В мире компьютерных игр грянул громкий скандал: канадская студия Relic выбросила на рынки стран СНГ, включая Россию, дурно пахнущий продукт – игру «Рота героев» («Company of Heroes 2»). Действие происходит во время Великой Отечественной войны, играть предлагается за советского солдата, которого вместе с сослуживцами гонит в бой заградительный отряд. При этом от играющего требуется убивать и сжигать заживо советских солдат, мирных советских жителей, казнить польских партизан…
Правда, скандал заключается не в самом факте появления на рынке игры с таким сюжетом – там это дело обычное. Скандал разразился, когда российские геймеры в массовом порядке (десятками тысяч) стали отказываться от игры и потребовали прекратить ее распространение. Возмущение оказалось настолько массовым и энергичным, что российскому дистрибьютеру компании «1С-СофтКлаб» пришлось приостановить продажи «Company of Heroes 2» на территории Российской Федерации и СНГ.
Один из рецензентов «Роты героев» назвал ее «игрой нацистов». И с ним согласились уже около 40 тысяч человек, поставивших свои подписи под петициями в адрес отечественных и зарубежных дистрибьютеров. Возмущенные геймеры объясняют мотивы своего возмущения: «Достаточно только рассмотреть некоторые моменты, обязательные для выполнения игроком: советские солдаты сжигают в домах мирных советских граждан заживо; советские солдаты беспричинно сжигают и взрывают советских же солдат; советские солдаты расстреливают польских партизан, боровшихся с нацистами».
Мне могут сказать, что речь идет об игре, развлечении. Но это – как посмотреть. Кому-то свойственно, например, смеяться при виде человека, споткнувшегося на лестнице. Что ж, с сочувствием к упавшему можно и улыбнуться. Но как бы вы отнеслись к человеку, который, стоя на лестничной площадке, будет ставить каждому проходящему подножку и всякий раз хохотать при виде катящегося вниз. А здесь – не с лестницы упасть, здесь требуется человека (пусть и виртуального) уничтожить, сжечь живьём. Иначе – не видать тебе выигрыша, как своих ушей. А выиграть очень хочется, ведь никто не вступает в игру, заранее соглашаясь на проигрыш.
Кстати, такое «развлечение» россиянам и их детям предлагают не впервые. В 2010 году на рынке появилась игра «Ни слова на русском» («No Russian»). Ее сюжет незамысловат: группа террористов захватывает в заложники мирных граждан в московском аэропорту Шереметьево. Агент американских спецслужб проникает в группу террористов и участвует в расстреле заложников. Уклониться от этой «миссии» у игрока (а ему и принадлежит роль агента) не получится, иначе он автоматически потерпит неудачу. «Хотите поиграть в террориста и пострелять по мирным гражданам, которые громко визжат? Автоматически проиграешь, если попробуешь помешать своим дружкам-террористам», – иронически подзадоривал игроков журналист американской газеты The Washington Post, которая отнесла эту игру к 15 самым скандальным компьютерным играм «всех времен и народов», сюжет которых, мягко говоря, выглядит безнравственным.
А теперь к существу вопроса.
Расстрел без суда и в СССР времён Сталина был тяжким преступлением. Для совершивших его военнослужащих – еще и воинским преступлением, которое влекло за собой суд военного трибунала и суровый приговор. История войны знает лишь несколько случаев, когда высшие органы государственной власти в законном порядке наделяли конкретных должностных лиц правом расстрела без суда, по единоличному решению. Так, постановлением Государственного Комитета Обороны от 17 июля 1941 г. особым отделам НКВД СССР предписывалось в непосредственной прифронтовой полосе задерживать дезертиров и в отдельных случаях расстреливать их на месте. Такое право получили начальники особых отделов дивизий и выше.
Пользовались этим правом избирательно, пальбы во всех и каждого не было. К середине октября 1941 г., то есть в один из самых тяжелых периодов войны, особыми отделами вне воинских частей было задержано около 650 тыс. военнослужащих. Далеко не все из них добровольно покинули место службы: кто-то отстал во время ночного марша, потерял связь с подразделением во время выхода из окружения, из-за ранения или болезни, отстал от переброшенной в другой район части во время командировки и т.п. Даже в сложных условиях первых месяцев войны с этими причинами разбирались. Расстреляны, в том числе перед строем, были примерно 10200 красноармейцев и командиров (то есть менее 1,5% задержанных), остальные были возвращены в находившиеся на передовой части и с оружием в руках смогли продолжить борьбу с врагом.
Командиры заградительных отрядов, созданных в соответствии с приказом Сталина № 227 «Ни шагу назад!» от 28 июля 1942 г. и поставленных в тылу, как сказано в приказе, «неустойчивых дивизий», также имели право в исключительных случаях расстрелять злостных дезертиров на месте. Но при этом в обязательном порядке сразу же докладывали о своих действиях командованию и военному прокурору, а там вовсе не стремились погладить такого командира по голове.
Итак, в «Роте героев» действуют не законопослушные военнослужащие Красной армии, а преступники. Зачем, с какой целью канадские изготовители такого «продукта» предлагают современному россиянину – любителю компьютерных игр, перевоплотившись в советского солдата, сразу же вообразить себя убийцей-изувером?
Ответ известен. Цель - вывернуть наизнанку, извратить историю Великой Отечественной войны советского народа, переиграть победные итоги войны, поменять местами освободителей и агрессоров (настоящих убийц). А затем – вложить эту большую ложь в умы нынешнего поколения россиян. Назови это как хочешь - идеологической войной, информационным противоборством – суть от этого не изменится.
Обратим внимание: авторы игры – канадцы, то есть представители страны, выступавшей союзницей СССР в годы Второй мировой войны. Сегодня потомки наших бывших союзников создают такой образ советской армии-победительницы, который точно воспроизводит модели гитлеровской пропаганды.
И ещё. В протестах российских геймеров постоянно звучала мысль о том, что игра «Рота героев» оскорбляет чувства ветеранов. Скажу сильнее: это удар по историческому сознанию всех наших соотечественников, независимо от возраста. Удар прицельный, хорошо рассчитанный. Не забудем, что основной потребитель компьютерных игр – подростки, молодежь, и именно в их незрелом сознании пытаются утвердить с помощью таких омерзительных игр образ красноармейца-изверга, красноармейца-убийцы.
«Мы – потомки народа-победителя, воспитанные на уважении и трепетном отношении к подвигу солдат, защищавших свою Родину от нацистской армии, – пишут авторы одной из петиций протеста. – Появление данной игры напрямую затрагивает наши чувства и интересы, поскольку наши дети также без препятствий могут получить к ней доступ».
Готов подписаться под этими словами.