С подачи Вашингтона Украина превратилась в условный полигон для отработки схем националистического заговора в Восточной Европе. Смена политического режима путём вывода на острие борьбы с действующей властью ультраправых национал-радикалов – рискованный для европейцев пример. Националистические настроения в усреднённом общеевропейском масштабе захватывают от 10% до 25% умов населения всех стран Старого Света, и Евросоюз вполне может дать трещину там, где он выглядит наиболее хрупким – на линии между западом и востоком Европы… Помимо недовольства социально-экономическими аспектами евроинтеграции, питательной средой евроскепсиса является невосприятие значительной частью европейцев таких «ценностей», как пропаганда гомосексуализма, провозглашение сожительства однополых особей «браком» и др.
В Вашингтоне упорно не хотят замечать ни националистическую природу киевского режима, рождённого государственным переворотом, ни элементы фашизации новой украинской власти. Больше того, недавние визиты на Украину вице-президента США Дж.Байдена и директора ЦРУ Д.Бреннана стали демонстративными знаками поддержки нового киевского режима Соединёнными Штатами. Зато, когда 28 мая А.Яценюк прибыл в Аахен (Германия) на церемонию вручения председателю Европейского совета Херману ван Ромпею Международной премии им. Карла Великого, немцы освистали и.о. украинского премьера. Демонстранты скандировали: "Яценюк - террорист", требуя не допустить новую войну в Европе и «остановить американский террор на Украине».
Во времена классической холодной войны, в эпоху противостояния США и СССР связи администрации Вашингтона с украинскими националистами осуществлялись преимущественно по линии американских разведывательных ведомств. Ныне ситуация изменилась, эти связи распространяются уже и на политическую сферу. Думается, всплывшая недавно информация о визитах в США координатора «Правового сектора» Андрея Артеменко - лишь начало будущих разоблачений.
Влияние украинского кризиса на Европу ещё в полной мере не обнаружило себя, но, судя по динамике событий, можно предположить, что оно будет быстро возрастать. В Брюсселе сейчас выражают надежду, что после выборов на Украине 25 мая (инаугурация новоизбранного президента Петра Порошенко должна состояться 7 июня) новому политическому руководству Украины удастся взять под контроль репрессивный аппарат страны, который фактически находится в руках ультраправых националистических элементов. Однако солидарны ли с европейцами в этом их заокеанские партнёры? И насколько оттеснение украинских национал-радикалов от власти отвечает планам Вашингтона на украинском направлении?
В целом складывается ощущение, что, укрепляя антирусские, националистические, профашистские элементы в новых структурах власти в Киеве и склоняя европейские столицы быть в этом с Вашингтоном заодно, США пытаются одновременно и побудить европейцев увеличить долю их военных расходов по линии НАТО, и поглубже вбить клин в отношения Евросоюз – Россия. Нынешний (по итогам 2013 года) усреднённый показатель военных расходов европейских стран-членов НАТО (1,6% от национальных ВВП при установленном в НАТО ориентире не менее 2%) американцев не удовлетворяет. Перед предстоящим осенью саммитом НАТО в британском Уэльсе Вашингтон, видимо, предпримет дополнительные усилия, чтобы подтолкнуть европейских членов альянса к увеличению их военных расходов. В логике американских стратегов пароксизм украинского национализма, война на Юго-Востоке Украины и усиление конфликтности отношений Киев – Москва вполне могут к этому побудить.
Давнишнее предупреждение «железного канцлера» Отто фон Бисмарка, сказавшего, что «с русскими стоит или играть честно, или не играть вовсе», сохраняет всё своё значение и в наши дни. В Вашингтоне, надо полагать, думают иначе, выталкивая континентальную Европу на самый сложный участок «большой шахматной доски», какой видится американским стратегам Евразийский континент. У Брюсселя между тем сейчас появляется много причин, чтобы проявлять в этом вопросе особую осторожность. Тем более после майских выборов в Европарламент, самым знаменательным событием которых стал «правый поворот», продемонстрировавший, в том числе в таких странах, как Франция, Великобритания, растущую поддержку населением стран Европы тех политиков, которые одобряют действия Москвы на украинском направлении.
Украина стала для американских стратегов ещё одним геостратегическим рубежом расширения НАТО на восток, вглубь Евразии. Однако геополитические игры, острием своим направленные против России и разыгрываемые у границ Европейского союза, имеют разное значение и будут иметь принципиально разные последствия для заокеанской Америки и для самого ЕС. Так что и для Германии, и для всей Европы старый завет мудрого Бисмарка актуален нынче как никогда.