22 января открывается международная конференция по Сирии «Женева-2». Примет ли в ней участие Иран? Глава МИД ИРИ Джавад Зариф отвечает уклончиво: «Если нас пригласят, мы будем участвовать, если нет - не будем». Иллюзорная оттепель в отношениях между Вашингтоном и Тегераном и убедительное выступление новой иранской дипломатии на переговорах по иранской ядерной программе не изменили позицию США, отклоняющих участие Ирана в конференции. Ни поддержка приглашения Ирана со стороны Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, ни обсуждение этого вопроса Сергеем Лавровым с Джоном Керри не убедили администрацию США в целесообразности иранского участия, что вполне можно воспринимать как каприз.
Успех «Женевы-2» возможен лишь при условии представительности её участников, среди которых Иран по степени своего влияния на кризис в Сирии - в числе первых. Тем не менее, оставаясь на авансцене сирийских событий, Тегеран оттеснён за рамки международных усилий по урегулированию конфликта. Со стороны Вашингтона это выглядит провокацией в адрес Ирана и желанием досадить Москве, не принимая одно из ее предложений по составу участников конференции. … А ведь сомнения, с одной стороны, в полезности такой конференции без участия Ирана, с другой - в готовности Тегерана содействовать урегулированию сирийского конфликта после «Женевы-2», организованной без его участия, очень серьёзны.
Сергей Лавров особо подчеркивает, что предстоящий диалог - это лишь один из раундов переговоров, которые не закончатся, а только начнутся 22 января. Прошедший на днях в Москве обмен мнениями Сергея Лаврова и Джавада Зарифа, а затем трёхсторонняя российско-иранско-сирийская встреча здесь с участием министра иностранных дел Сирии Валида Муаллема показали, что все три страны выступают за то, чтобы Сирия сохранила суверенитет, чтобы были обеспечены её территориальная целостность и равные права всех этнических и конфессиональных групп. Говорить о появлении какого-то нового «трёхстороннего» проекта нет оснований, но Белый дом занервничал, опасаясь снова оказаться в роли статиста. Ведь после прошлого визита Валида Муаллема в Москву была оглашена инициатива по химическому разоружению Сирии, а сейчас к консультациям на Смоленской площади подключился ещё и главный дипломат Ирана. Сергей Лавров успокоил позвонившего ему Джона Керри: «Нам нечего скрывать, нет никакой скрытой повестки дня». И Москва, и Тегеран, и Дамаск исходят из того, что если «Женева-2» не состоится, страдания людей продолжатся и обстановка на Ближнем Востоке станет ещё менее безопасной. Остается вопрос, какой цели хотят достичь США, не допуская Иран на конференцию.
Джон Керри не отрицает, что Иран может сыграть важную роль в разрешении сирийского кризиса, но лишь как неформальный участник конференции. Западные союзники США настаивают на том, чтобы Иран согласился с принципами формирования переходного правительства в Сирии, а также обратился к Дамаску с призывом прекратить бомбардировки и открыть гуманитарный коридор для оказания помощи беженцам. Верховный лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи предупреждает, что «конференция, безусловно, провалится и будет безрезультатной без присутствия Ирана». Он указал, что Вашингтон не изменил свою позицию по односторонней поддержке противников Башара Асада.
Действительно, США в этом вопросе сомкнулись с сирийской оппозицией, категорически настаивающей на исключении Ирана из списков участников «Женевы-2» по той причине, что Тегеран оказывает сирийскому режиму военную и политическую помощь. А разве США и их региональные союзники не помогают сирийским боевикам, поднявшим мятеж против правительства? Разве общий план, составленный Ираном и Россией для добровольного химического разоружения Сирии и принятый Башаром Асадом, не предотвратил совместную военную операцию против Сирии силами США, Израиля, Франции, Великобритании, Турции и Саудовской Аравии?
В то же время ни Москва, ни Тегеран не возражают против участия в «Женеве-2» Королевства Саудовской Аравии (КСА) – и это притом, что саудиты бросают мировому сообществу один вызов за другим. Не согласившись с отказом от военной операции против Сирии, Саудовская Аравия демонстративно отказалась от почетного места непостоянного члена Совета Безопасности ООН. Не менее радикально Эр-Рияд отнёсся к международным инициативам по иранской ядерной программе. Саудиты открыто поддерживают смену режима в Дамаске и не жалеют денег на вооружение оппозиции. КСА выступает одним из самых ярых противников Башара Асада и его режима, став главным спонсором терроризма в Сирии. Разве своей повсеместной поддержкой международного терроризма Саудовская Аравия не заслужила введения против неё санкций ООН и принудительных ограничений не менее жёстких, чем, к примеру, нефтяное эмбарго США и Евросоюза против Ирана?
Однако возможность негативной реакции со стороны ООН Эр-Рияд, похоже, не пугает. У королевской семьи есть уверенность, что Вашингтон и его европейские союзники и дальше будут сквозь пальцы смотреть на действия саудовских властей в регионе. Хотя бы по причине финансовой привязки США и ведущих стран Европы к заказам Эр-Рияда на вооружение. К примеру, только из США по уже заключенным контрактам предстоят поставки оружия на сумму 60 млрд. долларов. Ожидается, что в ближайшие годы Саудовская Аравия почти в три раза увеличит закупки вооружений, и её главным поставщиком опять же будут США.
Дополнительно к гигантским расходам на перевооружение своей армии Эр-Рияд готов вооружать и другие страны региона, покупая их лояльность. К примеру, Саудовская Аравия обещала ливанской армии финансовую помощь в размере 3 млрд. долларов для закупки вооружений во Франции. От Евросоюза требуется снять эмбарго на поставки оружия сирийской оппозиции, так как КСА планирует сформировать две армии, предназначенные для военной агрессии против Сирии и движения «Хезболла» в Ливане. Ожидать конструктивного участия КСА в процессе мирного урегулирования сирийского кризиса не приходится. Эр-Рияд принял решение руками своих ставленников начать против Сирии прямую военную агрессию. В осуществление этого проекта будут вовлечены армии наемников. Первая армия со штаб-квартирой в Эр-Рияде будет насчитывать 50-75 тыс. человек. Основной её состав и всё командование будут набраны из саудовцев. Вторая армия будет насчитывать 50 тыс. наемников-интернационалистов, в перспективе ее численность может быть увеличена в 2-3 раза. Саудовская Аравия, невзирая ни на какие международные усилия, по-прежнему пытается свергнуть законное правительство Башара Асада средствами террора.
Сегодня мы наблюдаем перестройку глобальной террористической сети, появление большого количества новых, напрямую не связанных друг с другом группировок. Многие из них поддерживаются и финансируются монархиями Персидского залива. Это делает актуальным для США и НАТО пересмотр отношений с их союзниками на Ближнем Востоке. Речь идёт не о выборе между Ираном и Саудовской Аравией, речь идёт о выборе между террором и дипломатией, между войной и миром.