Новости из Пакистана подчас напоминают сводки боевых действий. Не проходит и недели, чтобы в стране не прогремели террористические акты, уносящие десятки, а то и сотни жизней. По данным правительства Пакистана, за период с 2003 года по настоящее время от рук террористов погибло более 40 тыс. человек. Прямые и косвенные убытки экономики превысили 70 млрд. долларов.
Президент Асиф Али Зардари заявляет, что «террористические ячейки были искусственно созданы и взращены прежними правительствами в кратковременных тактических целях». Однако до появления терроризма в его современной форме Пакистан прошел через период насилия, в немалой мере подготовивший сегодняшнюю ситуацию.
После разделения британской колонии на Индию и Пакистан в 1947 году в Пакистане стали нарастать сепаратистские настроения, которые привели к введению в 1956 году военного положения. В 1960 г. бенгальцы подняли в Восточном Пакистане восстание, которое перешло в войну за независимость. В результате Республика Бангладеш отделилась от Пакистана и обрела независимость.
Обстановка в стране радикально осложнилась ещё больше, когда президент Зия-уль-Хак (1977-88 гг.) решил консолидировать общество с помощью кампании исламизации, которую он начал в 1980 году. В стране сформировалось исламистское течение. К территориальным спорам с Индией добавился фактор религиозного экстремизма.
Зия-уль-Хак втянул Пакистан в войну в Афганистане против Советской армии и начал формирование отрядов моджахедов, которые постепенно взяли под контроль пограничную с Афганистаном зону племён. В Исламабаде мечтали о подчинении Афганистана своему влиянию. Политика государства, создававшего сети моджахедов, переплелась с нелегальными потоками оружия и наркотиков из «золотого треугольника». Спецслужбы Пакистана погрязли в сотрудничестве с нелегальными торговцами оружием и героином, и это стало союзом на долгие годы.
Таким образом, причиной возникновения благоприятной среды для терроризма в Пакистане стала идеология религиозного насилия, распространявшаяся в том числе с подачи государства при активной роли пакистанских властей в создании террористических сетей.
Изначально терроризм в Пакистане имел рукотворное происхождение. Исламабад поставил на конвейер подготовку и засылку моджахедов в Афганистан. Террористов обучали и вооружали пакистанские военные, а также американские и британские инструкторы. Вскоре эти отряды стали «точками роста» для движения «Талибан» и «Аль-Каиды».
В определенном смысле замысел Зия-уль-Хака свергнуть правительство Наджибуллы в Афганистане с помощью созданных им сетей удался. Однако, придя к власти и обретя статус независимой силы, «Талибан» начал выходить из-под контроля Исламабада. Тем не менее в 90-е годы сотрудничество пакистанских властей с талибами шло по нарастающей.
Дели предоставляет по этому вопросу такую официальную статистику (на период 1990-1999 гг.).
Террористических лагерей в Пакистане 37
Террористических лагерей в оккупированном Пакистаном Кашмире 49
Террористических лагерей в Афганистане 22
Профессиональных террористов в штате Джамму и Кашмир 2300
Иностранных наемников, находящихся в Джамму и Кашмире 900
Уничтожено террористов индийскими военными и полицией 291
Арестовано террористов в Индии 125
Убито террористами граждан Индии более 29000
Поворотным пунктом в отношениях между официальным Исламабадом и талибами стал террористический акт по подрыву башен Торгового центра в Нью-Йорке в 2001 году. После этого теракта президент П.Мушарраф встал на сторону США и согласился передать Соединённым Штатам три авиабазы для использования в операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане. Понимая, насколько такой шаг будет непопулярен в Пакистане, П. Мушарраф выступил 19 сентября 2001 г. с обращением к нации и заявил, что, отказавшись принять участие в военных действиях против «Талибана», Пакистан рискует получить в качестве противника альянс Индии и США.
Сразу же после этого ячейки «воинов джихада» в Пакистане были запрещены, и пакистанская Межведомственная разведка начала совместно с ЦРУ преследовать «Аль-Каиду». Конфликт разрастался, и теперь террористы уже начали направлять свои усилия на подрыв пакистанского государства, чего раньше не делали. Начались нападения на воинские части, государственные учреждения, крупных политиков.
В 2002 году П. Мушарраф объявил войну терроризму на территории Пакистана, но активность террористов не снижалась, и в 2004 г. пакистанская армия ответила регулярной войной против них в горных районах Вазиристана, на границе с Афганистаном, послав туда 80 тыс. военнослужащих. Правда, у американских союзников были основания сомневаться в серьезности намерений пакистанских властей. Бои имели низкую интенсивность, а соглашение о прекращении огня в 2006 г. показало нежелание Исламабада всерьез решать задачу искоренения терроризма. Сказалось и влияние пакистанского офицерского корпуса, тесно связанного с талибами и получающего доходы от их торговли оружием и наркотиками.
Короче, радикальных перемен в обстановке не произошло, доказательством чему стало убийство в 2007 г. премьер-министра Пакистана Беназир Бхутто. Несколько лет спустя П. Мушарраф признался, что он пошел на сотрудничество с США под беспрецедентным давлением со стороны американцев. «Я был втянут Америкой в игру, которая может кончиться катастрофой для Пакистана», - сказал он.
2 мая 2011 года на территории Пакистана был убит Усама бен Ладен, что было подано Вашингтоном как великая победа в борьбе с терроризмом, хотя на положение в Пакистане это никак не повлияло.
Нарастающая интенсивность террористических актов в Пакистане говорит о том, что террористы будут продолжать жестоко мстить властям за сотрудничество с американцами. Режим оказался заложником собственной политики. То чудовище, которое он породил и вскормил, повернулось против него и набирает силу на волне антиамериканизма.
Сейчас террор косит людей в Пакистане практически каждый день. Кровавый вал приобрёл устрашающие размеры. 11 мая 2013 года в стране должны состояться всеобщие парламентские выборы. В случае если они пройдут успешно, это станет первой передачей власти демократическим путём за всю новейшую историю Пакистана и перед новым правительством во весь рост встанет вопрос: выживет ли страна под нарастающим валом терроризма и что требуется, чтобы покончить с этим злом?