В руководстве сирийской вооружённой оппозиции произошли перестановки. После поражений последних недель и широкого наступления правительственных войск верхушка оппозиционеров небольшим большинством избрала новым лидером Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил (НКСРОС) ставленника Саудовской Аравии Ахмеда аль-Аси аль-Джарба, который сменит на этом посту человека Катара… Если учесть, что Доха только что откровенно бросила своих подопечных «Братьев-мусульман» в Египте, признав новый режим после военного переворота, то становится ясно, что новый катарский эмир постепенно отказывается от грандиозных замыслов своего отца. Отныне курировать сирийскую «демократическую» оппозицию целиком и полностью будет самое, пожалуй, недемократичное государство в мире – Королевство Саудовская Аравия (КСА). В общем, это логично, так как с правительственной армией в Сирии сражаются, главным образом, ориентированные на КСА и на «Аль-Каиду» салафиты. Западные политики, впрочем, продолжают считать их «борцами за свободу». Самостоятельная по отношению к Западу Сирия - это же не Афганистан, где тех же самых боевиков называют террористами. Немаловажно и то, что против сирийского правительства сражаются свыше 8 тыс. саудовских «добровольцев», на деле представителей элитных частей, перебрасываемых в Сирию с помощью секретных служб Саудовского королевства. (1)
Ахмед Джабра уже отметился первой громкой инициативой, предложив президенту Башару Асаду приостановить боевые действия в городе Хомсе на время священного для мусульман месяца Рамадан (в 2013 году продлится с 9 июля по 7 августа). (2) При этом Ахмед Джабра, не мудрувствуя лукаво, сообщил, что сирийская оппозиция рассчитывает в ближайшее время получить из Саудовской Аравии современное оружие, которое позволит повстанцам успешно противостоять правительственным войскам. Иными словами, он и не скрывал, что предложенное перемирие - лишь тактический маневр. Сами боевики и не думают прекращать боевых действий. Уже после наступления Рамадана в той части Хомса, которую контролируют правительственные войска, взорвались две начиненные ими взрывчаткой машины. При этом погибли и пострадали десятки мирных граждан. Уже понятно, что мира в Рамадан в Сирии не будет.
Третий по величине город Сирии Хомс (свыше 800 тыс. населения) выдвинулся на передний план боевых сводок после нового блестящего маневра командующего лоялистами генерала аль-Фрейджа, в очередной раз поставившего в тупик оппозицию и ее иностранных покровителей. Все ожидали, что Хомс будет атакован сразу после победы освобождения близлежащего Эль-Кусейра. Однако вместо этого сирийская армия обозначила движение на расположенный дальше к северу возле границы с Турцией крупнейший город страны Алеппо, провозгласив его освобождение «матерью всех битв», после которой гражданскую войну в стране можно считать выигранной официальным Дамаском. При этом общий замысел оказался более сложным. По оценкам некоторых зарубежных экспертов, стянутая сюда группировка могла насчитывать до 70 тысяч солдат. Боевики стали также сосредоточивать здесь все свои главные силы, оголив другие провинции. Иностранные покровители оппозиции свою основную военную помощь тоже направили под Алеппо. Например, 11 июня в Париже два наиболее влиятельных саудовских принца – Сауд аль-Файзаль и Бандар аль-Сультан, провели встречу с высшими сановниками Франции. Стороны провозгласили, что «не допустят повторения Эль-Кусейра в Алеппо». (3) Наступление началось. Армия захватила ряд стратегических позиций, прежде всего на севере от города, в частности в предместьях Сахур и Кафар, перерезав тем самым линии снабжения боевиков из баз в Турции. В центре и на юге Алеппо были частично деблокированы ряд уже давно находящихся в осаде военных объектов, в частности военная фабрика, центральная тюрьма, военная академия, аэродром Минг. Однако затем, отказавшись от лобового штурма хорошо укрепленных позиций в городе, защищаемых многими тысячами боевиков с самым современным оружием, сирийские войска вдруг остановились и неожиданно для всех вновь сосредоточились на уже лишенном части оборонительных сил Хомсе. Оппозиция в ряде районов Алеппо даже перешла в контрнаступление, пытаясь, например, захватить шиитские пригороды Нуболь и Захраа, а также день за днем штурмуя центральную тюрьму, очевидно, в расчете на значительное пополнение в живой силе. Благодаря полученным резервам армия отбивает все контратаки с большими потерями для нападающих, сковывая их и сохраняя завоеванные плацдармы для возобновления освобождения города.
Оказалось, что генерал аль-Фрейдж не захотел все же оставлять в тылу мощную оппозиционную группировку, направив под Алеппо лишь порядка 20 тыс. человек, которые и изображали сосредоточение главных сил, в то время как основная часть победителей битвы в Эль-Кусейре была оставлена под Хомсом, где они дожидались своего часа. На решение сирийского командования, по-видимому, повлияло и то, что в разгар наступления на Алеппо западные страны в попытках его остановить обозначили возможность военной интервенции в Сирию со стороны Иордании. Проведенные в середине июня с.г. маневры в Иордании, в которых участвовало около 10 тыс. войск из 17 стран, сотни единиц бронетехники, десятки самолетов F-16, были серьезной угрозой, которую руководство Сирии не могло игнорировать. По данным израильских военных источников, уже были идентифицированы 18 целей на территории Сирии, по которым мог быть нанесен удар. План атаки предусматривал не только бомбардировки, но и заброску коммандос на сирийскую территорию. (4) Однако маневры закончились. Ядро сирийской армии не завязло в боях на улицах Алеппо, а оказалось готовым для быстрой переброски на иорданскую границу. Оставшейся в Иордании одной тысячи американцев с батареями «Пэтриот» для вторжения никак не достаточно. Провал американских попыток обвинить в ООН Дамаск в использовании химического оружия на фоне встречных доказательных утверждений России о том, что к подобным действиям прибегала как раз оппозиция, нерешительность Обамы, а главное - твердость самого сирийского руководства и умелые действия командования национальной армии если и не сняли полностью вероятность западной военной интервенции, то значительно ее снизили. Теперь можно заняться и окончательной зачисткой Хомса. «Мать всех битв» за Алеппо не отменяется, но будет вестись в стратегически еще более выгодных для Дамаска условиях.
