воссоздании Османской империи на новых основах в рамках стратегии «больших пространств». Только надо иметь в виду, что на этом пути может быть утрачена значительная часть нынешнего международного авторитета Турции и во имя чужих интересов израсходованы впустую национальные ресурсы.