Посвященным в тонкости мировой политики было понятно, что Болгария обязательно выиграет футбольный матч у Мальты с разгромным результатом. Футбол и спорт в целом всегда используются настоящими вершителями судеб мира в целях отвлечения внимания общества. Поэтому можно было легко догадаться, что несчастному болгарскому народу подбросят зрелище, которое сможет на полтора часа отвлечь его от печальной действительности.
И все-таки в стране есть люди, у которых, с одной стороны, лопнуло терпение, а с другой – гражданская совесть и энергия наконец-то толкнули их на улицы и площади страны. До кульминации набирающего силы движения протеста в Болгарии осталось немногим больше месяца, когда состоятся парламентские выборы, назначенные на 12 мая. Уже на следующий день после них нужно ожидать мощного всплеска гражданской активности, когда, скорее всего, все политические партии и движения, их члены и сторонники будут громогласно выражать свое недовольство на улицах и площадях. Дело в том, что, по данным социологических исследований, ведущие политические силы страны – Граждане за европейское развитие Болгарии (ГЕРБ, правые центристы) и Болгарская социалистическая партия (БСП, левые центристы), скорее всего, сохранят паритет. Это значит, что ни одна из них не сможет сама сформировать правительство. В такой ситуации к власти будут рваться крикливые национал-патриотические силы вроде партии АТАКА, а также протурецкое Движение прав и свобод (ДПС). Наглость и провокации последнего уже привели к заметному росту националистических настроений. Рейтинг АТАКИ растет.
Возможен также успех некоторых новых политических сил, возникших на волне протеста. Самая заметная из них – партия «Свободный Народ», которую возглавляет известный социал-демократ, политолог и председатель Союза хозяйственной инициативы граждан Теодор Дечев. Т.Дечев в настоящий момент пытается сформировать список кандидатов из самых известных демонстрантов последних месяцев. В нем по понятным причинам будут отсутствовать так называемые самосожженцы.
Феномен «горящих людей» для Болгарии является совершенно новым. Однако именно эпидемия самосожжений с героизацией жертв в сетевых медиа сыграла роль запала «арабской весны» в Тунисе и Египте. Как известно, побуждение к самоуничтожению еще с 1973 года числится в рецептуре перехода «от диктатуры к демократии» Джина Шарпа под пунктом 158 – «Самоотдача во власть стихии (самосожжение, утопление и т.п.)»…
Довольно четко разъяснил роль сетей в событиях «арабской весны» издатель сайта Meta-Activism М.С. Джойс. Акты самосожжения – это «наглядно и это шокирует… Что сделало истории Буазизи, Саида и аль-Хатиба резонансными? Их необыкновенная брутальность, причем брутальность, видимая на фото- и видеоснимках сразу после происшедшего» (1). В результате толпа взвинчена, обстановка накалена. В таких условиях решать политические задачи гораздо проще – приход к власти на волне пламени самосожженцев облегчен до предела.
Неудивительно, что и в Болгарии акты самосожжения активно используются в политической борьбе. Так, лидер БСП Сергей Станишев использует эти факты против своих оппонентов, утверждая, что “символом правления партии ГЕРБ стали горящие люди” (2). Действительно, меньше чем за два месяца в разных частях страны семь граждан Болгарии свели счеты с жизнью именно таким ужасающим образом.
В то же время буквально на пепле этих жертв пытаются выстроить антироссийскую кампанию. Первым стал спекулировать на этой теме, делая упор на обвинения в адрес российских энергетических структур, американский лоббист Емил Кошлуков (3). В конце 1989 г. он начинал свою политическую карьеру с организации студенческих протестов против Болгарской коммунистической партии (БКП). До этого он успел отсидеть в тюрьме, где был завербован болгарской государственной безопасностью. До конца правления БКП осенью 1990 г. Кошлуков не пропускал случая возглавить антироссийский или антикоммунистический протест. После свержения коммунистического режима в стране он получил место в американском университете и неплохую стипендию. Из США вернулся подготовленным защитником интересов Вашингтона.
