На прошлой неделе несколько стран стали инициаторами нового проекта резолюции СБ ООН по Сирии. Формально застрельщиками выступили непостоянные члены Совбеза Австралия, Люксембург и Иордания, хотя авторство трёх западных держав - постоянных членов СБ ООН США, Великобритании и Франции - не скрывается. Первоначально проект резолюции был представлен на обсуждение экспертов, но уже через два дня к его лоббированию подключилась заместитель Генерального секретаря ООН В.Амос. К антисирийской коалиции В.Амос присоединилась ещё в ноябре прошлого года, когда она начала проводить ежемесячные брифинги, на которых постоянно говорила об ухудшении гуманитарной ситуации в Сирии.
Конечно, гуманитарная ситуация в Сирии катастрофическая. Согласно официальной статистике ООН, с октября 2013 года по январь 2014 года количество погибших в сирийской войне увеличилось на 36% (со 100 тысяч до 136 тысяч, из которых 11 тысяч – дети). Количество беженцев увеличилось на 11% (с 2,2 миллиона до 2,5 миллиона человек). Количество внутренне перемещённых лиц увеличилось на 55% (с 4,2 миллиона до 6,5 миллиона человек). Около 10 миллионов человек нуждаются в оказании гуманитарной помощи, особенно четверть миллиона человек, находящихся в осаждённых городах и сёлах.
Своеобразие позиции В.Амос заключается в том, что обвиняется в этом исключительно правительство Сирийской Арабской Республики. Трудно не заметить, что антисирийские мотивы в деятельности заместителя Генерального секретаря ООН стали раздаваться практически сразу с началом успешного процесса по ликвидации химического оружия САР и усилились с началом переговоров «Женева-2». Именно в это время и началась подготовка нового проекта резолюции Совбеза.
Первоначально западный проект был представлен России и Китаю 6 февраля, и его обсуждение на встрече постоянных членов Совета планировалось уже на следующий день. Представители России и Китая не явились на это заседание, справедливо расценив такую спешку с обсуждением проекта как давление. Не явились они на заседание и 10 февраля. Впрочем, позднее Китай сделал изящный дипломатический ход, согласившись встретиться отдельно со спонсорами проекта (то есть только с представителями Австралии, Люксембурга и Иордании). После встречи представитель КНР заявил, что действия Совета Безопасности ООН могут помешать идущим переговорам «Женева-2».
Россия же вообще отказалась обсуждать проект. Представитель РФ заявил, что предложенный текст не годится даже в качестве основы для дальнейшего обсуждения. Он добавил, что данный проект не принесёт никакой пользы и что необходимо сосредоточиться на вопросах терроризма.
Что же предложили западные члены СБ ООН и их союзники?
Во-первых, в проекте установлен крайний срок для полного выполнения Женевского коммюнике от 30 июня 2012 года. Обратимся к тексту коммюнике. В нём достаточно много пунктов, но главным из них является передача политической власти. (1) Во-вторых, в проекте содержится требование к руководству Сирии о полном выполнении так называемого заявления президента Башара Асада от 2 октября 2013 года. Проект резолюции содержит призывы к полному выполнению положений и других документов.
Речь идёт о новой тактике, избранной западными членами Совбеза. Если предыдущие проекты, на которые было наложено вето России и Китая, отличались топорностью и прямолинейным напором, то сейчас ситуация существенно изменилась. Новый проект гораздо тоньше обеспечивает главную цель Запада, периодически представляющего в СБ ООН проекты антисирийских резолюций. Эта цель - дискредитация России на международной арене, а заодно дискредитация ООН как организации, якобы потерявшей способность выполнять свои функции по поддержанию международного мира и безопасности… (2)
Теперь текст не столь прямолинеен и, главное, он учитывает ряд постоянных возражений России по предыдущим проектам резолюций. Так, например, новый проект предусматривает осуждение использования осад, содержит призыв о нейтралитете при оказании медицинской помощи ко всем сторонам конфликта. В новом проекте содержится осуждение терроризма и участие иностранных боевиков (названных, правда, весьма нейтрально – «foreign fighters»). Там же можно найти призыв к оппозиции сохранять её неприятие терроризма. Под эти усыпляющие бдительность призывы и осуждения в раздел о терроризме попадает требование к «Хезболле» немедленно покинуть Сирию.
Постепенно, однако, показная объективность спонсоров проекта резолюции улетучивается, когда текст вновь предлагает осудить незаконные тюремные заключения и пытки «в сирийских тюрьмах», то есть указывает именно на власть, а не на боевиков. Отметим, что «незаконное тюремное заключение» и «пытки» могут являться как обычными общеуголовными преступлениями, так и международными преступлениями. Если речь идёт о мирном времени, то это преступления общеуголовные и преследуются они по внутреннему праву государства. Однако если эти преступления совершаются во время вооружённого конфликта (особенно международного), то они становятся международными и, соответственно, подлежат юрисдикции международных уголовных судов. Той же цели служит указание в тексте проекта резолюции на «использование голода как средства ведения войны». Это явное цитирование положений Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года, а значит, попытка притянуть к сирийскому конфликту Международный уголовный суд.
То есть упоминание о «пытках в сирийских тюрьмах» и «использование голода как средства ведения военных действий» юридически готовят передачу ситуации в Сирии в Международный уголовный суд (МУС). Этот ход сделан с расчётом на то, что применение Россией вето при голосовании о передаче ситуации в Сирии в МУС ударит по репутации России как государства, которое якобы препятствует «наказанию лиц, виновных в совершении международных преступлений» и борьбе с «гуманитарной катастрофой» в Сирии.
Наконец, проект содержит указание на применение силы. Так, устанавливается 15-дневный срок для исполнения всех требований западных членов Совбеза. В случае невыполнения таковых в проекте содержится упоминание о возможности введения «мер по статье 41 Устава ООН». Данная статья устанавливает довольно широкий спектр мер, являющихся по существу санкциями. Статья 41 Устава ООН гласит, что Совет Безопасности может сам решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и он может потребовать от членов Организации применения этих мер. Эти меры могут включать полное или частичное прекращение экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других сообщений, а также разрыв дипломатических отношений. Как видим, список возможных санкций весьма разнообразен, а главное, он не является закрытым, то есть Совет может принять и любые другие меры.
Россия и Китай совершенно обоснованно отклонили указанный проект резолюции, не позволив использовать Совет Безопасности в качестве орудия эскалации конфликта.
Любопытно, что практически те же члены СБ ООН, которые официально и неофициально разрабатывали проект резолюции, (3) одновременно обратились и в Генеральную ассамблею ООН, создав таким образом параллельное обсуждение своего проекта. Такой шаг изящной работой уже не назовёшь. Подобные действия членов СБ ООН - авторов проекта новой антисирийской (и антироссийской) резолюции прямо нарушают положения Устава ООН, статья 12 которого гласит: «Когда Совет Безопасности выполняет возложенные на него настоящим Уставом функции по отношению к какому-либо спору или ситуации, Генеральная ассамблея не может делать какие-либо рекомендации, касающиеся данного спора или ситуации, если Совет Безопасности не запросит об этом».
Новый проект резолюции по Сирии является всего лишь несколько подшлифованной версией всё той же топорной работы, которой Запад занимается в последние годы в Совете Безопасности ООН.