По сообщениям израильских разведывательных источников, в ночь на 7 октября сирийская правительственная армия начала новое наступление – на этот раз на юге. Две танковые бригады (около 200 танков и БТР) двинулись в направлении Эль-Кунейтры. Как полагают израильтяне, ближайшей целью данной крупномасштабной операции является освобождение от мятежников территорий, прилегающих к оккупированным Голанским высотам. В результате должна быть пресечена всякая связь незаконных вооружённых формирований с армией Израиля и прекращено получение ими израильской военной помощи… В последующем данная группировка предположительно выдвинется в стратегический треугольник иордано-израильско-сирийской границы в провинции Дераа, чтобы пресечь создание в этой зоне плацдарма интервенционистских и мятежных сил для удара по Дамаску. Места их базирования уже подвергаются налетам сирийских ВВС.
До сих пор командование сирийской армии страны избегало таких крупных операций в этом регионе, опасаясь спровоцировать израильское или иорданское вторжение, но, как полагают военные аналитики, после достигнутого при помощи России решения «химической проблемы» оно обрело уверенность и настроено добиваться полной победы.
В Иордании уже переведены в состояние боевой готовности размещенные вдоль границы с Сирией две армейские дивизии. Кроме того, к границе Иордании придвинута саудовская танковая дивизия, готовая ускоренным маршем пройти через иорданскую территорию в направлении Сирии. Настораживают распространенные в СМИ данные о том, что саудовцы передали на территории Иордании сирийским мятежникам около 100 танков, что, скорее всего, может означать присутствие, по крайней мере, одной саудовской танковой бригады непосредственно у границ Сирии, возможно, с экипажами, переодетыми в сирийскую форму. Однако эти действия, по-видимому, уже запоздали.
Амман является важным региональным союзником США и ключевым звеном его сирийской стратегии. Он одним из первых среди арабских столиц призвал к отставке Башара Асада, что объясняется сложным наследием отношений между Сирией и Иорданией. Враждовали еще отцы нынешних лидеров двух стран - президент Хафез Асад и король Хусейн. Территория Иордании использовалась иностранными, в первую очередь британскими, спецслужбами для ведения подрывной деятельности против Сирии с 1960-х гг. С 1982 г. она стала тыловой базой для действий сирийских «Братьев-мусульман». Нынешнее вооруженное противостояние в Сирии началось именно с мартовских событий 2011 г. в приграничном с Иорданией городе Дераа, через который проходит второй по значимости контрабандный канал снабжения оружием мятежных сил.
Перенос центра тяжести боевых действий на юг Сирии означает, что сирийское военное командование во главе с министром обороны генералом Аль-Фрейджем вновь переигрывает своих многомудрых оппонентов из Пентагона, стоящих за маневрами вооружённой оппозиции. Наметив за последние несколько месяцев главное направление своего удара на севере страны у Алеппо и в центре у Хомса, сирийские генералы, видимо, намеренно создали у противника ощущение, что они оставляют малозащищенным Дамаск, что оказалось неверным. В надежде на то, что армия завязнет на севере, мятежники при поддержке Запада и арабских монархий, включая Иорданию, скрытно накапливали силы в районе столицы и в расположенной в сотне с небольшим километров от нее зоне иордано-сирийской границы. Увидев это, сирийское армейское руководство приостановило активные действия в направлении турецкой границы, сконцентрировавшись на защите Дамаска. По разным оценкам, к концу августа в предместьях столицы в Восточной Гуте и Западной Гуте сосредоточились от 17 до 25 тысяч мятежников, готовых ворваться в центр Дамаска, вслед за чем должен был бы последовать прорыв их основных сил со стороны Иордании. Превентивное наступление правительственных войск на эту группировку было намечено как раз на день 21 августа. Проведенная перед наступлением химическая атака, видимо, и была направлена на его срыв. В последние дни появилась информация о том, что за провокацией с химоружием, возможно, стоят саудовские спецназовцы, проникшие в Сирию через территорию Иордании и действовавшие совместно с боевиками террористической группировки «Лива аль-Ислам».
Данная провокация действительно затормозила процесс разгрома ударной группировки боевиков вокруг сирийской столицы, но не более того. Освобождая в упорных боях квартал за кварталом Большого Дамаска, сирийская армия сейчас почувствовала себя готовой и к ликвидации опасного клина, выдвинутого со стороны Иордании. Сирийское руководство прекрасно понимает, что хотя Вашингтон и был вынужден умерить свои воинственные заявления в адрес Сирии, но планов свержения режима не оставил и только ждет благоприятного момента.