Практически в один голос с ним журналистка Генка Маркова обвинила в организации и финансировании протестов Москву (4).
Другой «професиональный антисоветчик» – психолог и ультраконсерватор Николай Михайлов принялся уверять, что акты самосожжения – постановка, преследующая цель «вернуть старую геополитическую ориентацию страны»!!! (5).
Перед майскими выборами ныне действующее правительство попытается сделать всё для того, чтобы партия ГЕРБ опять пришла к власти. В настоящий момент социологические агентства дают ей 23%, а БСП – 19%. Это недостаточно для формирования правительства, но трудно сказать, кто из второстепенных политических сил попадет в парламент.
Социалисты вряд ли смогут вернуться к власти на фоне внутренней неразберихи в партийном руководстве. Свой шанс они упустили еще в прошлом году, когда на конгрессе БСП отказались поменять нынешнего партийного лидера Сергея Станишева на бывшего – Георгия Пырванова, президента Болгарии в 2002-2012 годах.
Георгий Пырванов считается самым успешным политиком переходного периода: на посту председателя БСП был избран президентом страны и единственный в новой истории Болгарии выиграл еще один мандат. Считается, что в случае тупиковой ситуации после выборов он может возглавить техническое правительство, которое будет пользоваться достаточной общественной поддержкой. Георгий Пырванов пять раз бывал в Москве, встречался с Владимиром Путиным и в Софии, и в других столицах. Кстати, Бойко Борисов хвастает тем, что является единственным болгарским премьер-министром, который со времени своего мандата не посетил Москву ни разу!
Хотя нельзя исключить что ГЕРБ все-таки состряпает коалицию с националистами из АТАКИ (их лидер Волен Сидеров уже заявил, что “не закрывает двери перед ГЕРБ”) (6). Бойко Борисов уже вряд ли сможет столь упорно противостоять российским энергетическим проектам. Ему, Георгию Пырванову, или любому, кто сядет в кресло премьер-министра Республики Болгарии, придется балансировать между Москвой, Брюсселем и Вашингтоном. Конечно, из Вашингтона и особенно Брюсселя поступают деньги, о которых можно сказать, что они “уже потрачены”. Однако ни одна правящая партия и ни один премьер-министр не имеют права забывать об исключительной важности для Софии энергетического сотрудничества с Москвой.
Кроме того, пока британцы и другие европейцы поняли, какую роковую ошибку они совершили, скупая болгарскую недвижимость в деревнях с цыганским и турецким большинством, и начали пытаться от нее избавиться, русские (в основном москвичи и питерцы) в массовом порядке принялись заселять болгарское черноморское побережье, становясь своего рода гарантом против исламизации этой части Болгарии. Многочисленные демографические прогнозы говорят, что через несколько десятилетий болгары уже будут меньшинством в собственной стране, сосредоточившись в нескольких больших городах. На побережье уже сейчас формируется и растёт русскоязычный анклав (в основном русские, украинцы, армяне). В глубинке же будут расширяться зоны компактного проживания турок и цыган. Быстро увеличивается в Болгарии и количество иммигрантов из арабских стран, Афганистана, курдских районов Ближнего и Среднего Востока.
Все эти тенденции должны заставить болгарский политический класс задуматься о содержании внешних союзов и, прежде всего, отношений с великими державами. Может быть, в конце концов хоть часть болгарских политиков осознает, что единственная великая сила в мире, которая не заинтересована в исчезновении болгарского государства и народа, – это Россия. Наоборот, соседняя Турция, взяв на вооружение внешнеполитическую концепцию “неоосманизма”, уже грезит восстановлением Османской империи. И главным обьектом турецкого давления становятся, в первую очередь, соседние страны, в том числе члены Евросоюза.
В Брюсселе это воспринимают равнодушно.
Георгий КОЛАРОВ – кандидат политических наук, докторант РУДН