Решение руководства косовских сербов бойкотировать предстоящие в ноябре выборы в местные органы власти Косова переводят ситуацию в треугольнике Белград – Приштина - Брюссель в новое измерение. Высказавшись единогласно на своей сессии в Звечане за неучастие в голосовании, депутаты местной Скупщины фактически вынесли вотум недоверия косовской политике не только Брюсселя, но и Белграда. А это дезавуирует заявления сербского руководства о том, что оно всецело поддерживает своих соотечественников в Косове.
Давление, которое официальный Белград оказывает на сербов Косова, чтобы вынудить их принять участие в выборах, выглядит беспрецедентным. Кульминацией стала встреча в Белграде лидеров косовских сербов с президентом Сербии Томиславом Николичем, на которой глава государства подчеркнул, что «участие в выборах - лучший способ борьбы за государственные и национальные интересы Сербии в Косове». А глава правительства Ивица Дачич заявил, посещая Косовску-Митровицу, что формирование сообщества сербских муниципалитетов на принципах статусной нейтральности в Косове станет «главным способом» борьбы за национальные интересы. [1]
Однако массированный прессинг успеха не возымел. Господствующее среди косовских сербов мнение по поводу неучастия в выборах, организуемых чуждым им косовско-албанским режимом, а заодно и советов (требований) Белграда точнее других выразил Славко Стеванович, один из лидеров косовских сербов: «Мы не хотим конфронтации с Белградом, но мы не можем принять подобный совет, так как наше участие в выборах пойдет вразрез с сербской Конституцией». [2] Одновременно депутаты сербской скупщины Косова и Метохии подвергли резкой критике Конституционный суд Сербии за неспособность высказаться по поводу соответствия брюссельских договоренностей основному закону страны. По их мнению, подобная позиция высшего судебного органа наносит «невосполнимый политический и правовой ущерб» интересам страны и ее граждан. [3]
Анонимные источники в Брюсселе подчеркивают, что считают участие косовских сербов в голосовании 3 ноября по спискам, утвержденным Приштиной, «краеугольным камнем» всех достигнутых до сих пор договоренностей Белграда и Приштины. Это голосование, в успешном исходе которого в Брюсселе до последнего момента не сомневались, должно завершить строительство самопровозглашенной косовской государственности. Всё просто: согласие косовских сербов играть по правилам Приштины автоматически лишит смысла любые дискуссии в Белграде о признании/непризнании Косова. «Не признавать» будет уже нечего и некого. Согласие Сербии признать Косово, по расчетам Запада, дискредитирует позицию России, не признающей косовский режим. В этом и состоит план: сначала вывести из игры косовских сербов, затем Белград и сербские патриотические силы и, наконец, Россию.
И вот теперь план забуксовал. Косовские сербы не польстились даже на «аттракцион неслыханной щедрости» от косовской избирательной комиссии, предлагавшей им проголосовать за пределами Косова. Такая перемена места голосования ничего не изменила бы: как подчеркнул глава внешнеполитического ведомства самопровозглашенной «Республики Косово» Энвер Ходжай, голосование во всех случаях пройдет «на основе косовского законодательства». [4]
Как раз это и стало решающим для косовских сербов, посчитавших свое участие в подобном голосовании предательством своей сербской родины и сербской конституции. Вся многоуровневая косовская конструкция Запада зависла. Ведь если из нее выпадут десятки тысяч косовских сербов, говорить об «окончательном решении» проблемы Косово станет невозможно. Да и официальный Белград окажется в незавидном положении. Ему придётся фактически признать, что, во-первых, договоренности с Приштиной заключались за спиной косовских сербов и без учета их интересов. А во-вторых – что сербское правительство не имеет реальных рычагов влияния на Косовску-Митровицу. И то и другое опасно для имиджа правящей коалиции и лично президента Николича.
Не приходится сомневаться, что в ближайшие недели давление на косовских сербов и из Приштины, и из Белграда возрастет еще больше. Характер такого давления понятен из слов министра по труду и социальным вопросам в косовском правительстве Ненада Расича, призвавшего косовских сербов принять участие в выборах дабы не ставить под удар «восемь миллионов человек в Сербии». [5] Намек прозрачен: мол, за упорство косовских сербов Белграду предстоит расплачиваться остановкой продвижения его заявки о приёме Сербии в Евросоюз. А может быть, всё обстоит как раз наоборот: отказ от попыток загнать страну в Евросоюз и станет главным выигрышем для «восьми миллионов человек в Сербии»? Рассматривает же сейчас правительство Исландии именно такую возможность – отказ от заявки на вступление в ЕС, поданной Рейкьявиком сгоряча три года назад!
Пока что, правда, Белград пытается усилить давление на косовских сербов. Премьер-министр Ивица Дачич пригрозил произвести «кадровые изменения» в сербских структурах Косова и Метохии за их политику, которую он назвал противоречащей «государственным интересам Сербии». [6] Однако и это не устранит очевидного: официальный Белград и община косовских сербов понимают сегодня государственные интересы своей страны по-разному. В том числе в отношении планов вовлечения Сербии в ЕС, ибо для этого требуется сдать косовских сербов на милость косовско-албанского режима полностью и окончательно.