О противоречиях между Вашингтоном и Берлином по украинскому вопросу

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Соединенные Штаты упорно подталкивают киевский режим к использованию военной силы против протестующего Донбасса. В связи с этим возникает сомнение: действительно ли Вашингтон озабочен судьбой киевской хунты? Не провоцируют ли США напряженность на украинско-российской границе для достижения иных целей, лежащих не столько в плоскости отношений с Россией, сколько в области отношений Америки с её европейскими союзниками и прежде всего с Германией?

Напомним, что в октябре 2013 года Германское общество исследований внешней политики (Stiftung Wissenschaft und Politik) и американский Фонд Маршалла презентовали совместный доклад под названием «Новая сила, новая ответственность: элементы германской внешней политики и политики безопасности в изменяющемся мире» («New Power, New Responsibility: Elements of a German Foreign and Security Policy for a Changing World»).

В январе 2014 года президент ФРГ Иоахим Гаук, выступая на Мюнхенской конференции по безопасности, развил основные положения этого документа. В общих чертах эти положения выглядят следующим образом.

Состояние экономики Германии зависит от экспорта немецкой продукции, поэтому ФРГ заинтересована в сохранении свободного доступа к внешним рынкам, а также в стабильной ситуации в зонах немецких внешнеторговых интересов. Однако, поскольку США «посылают ясные сигналы о том, что их вовлеченность в мире будет в будущем более выборочной», Германия должна будет брать на себя «лидерство более решительно и более часто», продвигая ценности демократии, свободного рынка и международного сотрудничества, в том числе на территории тех государств, где имеются или назревают конфликты. При этом, отмечают немецкие эксперты, Германия должна будет считаться с тем, что среди ее важных торговых партнеров есть государства с авторитарными режимами. Этот «конфликт между немецкими экономическими интересами и приверженностью Берлина демократии потребует от него сбалансированного подхода».

Концепция «новой силы» и «новой ответственности» Германии представляет собой, по сути, «меморандум о намерениях» Берлина играть более самостоятельную роль не только в Европе, но и в мире в целом, причём в ряде вопросов немецкий подход не совпадает с американским. В частности, неоконсерваторы в окружении Обамы отметили, что Берлин, хотя и в завуалированной форме, пытается бросить вызов Соединённым Штатам в том, что касается немецкой политики в отношениях со странами, которые неоконы считают «изгоями» (вроде Северной Кореи и Ирана) или недемократическими (в их числе Россия, Венесуэла и ряд других). 

Особенно встревожило американских неоконсерваторов интервью нового уполномоченного МИД ФРГ по вопросам немецко-российских отношений социал-демократа Гернота Эрлера, которое он дал журналу Немецкого общества внешней политики в январе 2014 года. Эрлер подверг резкой критике действия предыдущего правительства Германии, а также американских политиков и дипломатов во время событий на киевском майдане и с пониманием отнесся к озабоченности России экономическими последствиями для нее в случае подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.

По-видимому, та часть американской политической элиты, которая противится уменьшению присутствия США в Европе, а также сателлиты США из числа «младоевропейцев» (Польша и страны Балтии) решили воспользоваться ситуацией на Украине, чтобы втянуть Россию в инспирированный ими же конфликт с целью решить сразу четыре задачи: 

1. Не допустить отказа США от глобальных имперских амбиций.

2. Вбить клин между Россией и Европой и ослабить обе стороны экономическими санкциями против РФ.

3. Увеличить военное присутствие США на европейском субконтиненте в рамках НАТО и сплотить европейских союзников вокруг США под предлогом отпора «российской угрозе».

4. Вновь поставить под контроль Вашингтона и европейских атлантистов политику Германии. 

Разница в немецком и американском подходах к украинскому кризису достаточно очевидна. 

Так, Берлин вложил немало средств в политику «мягкой силы» на украинском направлении, рассчитывая привести к власти в стране на очередных президентских выборах в 2015 году своего ставленника Виталия Кличко. Судя по опросам, до переворота Кличко имел шансы стать в 2015 году президентом Украины законным путем, чем объясняются попытки Берлина вернуть процесс смены власти в стране в конституционное русло. Вашингтон же, напротив, стремился максимально обострить конфликт, добиваясь от Виктора Януковича полной капитуляции и ухода с поста президента. 

На фоне уличных столкновений в Киеве умеренные партии оппозиции, включая УДАР Виталия Кличко, стали терять поддержку, и одновременно набрали вес радикальные националистические и неонацистские группировки, боевики которых вели огонь по милиционерам и забрасывали их коктейлями Молотова. На протяжении двух десятилетий эти группировки финансировались из США, а их активисты проходили подготовку в Польше и странах Балтии на американские же деньги. 

Всё иностранное влияние на ход событий на майдане постепенно сосредоточилось в руках сотрудников посольства США в Киеве, включая представителей американских спецслужб. И когда Веймарской тройке (Германия, Франция, Польша) удалось добиться от Виктора Януковича согласия на проведение досрочных президентских выборов в декабре 2014 года, это не устроило Вашингтон, который поддержал вооружённый государственный переворот, закрепивший у власти в Киеве проамериканских политиков из партии Юлии Тимошенко «Батькивщина».

Таким образом, первый блин германской стратегии «Новая сила, новая ответственность» вышел комом. Американцы сорвали выполнение соглашения о мирном урегулировании конфликта на Украине от 21 февраля, под которым стояла подпись министра иностранных дел ФРГ. Доверие к Германии как к влиятельному посреднику и миротворцу было подорвано. 

А включение вопреки рекомендациям из Берлина во временное правительство Украины представителей радикальных националистов, вооружение этим правительством боевиков, перегруппированных в Национальную гвардию, превращение антирусской идеологии в официальную идеологию нового режима привели к отпадению Крыма от Украины. Жители Крыма, среди которых абсолютно преобладают русские, отказались стать жертвами неонацистского террора. 

В настоящее время Германия занимает в целом более взвешенную в сравнении с Соединёнными Штатами позицию по вопросу об урегулировании конфликта между киевским режимом и широким народным движением в восточных областях Украины, выступающим с требованием проведения референдума о федерализации государственного устройства. Тем не менее Берлин вынужден следовать в фарватере политики США в вопросах, которые касаются вредящих немецкой экономике санкций против России, увеличения американского военного присутствия в Европе, переброски сил НАТО на восток.

Германии так и не удалось преодолеть в отношениях с Соединёнными Штатами синдром нации, проигравшей войну… 

Остаётся узнать, что думают по этому поводу граждане Федеративной Республики Германии.