Путь к стратегическому партнерству России и Сербии был открыт в январе 2008 года после подписания соглашения о сотрудничестве в нефтегазовой сфере. Однако взятый Белградом курс на европейскую интеграцию любой ценой не мог не стать препятствием для укрепления партнёрских отношений наших стран. В том же 2008 году Евросоюз определил свою позицию по этому вопросу: при реализации нефтегазовых соглашений с Россией Сербия должна соблюдать положения Договора об Энергетическом сообществе ЕС со странами Юго-Восточной Европы, и лишь в той мере, в какой она это делает, ей «дозволяется» сотрудничать с Россией…
В диалоге с Сербией Брюссель давно взял привычку говорить с позиции хозяина, отдающего распоряжения, которые должны немедленно исполняться. При этом указания ЕС по «реформированию и модернизации Сербии» медленно, но верно подрывают основы сербской государственности.
На пресс-конференции по итогам российско-сербской встречи на высшем уровне 24 мая 2013 г. В.В.Путин конкретно очертил состояние дел, перспективы и намерения России в области сотрудничества с Сербией: «Важнейшей сферой нашего взаимодействия является энергетика, в том числе строительство «Южного потока». Начало строительства намечено на конец этого года, общий объём финансирования (и российская сторона берёт это целиком на себя) – 1,7 миллиарда евро. С крупнейшей сербской компанией «Нефтяная индустрия Сербии» мы работаем вместе. С 2009 года российским инвестором в НИС уже вложено более 1,5 миллиарда евро… Российская компания планирует в ближайшие несколько лет вложить ещё 1,5 миллиарда евро. Мы работаем совместно в финансовом секторе, в области туризма, металлургической промышленности. Намерены и дальше поощрять наши усилия по инвестициям в сербскую экономику. Продолжим оказывать нашим сербским друзьям и кредитно-финансовое содействие. В январе 2013 года подписано соглашение о выделении Сербии экспортного кредита на сумму 800 миллионов долларов. Этот кредит носит целевой характер. Речь идёт о важнейшем инфраструктурном проекте на территории Сербии по строительству и обновлению железнодорожных магистралей… Напомню, что в апреле этого года заключено соглашение о льготном государственном финансовом кредите на сумму 500 миллионов евро. Мы продолжаем работать в гуманитарной сфере. Уникальную роль здесь играет деятельность Российско-сербского гуманитарного центра. Конечно, будем наращивать наши культурные и образовательные связи, контакты по линии общественных молодёжных организаций» (1).
Отметим масштаб российских инвестиций: только в компанию НИС вложено 1,5 млрд. евро и планируется вложение еще 1,5 млрд. евро. Кроме того, выделены 800 млн. целевого кредита и 500 млн. государственного финансового кредита на льготных условиях. И теперь сравним: за долгие 12 лет движения Сербии по пути евроинтеграции «помощь Европы Сербии» составила всего 2,2 млрд. евро. Пока из всех инвестиционных направлений, по которым правительство Сербии ведет переговоры, единственным и надежным остается российский проект «Южный поток».
Россия, занимая прочные позиции на энергетическом рынке Балкан, рассматривает Сербию как своего ведущего партнёра в регионе, намечая развитие сотрудничества с ней по самому широкому спектру направлений, тогда как с другими балканскими странами (Босния и Герцеговина, Хорватия, Македония, Словения) реализуются более узконаправленные проекты. Поэтому российский президент и говорит: «Уверен, что этот документ (Декларация о стратегическом партнёрстве России и Сербии, подписанная 24 мая. – А.Ф.) придаст мощный политический импульс развитию наших связей практически по всем направлениям» (2).
Однако столь масштабный проект, как «Южный поток», являющийся основой взаимодействия в целом ряде других областей - финансовой, инфраструктурной, гуманитарной (вспомним разминирование российскими специалистами боеприпасов, оставшихся со времен бомбардировок Сербии НАТО, функционирование Гуманитарного центра в Нише), - не может быть отделен от политики, от общей координации действий на международной арене, в том числе в деле защиты территориальной целостности и суверенитета Сербии. Поэтому В.В.Путин и говорит: «Мы настроены усиливать координацию по международной повестке дня».
Сохраняет всю свою важность и косовская проблема. На пресс-конференции 24 мая президент России отметил: «Разумеется, говорили и о косовском урегулировании. Наши принципиальные подходы хорошо известны, мы выступаем за достижение жизнеспособного и взаимоприемлемого решения на основе резолюции 1244 Совета Безопасности ООН. И конечно, поддерживаем наших сербских друзей, ведущих непростые переговоры с косоварами при посредничестве ЕС и Брюсселя» (3). Подчеркнем: на первом месте - неизменность российской позиции (обязательное соблюдение Устава ООН, принципа нерушимости послевоенных границ и резолюции 1244 СБ ООН (4)).
Белград избрал путь переговоров под эгидой ЕС, несмотря на многократно повторенную представителем России при ООН В. Чуркиным формулу о невозможности косовского урегулирования, минуя Совет Безопасности ООН. И здесь есть одна тонкость. В Москве говорят о неизменности российской поддержки сербской стороны, самостоятельно избравшей именно такое направление урегулирования косовского вопроса, но не обещают поддержку результатов, достигнутых в ходе переговорного процесса. Нет нужды лишний раз доказывать, что Брюссельское соглашение, определяющее судьбу косовских сербов, нарушает их гражданские права, конституцию Сербии, вызывает активное противодействие сербских оппозиционных (не прозападных) партий и организаций, подвергается острому осуждению Сербской Православной Церкви – и в силу всего этого вряд ли может быть жизнеспособным. Выступая ещё в марте 2013 г. на заседании СБ ООН, В.Чуркин отметил нарастание угрозы для косовских сербов: «Трансформация в этом году сил безопасности Косово (СБК) в полноценные вооруженные силы угрожает стабильности региона», «СБК почти полностью состоят из албанцев, большинство которых ранее входило в группировки боевиков. Рассматриваем это как потенциальную угрозу региональной стабильности». Российский представитель обратил тогда внимание и на великоалбанскую риторику, на намерение Приштины покровительствовать албанцам повсюду на Балканах, независимо от страны проживания. «Это — прямой шаг к дестабилизации не только в Косово, но и в соседних с Сербией государствах — Македонии, Черногории и Греции» (5).
Нелепо, что Евросоюз, сам переживающий кризис во многих областях жизни, претендует на то, чтобы установить над Сербией – страной, которая не входит в его состав – полный контроль и, больше того, распространить этот контроль на двустороннее сербско-российское сотрудничество. А ведь достижения Брюсселя со времени «пятой волны» расширения ЕС (с 1997 года) свелись к одному - к ухудшению основных социально-экономических показателей в странах Центральной и Восточной Европы, втянутых в его орбиту. Учитывая, кроме того, что европейская интеграция – это всегда евро-атлантическая интеграция, что расширение ЕС и НАТО – две части единой стратегии, нельзя не признать: подписанная 24 мая Декларация о стратегическом партнёрстве России и Сербии может стать началом прорыва, «вытащить» Сербию из зависимости от европейских бюрократических институтов, удержать страну от грозящего ей экономического коллапса, от подчинения её интересов чуждым сербам задачам бесконечного «расширения» НАТО на восток.