В условиях, когда границу Сирии с Турцией на значительном протяжении на востоке взяли под контроль курдские отряды, а на западе – джихадисты, ориентированные на «Аль-Каиду», реализация американского замысла захвата Дамаска силами прозападной Сирийской свободной армии (ССА) переместилась на юг, в Иорданию. Арабские СМИ сообщают о «продолжающемся развертывании вдоль всей 370-километровой границы с Сирией» иорданских и американских подразделений. Кувейтская газета Al-Rai, например, пишет о том, что в районе города Рамта сосредоточен боевой кулак из нескольких тысяч солдат и десятков танков. Рамта находится всего в нескольких километрах от сирийского города Дераа. Канал Sky News Arabia сообщил, что иорданские войска на протяжении нескольких месяцев «готовились к операции в условиях, идентичных сирийским». Целью наземной операции может стать создание «буферной зоны» в Дераа.
Некоторые арабские источники утверждают, что, вопреки официальным заявлениям Вашингтона об «ограниченном» характере готовившейся операции против Сирии, речь с самого начала шла о чём-то значительно большем, чем удар «Томагавками» по Дамаску и окружающим его военным базам. Они подтверждают информацию о том, что на границе с Сирией сосредоточены две танковые группировки – одна иорданская и одна саудовская. К границе переброшены также 3 тысячи боевиков Сирийской свободной армии, которых на протяжении последних нескольких месяцев обучали инструкторы ЦРУ. Целью вторжения должно стать не только создание «буферной зоны», но и провозглашение временного правительства на «освобожденной территории» и создание непосредственной угрозы Дамаску при взаимодействии с исламистскими группировками. Вдоль границы с Сирией размещены батареи Patriot на случай ответного сирийского удара. Сообщается также о возможности в случае удара по Сирии использования авиабаз и радарных станций в северной Иордании. Одновременно сообщается о переброске на север Иордании большого количества военных самолетов и беспилотников.
Анонимные источники газеты Washington Post сообщили, что в последние несколько недель ЦРУ направило дополнительные военизированные группы на секретные базы в Иордании, чтобы удвоить число обучаемых там американскими инструкторами и получающих от США оружие боевиков. В Вашингтоне опасаются, что «умеренные повстанцы» быстрыми темпами теряют позиции в войне. По словам источников газеты, в настоящий момент цель операции ЦРУ определяется стремлением Белого дома к циничному сценарию, при котором противоборство зайдёт в тупик, а победителя не будет. Поддержка ЦРУ может оказаться достаточной для того, чтобы повстанцы не проиграли, но недостаточной, чтобы они выиграли, пишет Washington Post. Вероятно, имеется в виду, что в Иордании, по всей видимости, остаются прибывшие туда в начале июня 2013 года в порт Акаба 1000 американских морских пехотинцев из 26-го экспедиционного отряда, которых затем перебросили на сирийско-иорданскую границу.
Пользуясь сосредоточением правительственных сил в районах Алеппо и Хомса, а также развертыванием операции по освобождению пригородов Дамаска, обученные американцами подразделения мятежников в конце сентября уже захватили пограничные переходы на сирийско-иорданской границе и на ряде участков расширили плацдармы вглубь провинции Дераа. Командиры ССА признавались, что их целью является захват стратегического шоссе Амман – Дамаск. Однако начавшееся контрнаступление правительственной армии, по-видимому, поставит предел успехам мятежных сил в данном районе.
При этом заверения Запада о поддержке в Сирии «умеренной оппозиции» не выдерживают никакой критики - на деле западные державы всё больше помогают самым отъявленным джихадистам. Так, по сообщениям общеарабской газеты Al-Hayat, решающую роль в захвате пограничных переходов на сирийско-иорданской границе сыграли исламисты из Джабхат ан-Нусра. То есть миф о том, что прозападная оппозиция не сотрудничает с «Аль-Каидой» и способна чего-то добиться самостоятельно, оказался несостоятельным и здесь. Лидер иорданских салафитов Мухаммед Шалаби (Mohammed Shalabi), известный также как Абу Сайяф, активно участвующий в войне на стороне сирийских мятежников, откровенно признает, что как только сирийского президента устранят, он и его соратники потребуют от прозападной ССА немедленно сложить оружие и приступят к строительству исламского государства. Кстати, в прошлом Абу-Сайяф был причастен к организации террористических атак против американских войск в Иордании. И, похоже, с тех пор свои убеждения не изменил.