О перегруппировке сил в мире

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Соединенные Штаты, привыкшие зачислять неугодные им государства в число «изгоев», сейчас сами рискуют оказаться в международной изоляции. Статус Вашингтона как мирового политического центра влияния понижается, политика администрации Обамы  в отношении Сирии оказалась недальновидной и стратегически ошибочной. Игра американцев в «полезных врагов», к числу которых отнесены Сирия и Иран, провалилась. Воевать с этими странами на стороне США не желает никто, а претензии Белого дома на доминирование в регионе Ближнего Востока отклоняются всё более решительно…

Недавно сирийский вопрос был в центре внимания саммита Шанхайской организации сотрудничества, проходившего в Бишкеке. Все страны-члены ШОС (России, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан)  высказались за исключительно мирное решение конфликта и одобрили инициативу В. Путина по выходу из сирийского кризиса. Лидеры государств сошлись во мнении, что решать проблему необходимо исключительно мирными методами, дипломатическим путём, без чьего бы то ни было военного вмешательства. То, что главы всех шести государств-членов ШОС единодушно подписали Бишкекскую декларацию, отражающую общую оценку узловых международных проблем,  указывает на высокий уровень их взаимного доверия.

Бишкекская декларация -  это серьёзный аргумент в пользу укрепления правовых основ миропорядка, основанных на общепризнанных принципах и нормах международного права, прежде всего Устава ООН.

Запад, оставаясь в плену иллюзий о всесилии НАТО всё ещё не склонен рассматривать ШОС  как важный фактор международных отношений. В условиях динамичных и фундаментальных перемен в мире подобная закостенелость взглядов не просто ошибочна, она опасна. Для тех, кто продолжает использовать двойные стандарты, напомним, что Шанхайская организация сотрудничества была создана 12 лет назад в целях укрепления стабильности и безопасности на колоссальном геополитическом пространстве, объединяющем не только государства шести постоянных членов, но и также страны-наблюдатели - Афганистан, Индию, Иран, Монголию и Пакистан. Недавно в качестве партнёра по диалогу к сотрудничеству с ШОС подключилась Турция, в этом же статусе в деятельности Организации принимают участие Белоруссия и Шри-Ланка. По оценкам экспертов, ШОС представляет половину человечества, а в географическом отношении – большую часть территории Евразии. Для Вашингтона  это должно было бы служить свидетельством того, что страны Центральной Азии, а также Россия и Китай, Индия и Пакистан, Иран и Афганистан не приемлют курс нынешний администрации США, создающий угрозу военной агрессии в Сирии. Опыт Ирака показывает: после американского вторжения ситуация в стране, подвергшейся агрессии США, становится не просто хуже, она становится катастрофичной.   То же самое, вероятно, произойдёт и после вывода в 2014 году войск коалиции НАТО (ISAF) из Афганистана.

Усугублённый американским вторжением конфликт в Афганистане был одной из важных тем Бишкекского саммита ШОС. Страны Центральной и Южной Азии с тревогой ждут наступления 2014 года. Нестабильность в Афганистане остается определяющим фактором обстановки в регионе. Продолжительность и непримиримый характер конфликта, который имеет давние этнические и религиозные корни, делает афганскую проблему одной из самых злободневных мировых проблем. Сможет ли афганская армия поддерживать хотя бы относительный порядок после того, как американские войска покинут страну? Многие наблюдатели убеждены, что нет.

В отношении Афганистана в Бишкекской декларации подчёркнуто, что ШОС выступает за построение независимого, нейтрального и мирного государства, свободного от терроризма. Национальное примирение должно осуществляться под руководством афганцев и самими афганцами с тем, чтобы способствовать скорейшему достижению мира и стабильности в этой стране. В афганском вопросе, как и в случае с Сирией, государства-члены ШОС поддерживают координирующую роль ООН в международных усилиях по политическому урегулированию и оказанию содействия в восстановлении Афганистана, имеющего во внешней политике всех без исключения государств-членов ШОС приоритетное значение.