Как утверждает Beirut Observer, со ссылкой на “инсайдеров в командовании ВВС Сирии”, сирийская военная авиация использовала «полученную от китайской разведки информацию», которая позволила ей уничтожить колонну из 25 автомобилей с американским оружием, предназначавшимся для террористов. Авианалет был осуществлен сразу после того, как указанный конвой зашел на сирийскую территорию из Иордании. (5)
По общему признанию падение последних укреплений боевиков в Хомсе - вопрос дней. Этот город важен не только как серьезный оплот оппозиции в центре страны, но и как основное место концентрации сил, в том числе международных, из фронта «Джебхат ан-Нусра», связанного с «Аль-Каидой». Именно из Хомса пришли недавние шокирующие видеокадры с отрезанием голов мирным христианам, в том числе католическому священнику. (6) Здесь же были особенно прочны позиции саудитов. Согласно последней информации, в районе старого Хомса при попытке к бегству арестованы 7 граждан Саудовской Аравии, двое из которых - военнослужащие в звании полковников, являющиеся офицерами внешней разведки Саудовской Аравии и подчиняющиеся непосредственно её главе Бандеру Бен Султану. (7) В настоящий момент армия практически загнала боевиков в район старого города, в котором уже освобождены квартал Аль-Халидия и комплекс старинной мечети Халед Ибн Валид с прилегающим парком, через которые осуществлялась взаимная связь всех захваченных оппозиционерами кварталов Хомса.
Ничего хорошего не предвещает оппозиции и наметившаяся сдача без боя целых сел и городов, ранее контролировавшихся ею. Так, в Хомсе сдались правоохранительным органам вместе со своим оружием 350 боевиков из прилегающих к нему селений Тель-Ашшур, Ар-Рабиа, Аль-Гасбия, Ждейдет Аль-Асы, Ат-Танба и Аль-Мушахада. Они обязались не брать больше в руки оружия и не заниматься никакой деятельностью, «способной нанести ущерб безопасности Родины». (8) Ранее под контроль правительства добровольно перешел стратегически важный город Тель-Калях, находящийся на границе с Ливаном, что полностью отрезало боевиков от получения припасов и живой силы из этой страны. Предполагается, что после падения Хомса эта тенденция получит дальнейшее развитие.
Нарастают противоречия в стане самой оппозиции. В наиболее сложном положении оказалась покровительствуемая Западом Сирийская свободная армия (ССА), в которой были сильны позиции «Братьев-мусульман» и Катара. После того, как «братья» были лишены власти в Египте, а Доха вдруг «сдала» всех своих подопечных, позиции ССА в Сирии резко ослабли. Как пишет The New York Times, на днях подразделения ССА вступили в ожесточенное боевое столкновение с союзниками - джихадистами в г. Дана на сирийско-турецкой границе. Последние обезглавили там двух боевиков из соперничающей группировки и выбросили их тела на помойку, после чего вспыхнула стрельба по всему городу, в результате которой погибли мирные люди, в том числе дети. Присутствие в рядах исламских радикалов непримиримых иностранных наёмников делает труднодостижимым любое единство. Исламисты, например, сообщили, что недавно вытеснили из захваченного ими провинциального центра Ракка принадлежащую к ССА бригаду Фарук (Farouq), «поскольку некоторые ее члены вместо того, чтобы сражаться, пили вино и приставали к женщинам». Фронт «Джебхат ан-Нусра» с другими схожими движениями типа «Исламского государства Ирака и Аль Шама (историческое название Сирии)» повсеместно стремится изгнать силы ССА из сел и городов и установить там законы шариата. При этом группировки, связанные с «Аль-Каидой», за мелкие деньги покупают ничего сейчас не стоящую землю в провинциях Алеппо и Идлиб, пытаясь монополизировать поставки зерна и горючего. (9)
Правда об истинном лице сирийской оппозиции пусть и медленно, но всё же распространяется по миру. Би-би-си 5 июля показала интервью с одним из командиров сирийских повстанцев, неким Абу Сакаром, печально прославившимся ритуальным пожиранием в прямом эфире сердца солдата правительственных войск, признав, что это никакая не пропаганда, а реальный факт. Надо сказать, что указанный персонаж чувствует себя вполне вольготно и в стане оппозиции, и в контактах с западными представителями. Никто ему никаких обвинений не предъявляет, никаким карам его не подвергают, отчего он еще более распаляется. Грозит «поступать с врагами еще более жестоко, отчего все ужаснутся» (10) (съедать, что ли, целиком?). Не хватает ему только, по его словам, западного оружия. А вот с этим действительно наметились некоторые проблемы. От репортажей о людоедах, видимо, стынет в жилах кровь не только у чувствительных людей, но и у мало сентиментальных американских конгрессменов, которые дружно отказали президенту Обаме в праве на поставки оружия сирийской оппозиции.
Тут, конечно, не надо обманываться: у президента США имеется немало возможностей для того, чтобы обойти этот запрет, что сейчас и происходит, - западное оружие в Сирию льется рекой. А следовательно, генералу аль-Фрейджу еще предстоит немало работы.