США и НАТО на Дальнем Востоке

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Последнее азиатское турне министра обороны США Чака Хейгла (уже третье по счету!) и госсекретаря Джона Керри, побывавших в Японии и Южной Корее,  продемонстрировало намерения США укреплять свои стратегические позиции на Дальнем Востоке.

В Японии будет создана новая военная база США, где разместятся беспилотники Global Hawk. США направят в Японию две эскадрильи MV-22 Osprey, впервые за пределами США будут задействованы патрульный самолет ВМС P-8 и штурмовики F-35B. Новое американо-японское соглашение предусматривает  также размещение в Японии корпуса морской пехоты США, создание новой "рабочей кибергруппы" и установку радиолокационной системы TPY-2 для усиления японских средств ПВО…

БПЛА Global Hawk (радиус действия – 4400 км, высота – 18 тысяч метров) позволяют следить как за Китаем, так и за российским Дальним Востоком, получать оперативные сведения о перемещениях техники и воинских частей, дислоцированных в регионе, маршрутах российских судов, а также следить за темпами ведения работ на космодроме "Восточный". К этому следует добавить наступательные кибервозможности. С 2008 г. в американском военном словаре существует термин «ковровые бомбардировки в киберпространстве». Беспилотники могут производить такие «бомбардировки» путём направленного применения вредоносных помех, искажения трафика в эфире и т.д.

Расширяет свои возможности в этом регионе и НАТО. В штаб-квартире альянса уже заявили о полной поддержке американской политики в АТР. По словам генсека НАТО Андерса Фог Расмуссена, «Североатлантический союз не планирует  долгосрочного военного присутствия в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но намерен всесторонне укреплять там сотрудничество со своими партнерами».

При этом в Брюсселе стараются охватить таким «сотрудничеством» максимальное количество стран региона, несмотря на существующие между ними противоречия.

Идея «глобальной НАТО» нацелена на охват в перспективе зоной ответственности альянса огромной дуги от Средиземноморья через Афганистан, Пакистан и Индию до Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Уже 2012 г. Сингапур и Малайзия, не являясь членами альянса, отправляли свои военные контингенты для участия в операциях НАТО.  НАТО ведёт также переговоры о взаимодействии с Брунеем, Камбоджей, Индонезией, Лаосом, Мьянмой, Филиппинами, Вьетнамом и Таиландом.

В 2012 году несколько стран, именуемых «глобальными партнерами» НАТО, заключили с альянсом индивидуальные программы партнерского сотрудничества. Это Монголия, Новая Зеландия, Республика Корея и Ирак.  В том же году была подписана совместная политическая декларация НАТО - Австралия, свидетельствующая, по натовским оценкам, о «решимости углублять сотрудничество в целях противодействия общим угрозам». А в апреле 2013 года аналогичную декларацию подписали генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен и премьер-министр Японии Синдзо Абэ.

Все эти инициативы имеют в виду в первую очередь кризисные ситуации в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях и носят выраженную антикитайскую направленность. Марвин Отт, эксперт ЦРУ по Восточной Азии и заместитель главы Комитета сената по разведке считает, что «действенные меры по борьбе США с китайскими амбициями предполагают разработку довольно изысканной стратегии» (1), которая должна состоять из шести пунктов.

1. Одной из центральных задач стратегии США являются уход от двустороннего противостояния с Китаем и создание в Юго-Восточной Азии «комплексной» системы сдерживания, включающей ряд стран АСЕАН, каждая из которых защищает свои интересы. 

2. Контроль над морскими линиями коммуникаций относятся к числу жизненно важных американских интересов.  

3. Стратегия США должна опираться на Конвенцию ООН по морскому праву (заметим, что до настоящего времени США не подписали эту конвенцию).

4. Механизмы АСЕАН и "АСЕАН-плюс" обеспечивают дополнительный и важный элемент «комплексности» в системе «сдерживания Китая».

5. Важным элементом стратегии в перегретой региональной обстановке является укрепление Тихоокеанского командования США (PACOM), учитывая, что в течение четырех десятилетий с момента завершения войны во Вьетнаме Тихоокеанское командование не вело военные действия.

6. Успешная стратегия должна строиться на тесном взаимопонимании с правительствами стран региона. Это потребует серьезных «стратегических обменов» на многих уровнях с партнерами НАТО в АСЕАН (в области обороны, иностранных дел, разведки и работы аналитических центров), а также с другими странами (Австралия, Индия и т.д.). Пентагон уже инициировал в регионе несколько "стратегических диалогов" (Вьетнам, Малайзия и др.), требующих дальнейшего развития.

Эти выкладки эксперта из ЦРУ позволяют лучше понять планы США в АТР. Пресловутая «комплексность» военного строительства США на Тихом океане может быть достигнута не иначе как ценой ухудшения отношений с Китаем тех стран, которые «клюнут» на стратегические предложения Вашингтона. Тем временем традиционные опорные пункты США (прежде всего, Япония и Австралия) будут укрепляться и дальше, превращаясь в зоны постоянного присутствия Пентагона, ЦРУ и АНБ. Денег на это Вашингтон жалеть не будет.



(1) Marvin C. Ott. The Imperative for an American Strategy for Southeast Asia. September 2013. http://www.fpri.org/articles/2013/09/imperative-american-strategy-south…

 

Другие материалы