Когда-то государства-члены ШОС  пошли навстречу просьбам Вашингтона, предоставив силам Западной коалиции свою наземную инфраструктуру для временного размещения военных контингентов и воздушное пространство для транзита. Среди элементов этой инфраструктуры - киргизский аэропорт Манас, базы французских ВВС и германского бундесвера в Таджикистане и Узбекистане. После ухода американцев и их союзников основная тяжесть поддержки афганского правительства вновь ляжет на Таджикистан, Узбекистан и, вероятно, Туркменистан. Этим странам потребуется помощь более сильных держав. Здесь в первую очередь речь может идти о России и Китае в их тесном взаимодействии с Ираном. В Афганистане Иран традиционно присутствует и экономически, и культурно, и политически больше всех других участников Шанхайской организации сотрудничества. Несмотря на это, Тегеран лишён пока  возможности полноправного членства в ШОС, что объясняют действующими санкциями ООН в отношении ИРИ в связи с его ядерной программой. Однако чем дальше, тем больше это объяснение теряет силу. На саммите в Бишкеке президент Роухани заявил, что Иран готов дать гарантии, что не стремится к созданию ядерного оружия. Достаточно ли этого для пересмотра устаревшего решения об отказе в приеме в постоянные члены ШОС, покажет время. Пока Иран подтверждает своё стремление к полноправному членству в Шанхайской организации сотрудничества.

Участие Тегерана в Бишкекском саммите ШОС рассматривалось и как первая возможность продемонстрировать миру новое лицо иранской дипломатии. У президента Хасана Роухани была возможность успешно стартовать на международной арене именно в Бишкеке, где в дополнение к мероприятиям ШОС состоялась его первая личная встреча с президентом России Владимиром Путиным. Основная тема – иранская ядерная программа, в отношении которой иранский президент заявил, что Тегеран хочет скорейшего решения этой проблемы в рамках международных норм и ждет от России новых шагов в этом направлении. В.Путин в свою очередь подчеркнул, что «Иран, как любое другое государство, имеет право на мирное использование урана, в том числе его обогащение».

В центре встречи российского и иранского президентов была Сирия.  Позиции двух стран полностью совпадают в том, что любое иностранное военное вмешательство не только приведет к эскалации насилия в самой Сирии, но и может распространить его на весь регион. Иран -  близкий союзник Дамаска, и без его участия дипломатическое решение сирийской проблемы невозможно. Кроме того, Владимир Путин и Хасан Роухани одобрили решение Сирии подписать международную конвенцию о запрете химического оружия, а также согласие Дамаска на передачу своего химического арсенала под международный контроль. И ещё очень важный пункт: президент Роухани считает необходимым, чтобы все государства Ближнего Востока ликвидировали имеющиеся у них запасы оружия массового уничтожения. А когда об этом говорят в Тегеране, то подразумевают, прежде всего, Израиль.

В 1992 году правительство Израиля подписало Конвенцию о запрещении химического оружия, но израильский парламент так и не ратифицировал её. Вопрос о присоединении Израиля к Конвенции может быть поднят Россией и Ираном в любой момент – именно в связи с отказом от химического оружия  Сирии. Ранее Израиль заявлял, что не готов отказаться от такого оружия до тех пор, пока оно есть у недружественных ему соседей. Имелась в виду прежде всего Сирия. Теперь ситуация изменилась, и оправданий своей приверженности к оружию массового уничтожения у еврейского государства   не остаётся. Интересно было бы увидеть реакцию администрации Обамы на российско-иранскую инициативу в ООН о постановке израильского оружия массового поражения под международный контроль.

В целом саммит Шанхайской организации сотрудничества, проведенный на фоне обострения ситуации вокруг Сирии, продемонстрировал возросшее влияние ШОС на формирование новой региональной системы безопасности. Вероятно, пришло время рассмотреть вопрос о придании статуса полноценного члена ШОС не только Ирану, но и другим странам-наблюдателям, членство которых позволило бы в полной мере использовать их политические и экономические возможности в интересах обеспечения безопасности в Центральной и Южной Азии.

Статьи по теме