Ровно 360 лет назад, 8(18) января 1654 года, в городе Переяславе (ныне Переяслав-Хмельницкий Киевской области) состоялось собрание представителей запорожского казачества во главе с гетманом Богданом Хмельницким, на котором было всенародно принято решение об объединении территории, находившейся под властью запорожских гетманов (Войско Запорожское), с Русским государством. Решение Переяславской рады было закреплено присягой на верность Великому государю, царю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Руси самодержцу. Польские СМИ, осовременивая и отчаянно политизируя это историческое событие, встречают 360-летие Переяславской рады оповещениями о том, что «Украина не имеет счастья в своей истории в части суверенного государственного существования»…
У польских комментаторов можно наблюдать поразительное сближение событий, отстоящих друг от друга на 360 лет. Роковым, пишут они, стал день 21 ноября (2013 года), когда в Киеве приняли «историческое решение» (имеется в виду решение приостановить подготовку к подписанию Соглашения об ассоциации Украины и ЕС) и стали ждать визита «очередного Василия» (имеется в виду дипломат Василий Бутурлин, полномочный представитель Русского самодержца на Переяславской раде). Это «черный день для Европейского союза и для Украины… Это важный шаг в истории российской имперской политики, это решение проблемы Крыма и базы Российского Черноморского флота, это контуры… будущей российской энергетической политики для Европы, это также возвращение державного мышления в Кремль и в российское общество».
Польские авторы уже несколько месяцев подряд упорно и угрюмо проводят аналогии между днем сегодняшним и событиями 360-летней давности. Напоминают, что «поздней весной 360 лет назад Россия начала концентрацию войск на границе Речи Посполитой, результатом чего стал «потоп» (имеется в виду польско-русская война 1654-1667 гг. – прим. Н.М.), более разрушительный и ужасный, чем приснопамятный шведский». Можно прочитать в польских СМИ и о том, что «Московская рада Януковича и Путина является подтверждением рады Переяславской, а наивные фантазии майданщиков ничего не изменят».
Интересно также отметить, что акцентируют современные польские авторы в своих исторических трактовках Переяславской рады.
Во-первых, всё время идёт апелляция к союзу поляков и крымских татар. Констатируя «историческое значение» события в Переяславе для русских, как о том свидетельствует «передача Крыма в руки Украинской ССР» в 1954 году, в 300-летнюю годовщину Переяславской рады, мусульманам Крыма напоминают, что Польша сумела удержать часть Украины и после Рады, поскольку «к счастью, татары (а именно Крымское ханство) заняли сторону Польши и подписали с ней трактат». Сегодня в Варшаве об этом хорошо помнят. В том числе и поэтому в 2013 году в польской столице прошел целый ряд мероприятий, вроде пресс-конференции по защите прав крымских татар, участие в которых, наряду с председателем Союза польских татар Селимом Хазбиевичем, руководителем отдела внешних связей крымско-татарского меджлиса Али Хамзиным и др., приняли влиятельные польские политики вроде Леха Валенсы и бывшего министра внутренних дел Ядвиги Хмеловской. Немногим ранее в Симферополе были открыты пункт по оформлению виз и Генеральное консульство Республики Польша. Оба учреждения демонстрируют сегодня образцовую активность в общественной и культурной жизни Крымской автономии и Севастополя, особенно в части сотрудничества с крымско-татарским меджлисом и дискредитации русских общественных организаций. Надо заметить, что Польша стала вторым после Российской Федерации государством, консульство которого в Крыму получило статус генерального.
Во-вторых, польская пропаганда настойчиво проводит прямые аналогии между средневековьем и современностью. В польских СМИ можно прочитать о том, что «московские оккупанты» «никогда не вернули нам (полякам. – Н.М.) Киев», а после Рады в Переяславле они, оказывается, вывезли на восток всю благородную шляхту и умелых ремесленников и «охлоповали» («окрестьянили») Белоруссию, да так, что «этот край и по сей день сельский». Затем (слушайте, слушайте!) «эти методы изыскания дармовой рабсилы усовершенствовал Сталин в советских концлагерях, поскольку традиция не исчезает». Короче говоря, читатель этих писаний должен усвоить, что российские методы установления контроля над украинными и белорусскими землями Речи Посполитой (а вы думали, чьи это земли?) были отработаны «задолго до Петра Великого», и «эти методы не изменились и по сей день».
В-третьих, очень осторожно попеняв Брюсселю за то, что предложенное Европейским союзом Украине «Соглашение об ассоциации – это огромное ничто» (дескать, «Турция заключила такое же аж в 1963 году и до сих пор ничего из этого не последовало»), польские авторы констатируют, что Украина отбросила это «бессодержательное предложение» и приняла предложение России, ибо «ЕС еще долго будет не готов принять в свой состав столь крупные государства». Поскольку, мол, «Украина в русской версии – это крупнейшее в Европе после России государство, с размерами, которые даже не снились Хмельницкому или Петлюре».
Современная карта, показывающая, что польские авторы называют «Украиной в русской версии»
И, наконец, жителю современной Украины будет небезынтересно узнать, как он выглядит в глазах польских комментаторов, сближающих результаты Вильнюсского саммита в ноябре 2013 года, российско-украинские соглашения, подписанные в Москве в декабре того же года и 360-летнюю годовщину Переяславской рады. Современные украинцы, пишет польский автор, «очевидные глупцы, ибо не выбрали Польшу» (oczywiscie glupi, bo nie wybrali Polski), ну а причина этой глупости малороссов заключалась в том, что «Украина выбрала направление еще 360 лет назад» (Ukraina wybrala kierunek juz 360 lat temu).